Куратор уровня «Босх»: почему в России так популярны мультимедийные выставки

2016-й в Европе объявлен годом Иеронима Босха, одного из самых загадочных художников Северного Возрождения. В Москву привезли не картины Босха, а его проекции — на очередную мультимедийную выставку в Artplay. «Афиша Daily» разобралась в том, почему их стало так много.

В год Иеронима Босха по всей Европе открываются выставки — но музеев много, а Босх один. Поэтому на помощь приходят разные «интерактивные» проекты. Вот лишь несколько:

Интерактивный проект позволяет в мельчайших деталях исследовать триптих «Сад земных наслаждений».

Приложение для смартфона помогает сделать фотоснимок в духе Босха, добавив на любую фотографию предметы и героев с его картин.

В Хертогенбосе уже открылась крупнейшая ретроспектива Босха. А в главной кузнице Хертогенбоса можно поучаствовать в изготовлении нового символа города — трехликой совы, которую художник часто изображал.

Испанский дизайнер Начо Карбонелл делает выставку предметов интерьера, «сошедших» с картин Босха.

На тему Босха в этом году выскажутся режиссер Питер Гринуэй и братья Чепмен. Макабрические перформансы группы Hieronymus B. многие уже видели

В России выставка Босха проходит не в Пушкинском (его немножко показывали по случаю столетия музея 4 года назад), не в Эрмитаже, и не в Третьяковке. Да и вообще это не выставка картин. Полотна мастера проплывают по огромным экранам в виде замысловатого слайдшоу на Artplay: используются десятки проекторов, играет музыка.

Российскими первопроходцами в организации таких шоу были iVision, — в 2013-м эта российская компания купила у австралийской Grande Exhibitions франшизу на показ мультимедийных выставок и арендовала для этого помещение на Artplay. Первая выставка iVision «Ожившие полотна Ван Гога» стала настоящим блокбастером — только в Москве ее посетило около 200 тысяч человек. Для сравнения — выставка работ знаменитой русской художницы Натальи Гончаровой в Третьяковской галерее привлекла 140 тысяч зрителей, а выставка из коллекции Костаки всего 70 тысяч.

Входной билет на «выставку Ван Гога» стоил 500 рублей: кто-то решил, что платить столько за «картинки, которые показывает проектор» дорого, но сотни тысяч человек денег не пожалели. По некоторым источникам, только в столице организаторы заработали на билетах около 50 млн руб. Представители iVision в разговоре с «Афишей Daily» эту цифру комментировать отказались.

Что говорили посетители

«Это первое мое посещение выставки в 3D измерении, поэтому все было свежо и интересно. Понравилось, что можно лечь на кресла, и лежа наблюдать, как одна картина сменяет другую», — Катерина Солнечная, afisha.ru

«Ван Гог в гробу ворочается. Ни к искусству живописи ни к искусству кино отношения это не имеет. Реклама Ван Гога, не более того», — Лида Лиднева, afisha.ru

«Ходила с сыном 11-ти лет, он в восторге — и от полотен, и от световых инсталляций и от музыки. Все в совокупности производит неизгладимое впечатление — расслабляет, уходить не хочется», — Ирина, afisha.ru

Ван Гог как обои, пол и потолок

На подъеме интереса к мультимедийным проектам в 2014 году на Artplay образовалось собственное подразделение, занимающееся выставками, Artplay Media. Их первым собственным проектом стала выставка «Великие модернисты. Революция в искусстве», в сентябре 2015 года переехавшая в торговый центр «Авиапарк», а затем «Микеланджело. Сотворение мира», далее полетевшая в Екатеринбург. Посетители хором хвалили три вещи: наличие пуфиков, хорошую музыку и то, что детям все нравится: «Дочь смотрела картины в 3D-очках, фотографировалась внутри картин, танцевала под музыку»; «удобные кресла позволяют полностью раствориться в происходящем», «грамотно подобранные работы, мягкие пуфики», «анимации легендарных картин Малевича мгновенно заставляют бегать мурашки по всему телу!», «Микеланджело — хорошая выставка. Не уснул, не заскучал. Музыка хорошая, хотя в принципе такую не очень люблю».

В Петербурге на Ван Гога-онлайн тоже сходили 200 тысяч человек, бешеным успехом пользовались и проекции французских импрессионистов в суровом комплексе «Ленэкспо». Это притом, что в «Эрмитаже» имеется богатейшая их коллекция, из-за которой в свое время Ирина Александровна Антонова почти поссорилась с Михаилом Борисовичем Пиотровским. «Хочется, чтобы Петербург как наиболее близкий к Европе российский город вбирал в себя и транслировал инновационные течения и подходы к искусству», — говорили кураторы выставки.

