Познакомьтесь с Андреем Дороничевым. Он придумал YouTube на айфонах и делает VR в Google

23 июля 2018 в 05:59
Фотография: Музей-смотровая Москва-Сити
В 2000-х Дороничев делал бизнес в России, а потом уехал в Европу за мечтой. Он сделал YouTube для айфонов и придумывает виртуальную реальность в Google. «Афиша Daily» встретилась с ним на конференции Future in the City в Москве-Сити и попросила рассказать истории о работе в Google и объяснить, как не сойти с ума от огромного количества денег.
Справка

Андрей Дороничев — глава направления виртуальной реальности в Google. В частности, он отвечает за платформу Daydream, VR-приложения Google, например, Street View, в прошлом занимался картонными очками Cardboard. До этого разрабатывал мобильное приложение YouTube. В начале 2000-х создал WAP-портал, на котором заработал первые деньги.

Когда очки виртуальной реальности будут в каждом доме

Не знаю, насколько это будет в каждом доме. Технологически все будет готово где-то через семь лет, тогда компоненты станут достаточно дешевыми и качественными, чтобы за разумные деньги — 200–300 долларов — купить то, что сейчас является произведением искусства.

Думаю, страны победнее, может, и обгонят Америку. Скорее всего, Китай будет первым местом, где произойдет серьезный adoption.

Открытый вопрос: случится ли это вообще? Виртуальная реальность — это консюмерский девайс или специализированный девайс? Мы знаем вертикали, где виртуальная реальность суперважна: игры, архитектура, медицина, преподавание. Я пока не убежден, что это устройство, которое каждая домохозяйка должна использовать, чтобы приготовить суп.

Как отличить плохую виртуальную реальность от хорошей

Плохие приложения

В VR нельзя двигаться так, чтобы зрение не соглашалось с вестибулярным аппаратом, иначе начнет укачивать и тошнить. Приложение, где вам предложат полетать, наверняка плохое.

Хорошие приложения

Они построены людьми, которые думают о комфорте. И где VR добавляет что-то, что трудно сделать на простом экране. Это приложения, которые помещает в места, где вы иначе не побывали бы, которые симулируют дорогие, сложные или опасные ситуации.

Опишите 3D-интернет

Обычный веб — странички и картинки, связанные ссылками, 3D-веб — набор 3D-объектов и пространств, которые связаны между собой. Информация не будет ограничена экраном, а использует все пространство. Не думаю, что это прямо новый 3D-мир, скорее это удобный бленд сегодняшнего двухмерного контента и нового 3D. Для многих вещей, например для текста, 2D — оптимальный формат, а какую-то информацию проще воспринять в 3D. Представьте, например, статью в «Википедии» про космический корабль, и по клику на картинку он появляется перед вами в 3D.

Как не сойти с ума, когда в 22 года на голову свалилась куча денег

Сложно. Мне кажется, все теряют голову. Когда для твоего уровня ожиданий слишком много денегВ интервью The Bell Дороничев рассказывал, что в начале 2000-х зарабатывал на своем бизнесе столько денег, что мог покупать по машине примерно раз в месяц. Он купил себе три, правда все они были подержанными, ты наверняка совершаешь глупости.

Покупать машины в моей ситуации было очень глупо, нужно было покупать недвижимость и инвестировать в акции, но я покупал машины и красивые кроссовки. В результате с первых денег я ничего такого не сделал.

Мой совет — понимать свои ценности. Если знаешь ответы на вопросы «Кто ты?» и «Куда идешь?», то в пиковые моменты, когда приходят деньги, слава, или, наоборот, в моменты жутких потрясений у тебя есть фреймворк для принятия решений. В какой-то момент встал вопрос: «Я — чувак с тремя машинами или чувак, который делает хорошие продукты?» Ну и избавился от машин.

Как не прекратить пытаться, когда провалился около десяти раз

Важно каждую неудачу рефреймить в голове и воспринимать как ценный урок. Этому в Кремниевой долине учат детей: неудачаВ том же интервью The Bell Андрей рассказывал, что до Google запустил 14 компаний и почти все они были неудачными — шаг в правильном направлении, если ты чему-то научился.

