В чем проблемы дизайн-образования в России? Отвечают дизайнеры

Недостаток практики, необразованные заказчики и светлые перспективы: накануне очередных Дней промышленного дизайна в Сколково несколько участников проекта рассказали «Афише Daily», как дела с отечественным дизайн-образованием в России.
Илья Лепешкин
Доцент кафедры дизайна и начальник Центра проектной деятельности Московского политеха
Степан Пьяных
Преподаватель на курсе Product and Industrial Design в Британской высшей школе дизайна
Сергей Смирнов
Руководитель SmirnovDesign, член экспертного совета Минпромторга России

О главных проблемах дизайнерского образования в России

Смирнов: «Одна из главных проблем промдизайн-образования — отрыв от практики. Это подтверждает то, что в местах, где такой разрыв ликвидируют, ощущается резкий качественный прогресс в образовании».

Лепешкин: «Дизайн — в максимальной степени прикладная специальность. Чтобы стать профессионалом, студент должен набирать опыт реальной деятельности, потому что на работу его будут принимать не по диплому, а на основе портфолио, которое должно сформироваться к концу обучения.

К сожалению, пока еще вузам редко удается наладить взаимодействие с внешними компаниями, чтобы, с одной стороны, эксперты из отрасли приходили и транслировали знания и опыт студентам, направляли их при реализации проектов; с другой — чтобы ребята могли практиковаться на реальных задачах и сразу понимать ограничения, которые существуют при разработке решений. Ведь чисто образовательный проект может быть «сферическим конем в вакууме», а реальный продукт нацелен непосредственно на рынок.

Также российскому дизайнерскому образованию крайне необходимо поддерживать контакт с мировыми университетами. Было бы очень интересно делать совместные проекты со студентами из разных стран, чтобы ребята могли поработать вместе и взаимообогатиться как с культурной, так и профессиональной точки зрения».

Пьяных: «Проблемы дизайнерского образования в России напрямую растут из проблем индустрии дизайна в этой стране в целом. И эта проблема, на мой взгляд, в том, что российский рынок в целом придает меньшее значение дизайну, чем западный, и в некоторых частях индустрии это проявляется особенно заметно.

Возьмем близкий для меня рынок дизайна продукта, или продуктового дизайна (Product Design). О каком вообще признании может идти речь, если в русском языке нет даже устоявшегося термина для определения этого рода деятельности? В лучшем случае дисциплину пытаются упаковать в значительно более ограничивающее понятие «промышленный дизайн». Вот и получается, что профессионалы, способные обеспечить полный цикл разработки продукта, ценятся на российском рынке по большому счету только умением проектировать корпуса.

И это проблема, свойственная не только продуктовому дизайну. Фиксация рынка на технических навыках свойственна и дизайну визуальных коммуникаций, и индустрии моды, и архитектуре. От этого и страдают российские дизайн-вузы, которые вынуждены работать в контексте российской дизайн-индустрии».

О самых важных изменениях в сфере дизайнерского образования за последние годы

Смирнов: «Этот вопрос связан с первым. Я считаю достижением последних лет то, что многие кафедры самым серьезным образом начали работать с реальными производителями на постоянной основе, поменяли программу образования и повысили качество специалистов, которые выходят из этих кафедр. Отмечу, что это не везде произошло, но тенденция наметилась».

Пьяных: «Пожалуй, самое важное — то, что начало происходить обоюдное просвещение заказчика и исполнителя. Появились новые образовательные программы, посвященные предпринимательству в креативной среде, которые учат дизайнеров разговаривать на языке бизнеса».

Конференции, посвященные дизайну, перестают быть мероприятиями, проводимыми дизайнерами для дизайнеров, становятся площадками для общения между всеми участниками индустрии
Степан Пьяных
Преподаватель Британской высшей школы дизайна

Лепешкин: В последние годы наметилась тенденция на решение описанных выше проблем — как со стороны вузов, так и со стороны компаний, которые по примеру зарубежных коллег начинают работать со студентами не в логике «стажировка — работа», а в логике «проект — стажировка — работа». Прекрасным примером может служить «АвтоВАЗ», чье дизайнерское подразделение ежегодно реализует проекты с университетами.

Также появляется много выставок и конференций по дизайну, создаются единые площадки для обсуждения и демонстрации дизайнерских проектов (Московская биеннале дизайна, форум Pushka, Дни промышленного дизайна), где студенты могут участвовать и проявлять себя еще во время обучения в университете.

Еще важен наметившийся вектор на разработку концептуальных проектов, которые ориентированы не на существующий рынок, а на создание образа будущего. Этот запрос, все чаще исходящий от самих компаний, идеально сочетается со стремлением молодых ребят заглянуть в будущее, которое будет построено вокруг передовых технологий».

О том, как дизайнерам-выпускникам найти работу

Лепешкин: «Студентам-дизайнерам сейчас проще найти работу, потому что дизайн на рынке крайне востребован. С ростом потребительской культуры хороший дизайн стал критерием успеха продукта, и компании уже не могут это не учитывать. Поэтому все больше компаний либо организуют у себя дизайнерские подразделения, либо заказывают разработку в сторонних дизайн-студиях. Так что количество рабочих мест по специальности для выпускников-дизайнеров явно увеличилось.

В то же время ребята, которые получают высшее образование по дизайнерской специальности — вне зависимости от ее профиля, — обладают комплексными знаниями и в обязательном порядке учатся методу проектирования. Поэтому они могут участвовать в реализации огромного спектра проектов и, как следствие, могут быть востребованы совершенно в различных компаниях и организациях».

Пьяных: «В плане трудоустройства наши выпускники, как правило, выбирают один из трех путей: устроится на позицию дизайнера в штат компании, на дизайне не специализирующийся, устроиться в дизайнерскую студию или основать собственную компанию.

Первый вариант больше всего страдает от проблем, которые я уже описал. Компании в России не всегда знают, для чего нужен дизайнер и нужен ли он им в принципе. Это несколько ограничивает количество доступных на рынке предложений. За границей предложений больше, но с работой за рубежом для российских выпускников очевидно есть отдельные сложности.

В дизайнерских студиях спрос на навыки наших студентов гораздо выше — но их самих в России не так много. Это побуждает выпускников основывать собственные дизайн-студии. Но дизайн в личной студии, как правило, уходит на второй план, а на первый выходят навыки предпринимательства.

Но рассчитывать, что все выпускники устроятся в дизайн-студии или создадут таковые, неразумно. Дизайнеры должны интегрироваться в том числе и в непрофильные компании. А для этого нужно просвещать и образовывать не только молодых профессионалов, но и их потенциальных заказчиков. Объяснять, кто такие дизайнеры и чем они занимаются, нужно не только будущим дизайнерам, но и людям, которым с ними придется взаимодействовать».

Расскажите друзьям