Artplay Media и iVision — конкурирующие компании, занимающиеся мультимедийными проектами в одном и том же пространстве Artplay. Но если iVision лишь привозит выставки по франшизе, то Artplay Media отвечает за весь цикл создания выставки: от идеи до ее реализации, и «Босх» — третья сделанная ими выставка.

Ролик, созданный австралийцами Grande Exhibitions, в котором сравнивается якобы сворованная мультимедийная выставка в Екатеринбурге и оригинальная выставка

Удивительно, но гастроли выставок iVision и Artplay Media по России организует одна и та же компания — Volkov Pro, привозившая в страну крупных музыкантов: Jamiroquai, The Chemical Brothers, Эннио Морриконе. Подобное расслоение компании iVision и появление Volkov Pro запутало идеологов австралийского Grande Exhibitions, которые обвинили Volkov Pro в краже выставки «От Моне до Сезанна: Французские импрессионисты»: «Мы настоятельно просим россиян не становиться жертвами этих мошеннических мероприятий и не поддерживать людей, которые зарабатывают деньги путем обмана публики». На популярности выставок этот скандал не сказался.

«Когда мы начинали, было непонятно, как это делать технически и будет ли это пользоваться спросом. Поэтому мы купили франшизу — обратились к представителям компании Grande Exhibitions и приобрели у них права на показ проекта «Ван Гог. Ожившие полотна». Все оборудование и контент компания предоставила нам под ключ. Заплатили большой аванс и огромные роялти. Контракт заключили на три года.

В итоге проработали мы вместе только год. Сейчас с компанией Grande Exhibitions судимся: мы крупно поссорились, потому что вывезли одну выставку на гастроли в Берлин, хоть изначально с ними речь шла о России. Но когда в декабре 2014 года, рубль упал, мы решили, что попробуем зарабатывать и евро. Поэтому сейчас с австралийцами у нас контракт фактически не действует и идет судебный процесс в Берлине. Когда мы больше не могли показывать австралийского Ван Гога, то сделали своего, и назвали проект «Ван Гог 2.0».

Окупаться и выходить в плюс мы начинаем только сейчас. Благодаря акции про лабутены, у нас взорвалась посещаемость выставки «Ван Гог 2.0». Я поначалу сомневался: нас и так обвиняют в том, что мы — попса. А тут еще и лабутены, да еще и в штанах. А вообще интересно наблюдать за теми, кто стоит в очереди — многие путали Ван Гога с Гогеном и знали про Ван Гога только то, что он отрезал себе ухо. Все.

Безусловно, не все подобные проекты положительно воспринимают: «Нельзя так брать и играть с вечным! Это кощунство!». Но сколько людей, столько и мнений. Сейчас вообще делают полнометражный анимационный фильм, где в основе картины Ван Гога. Это тогда что? Кощунство в третьей степени? Вам это может не нравиться, но это лучше, чем ужастик.

Арт-критики могут сколько угодно ругаться, но лучше пусть сами попробуют искусство популяризровать. Вот как затащить молодежь в Пушкинский музей? А от нас зрители часто выходят с желанием сходить в музей!

Пусть зритель сам решает, что ему интереснее смотреть. То, что мы с Artplay Media находимся под одной крышей добавляет конкуренции. Ну а сейчас у нас «Sолярис», а у них «Босх» — это тематически совершенно разные выставки, так что не вижу в этом никаких проблем. Тем более наш «Sолярис» — это не совсем мультимедийный проект. Можно разукрасить фантастическое животное и поселить его на планету. Мы хотим погрузить посетителей в удивительную космическую атмосферу. Это Edutainment».

Мария Насимова
главный куратор Еврейского музея и центра толерантности

«Изначально переговоры с австралийцами о Van Gogh Alive вел наш музей — но я откровенно рада, что эта выставка не состоялась. Показывать живого Малевича и Кандинского гораздо важнее и интереснее.

Я считаю, что мультимедийные выставки — это фикция и бесполезная трата денег и времени. За одним большим исключением — это выставки, где показывается история, а не искусство. Есть такая штука, как артефакт. Если у организаторов нет достаточного количества артефактов, то мультимедиа очень помогают, но никак не заменяют сам контекст.

Насколько мне известно, выставка с Ван Гогом сдавалась в аренду за 300 тысяч долларов: это покупка лицензии, создание инсталляции, поездки команды. Естественно, в России появилось люди, которые делают это гораздо дешевле. Мультимедийные выставки рентабельнее, потому что один и тот же контент можно показывать много раз. Для выставки «живого» искусства нужно заново строить стенки, нужны ящики, нужна страховка и множество других элементов. В случае с мультимедиа главное — найти проектор».