У тебя нет варианта зафейлить, когда стартуешь компанию. Есть два варианта: в худшем случае — чему-то научиться, в лучшем — чему-то научиться и еще на этом заработать

Когда фейлишь компанию, важно сесть и извлечь качественные уроки: что я сделал не так, что сделал иначе, спросить своих сотрудников, которые от тебя ушли и сказали, что ты мудак.

Нелепая ситуация из жизни молодого сотрудника Google из России

Я работал в Дублине, и был офис в Лондоне, где сидел мой начальник. Я время от времени туда летал. Как-то раз пошел в магазин и купил красивую белую рубашку — мне так понравилась! Надел и пришел в ней в лондонский офис на планерку, все на меня смотрят: «Андрей, ты что, с вечеринки, со свадьбы?» Я говорю — нет. «А чего ты в таксидной рубашке?» У нас в России таксидоАмериканское название смокинга, вечернего костюма для особых случаев. особенно не носят, ну или не носили в том обществе, из которого я пришел. Я не понимал, что есть целый культурный слой, что есть вид платьев для определенных случаев: для свадеб, приемов и так далее. Я тогда почувствовал: «Черт возьми, какого же количества базовых знаний у меня нет!»

Мысли перед самым важным запуском в жизни

Это был самый сумасшедший день в моей жизни (день перед запуском приложения YouTube для айфонов. — Прим. ред.). Я думал обо всем и о том, что пойдет не так. Для меня этот день был все равно что для футболиста финал чемпионата мира — очень волновался. Но все получилось. До сих пор у меня на столе стоит бутылка от шампанского, которую мы с командой открыли в ту ночь.

Лучшие книги, которые прочитали за последнее время

«Sapiens: A Brief History of Humankind» Юваля Ноя Харари

Она объясняет, как работает мозг, общество, человечество, какой сейчас большой тренд. Любой человек, который занимается технологиями, бизнесом или вообще чем-либо социальным значимым, обязан ее прочитать. Она дает понимание человечества как ничто другое, а читается как художественная литература.

«The Inevitable» Кевина Келли

Ее написал редактор Wired, хорошая книга, но я не могу ее так же восторженно рекомендовать. Она описывает основные технологические тренды и как благодаря им мир будет выглядеть в будущем. У него фундаментальный, глубокий подход: проинтервьюировал всю [Кремниевую] долину — приходил к нам — и создал красивую картину, которая дает понять, что такое AI, к чему приведет виртуальная реальность, как это повлияет на общество.

Ситуация, которая лучше всего иллюстрирует работу в Google

В Google, если у тебя есть хорошая идея и немного настойчивости, ты можешь сделать что-то большое вне зависимости от твоей должности. Вот история.

2009 год, Android, Apple, Стив Джобс жутко обижен [на Google], все воюют, ужасный напряг. В айфоне есть некое подобие YouTube, которое сделала Apple, но оно практически не работало к тому времени. Все разводят руками и не понимают, почему так получилось.

При этом я и моя команда занимаемся YouTube Mobile, и мы смотрим на это так: людям неудобно, и, несмотря на то что они пользуются айфоном, что это конкуренты, что есть страшная злоба и обида, мы должны сделать так, чтобы у них был доступ к той же информации, чтобы это было качественно.

С таким посылом я иду к своему начальству, говорю: «Я хочу построить приложение для айфона». Они говорят: «Да ты с ума сошел! Это никогда не запустится! Да и зачем?!» Я иду к их начальству, мне говорят: «Ну, чувак, правильный посыл, но непонятно, как это сделать в политической ситуации».

Но мне никто не ставит палки в колеса, и я — никто, какой-то молодой продакт-менеджер — строю приложение, и никто не запрещает это делать. Я иду в Apple, и их глава по маркетингу Фил Шиллер приглашает на встречу, мы с ним разговариваем, договариваемся, и в результате выпускается приложение.