«Мы понимаем, что Босх — это не Ван Гог. Все те художники, которых не напечатали на календарях, конфетах и майках, очень плохо знакомы широкой зрительской аудитории. Не все знают Босха, не все ходят в музеи и уж тем более не все ездят в Европу. Но такой мистический и задорный Босх очень подходит российской действительности, потому что время сейчас мрачноватое — наше русское веселое Средневековье.

Можно даже сказать, что для Босха проекции — это идеальный вариант. В оригинале его картины небольшие и требуют пристального разглядывания: «Что тут вообще происходит?». Глядя на его работы, я не всегда могу описать, что я вижу.

Общее настроение у выставки немного мистическое и немного шуточное. Если придерживаться классической традиции, то Босх — это очень библейская живопись, фиксирующаяся на человеческих грехах. Пытался ли Босх передать на картинах разложение Европы? Казалось ли ему его время аморальным? Хотел ли он сказать своим современникам «это мы с вами»? Хотел ли он сказать, что смертные грехи всегда присутствуют в жизни человека? А может, он был сумасшедшим содомитом, живущим в секте?

На самом деле Босх — это про религию и мистические чувства. Это тяжелые темы. А по сути его герои невероятно милые и очень забавные, они могут понравиться всем. Средневековье вообще эпоха очень забавных вещей.

Среднестатистический зритель в классическом музее зачастую чувствует себя неловко. Если все время говорить зрителю — «это чистой воды Бодрийяр», то он будет чувствовать себя идиотом, он и фамилии этой не знает. Когда мы объявили акцию «На Ван Гога на «лубутенах», к нам пришло очень много людей, но не все из них могли отличить Микеланджело от Ван Гога и заходили не в ту дверь. Не надо переоценивать нашего зрителя».

Андрей Паршиков
куратор, арт-критик, руководитель научно-методического отдела МВО «Манеж»

«К музейной экспозиции это имеет такое же отношение, как голливудский фильм «Мех» к творчеству великой Дианы Арбус. Этот формат должен честно признаться, что это такое же околокультурное развлечение, как, например, аттракцион «Киты в 3D».

Возможно, эти проекты хороши, чтобы хоть как-то привлечь аудиторию, которой вообще не интересна культура, а нравится аттракцион (например, дети). Но как эти «мультимедийные выставки-шоу» помогут этой аудитории начать интересоваться искусством? Да, возможно, они пойдут на ожившего Босха, на Айвазовского 2.0 или еще на какой-то искрящийся и звучащий варьете-суррогат. Но пойдут ли они после этого в музей? Осознают ли необходимость опыта контакта с оригинальными произведениями? Я очень сомневаюсь, ведь это куда сложнее и не так развлекательно.

Наталия Протасеня
Куратор и сооснователь галереи Red Square

«С одной стороны, популяризация искусства — всегда хорошо. С другой стороны, кто сказал, что для того чтобы повысить интерес широкой аудитории к искусству, необходимо превращать искусство в аттракцион? Как будто того, что создали художники, недостаточно: надо туда что-то добавить. Ван Гог создавал свои произведения в определенном медиуме — холст, масло, — и это вовсе не потому, что в его время не было компьютеров.

Помимо того, что это грубое разрушение авторского замысла, это еще и разрушение магии и ауры оригинального произведения. Смотреть на картину через десктоп — это вынужденная ситуация для тех, кто не может пойти на выставку. Но смотреть на картину через десктоп, будучи на выставке, — это немного абсурд.

Пойти и посмотреть работы импрессионистов в оригинале в Галерее искусства стран Европы и Америки, где можно разглядеть живой мазок и цвет художника, — в сто раз полезнее для развития эстетического опыта, чем смотреть на искаженные картинки на плазмах».

Ольга Широкоступ
Художница, менеджер направления «Полевые исследования» музея «Гараж», куратор подростковой программы СКВТ Политехнического музея

«Технологии должны не только создавать вау-эффект, но и доносить информацию в более интересном виде. Здесь все наоборот: контент нужен только для того, чтобы проиллюстрировать впечатляющую технологию.

Получается, что не важно, работы какого художника показывать (главное — знакомого, лучше известного и любимого). Срабатывает эффект узнавания, и одного этого достаточно: ничего нового, спорного или неожиданного человек не получает — он в полной безопасности, потребляет красивые картинки, музыку, информацию в «дружелюбном виде».

Проблема только лишь в том, что эти проекты не имеют ничего общего с выставкой как таковой. На сайте Artplay создатели выставки «Микеланджело. Сотворение мира» не скрывают, что это «яркое, эмоциональное шоу». Ничего в этом зазорного нет — изображения понятные и любимые, селфи можно красивое сделать. Всем моим знакомым, кто имел удовольствие выставки эти посетить, в целом понравилось. Все-таки сходить на такую выставку лучше, чем, провести выходной в торговом центре. Но в торговом центре как-то честнее, что ли».