В ситуации, когда Apple и Google вообще не разговаривали, какой-то непонятный молодой парень с русским акцентом стартует проект, ему не мешают, приложение запускается и становится самым популярным в App Store.

Лучшее место в интернете в 2018 году

YouTube стал невероятным с точки зрения того, сколько там знаний и чему я за последнее время научился. Он превратился из веб-сайта со смешными роликами в место, где можно научиться практически всему и вещам, которым нельзя научиться по книгам: танцевать, правильно бить в боксе, гонять на машине. Он стал источником знаний, которые в прошлом не были передаваемыми и передавались только от учителя к ученику.

Как постоянно генерировать новые идеи и не уставать

Слушать людей. Инженеры, дизайнеры — все очень креативные, у всех огромное количество идей.

Это вопрос культуры компании. Идеи не генерятся в вакууме, их генерируют люди. Важно, чтобы культура компании поощряла людей, предлагающих новые идеи.

Чтобы даже если ты 21-летний, странно одетый, плохо говорящий пацан, ты чувствовал себя в безопасности, предлагая что-то новое

Возможно, идею не пустят в дело, но по крайней мере точно выслушают, не посмеются и не заткнут.

Когда команда генерирует идеи, важно вместо «нет» и «но» говорить «да, и». Если кто-то на брейншторме предлагает идею, а ему отвечают: «Нет, не так», брейншторм быстро затыкается. Хороший брейншторм — когда вы принимаете и строите на каждой идее, даже откровенно бессмысленной. В какой-то момент после десяти идиотских идей рождается одна — бриллиантовая.

Идея, которая точно выстрелит в России в ближайшие годы

Электрические самокаты, которые захватили Сан-Франциско, в Москве тоже сработают. Они работают четыре-пять месяцев в году, но отбиваются за несколько недель. У них сумасшедший return on investment, и это суперудобный сервис для жителей города, особенно такого крупного, как Москва, — с заторами на дорогах.

Самая странная идея, которая внезапно стала бриллиантовой

Знаете, что в YouTube вы можете уменьшить плеер, и он будет болтаться в углу? Вот так же раньше не было, это вообще было ненормально. Видеоприложения были построены так, что есть страница с плеером, а есть страница, где вы ищете видео.

Идея, что мы вынесем плеер в другое измерение и сделаем его сворачиваемым, была смешной. Телефон маленький, видео маленькое, а сделать его размером с почтовую марку — бессмысленно, неинтуитивно: зачем тогда видео?

Когда в первый раз у нас эту идею кто-то выбросил совершенно по другим причинам, мы такие: «Ха-ха». А потом это фундаментально изменило YouTube и другие приложения — теперь все делают то же самое.

Лучшая и худшая сторона жизни в Сан-Франциско

Одна и та же — огромное количество талантливых людей, которые что-то строят.

Невероятная концентрация людей, которые мечтают изменить мир: технологи, биологи, rocket scientists. Заходишь в любое кафе, и там не говорят, как купить себе новые ботинки, а говорят только о том, как поменять мир.

Но сложно почувствовать себя хорошо, потому что постоянный fear of missing out: люди что-то колбасят, что-то запускают, делают какие-то экзиты.

В какой-то момент хочется посидеть и просто потупить в куст смородиновый. Это вызывает большой стресс, и люди перегреваются. Им хочется побыть в компании менее одаренных и светлых людей, чтобы почувствовать себя нормальным или даже одаренным. Потому что остальное время чувствуешь себя каким-то дураком.

Стартап, о котором должны узнать все

MEL Science. Я один из инвесторов и с огромной любовью и уважением отношусь к нему. Его собрал Вася [Филиппов], который создал SPb Software и продал его «Яндексу».

Это стартап, который создает наборы для обучения детей химии. Команда, которую Вася построил, невероятная: это увлеченные педагоги, которые хотят изменить то, как люди учатся, но не за счет новых книжек. Они создают сумасшедшие и интересные опыты, которые приходят по почте, и вы со своим ребенком делаете. Маленький набор «Юный химик».