Компания «Яндекс» представила «Яндекс.Станцию», собственную умную колонку с голосовой помощницей «Алисой». Это первое устройство «Яндекса» и первая умная колонка, которая работает с русским языком и будет официально продаваться в России. «Афиша Daily» рассказывает, что уже известно о «Яндекс.Станции».

Что умеет «Яндекс.Станция»

После начала продаж колонка будет делать все, что делает «Алиса» в телефоне. Например, установит таймер и напоминание, расскажет о погоде и пробках, включит музыку и сериалы.

Функции, которые связаны с видео и фильмами, — новые. Когда «Станцию» подключают к телевизору или монитору через HDMI, она запустит встроенное программное обеспечение — что-то вроде Smart TV, но разработки «Яндекса». Внутри интерфейса есть «Яндекс.Музыка», а также видео, фильмы и сериалы из «Амедиатеки», ivi.ru и «КиноПоиска». Помощница включает фильмы через голосовые команды и управляет воспроизведением, например, ее можно попросить перемотать фильм на 30 минут или сделать погромче.

«Станция» будет поддерживать все навыки — это интеграции с другими сайтами и сервисами, — которые есть у «Алисы» уже сейчас. Например, она сможет заказать пиццу из «Папы Джонса» и, возможно, вызвать такси и подключиться к лампам Philips Hue, чтобы пользователь включал свет голосом. Навыков станет больше — весной «Яндекс» открыл API «Алисы» для других разработчиков.

Как выглядит колонка «Яндекса»

Внешний вид «Яндекс.Станции» разрабатывали дизайнеры из компании. Она сделана из алюминия, довольно тяжелая и оформлена кожухами трех цветов: черным, белым и фиолетовым. Сверху на колонке есть две кнопки — включение устройства и выключение микрофонов — и алюминиевое кольцо, которое регулирует громкость. Кольцо прохладное, и его настолько приятно трогать, что громкость хочется менять самому, а не с помощью «Алисы». Вокруг кольца есть цветная подсветка, которая сообщает дополнительную информацию: например, зеленый свет означает, что громкость на минимуме, красный — что колонка работает на полную громкость, фиолетовая пульсация — что «Алиса» слушает собеседника. В темноте смотрится эффектно.

Хорошо ли звучит «Яндекс.Станция»

Разработчики «Яндекса» говорят, что акустическую систему колонки делали с ориентиром на качественную музыку. По их словам, «Станция» звучит чуть хуже колонки Sonos, но лучше Amazon Echo. Внутри колонки работают 10-ваттные твитеры и 30-ваттный сабвуфер, а также есть акустическая линза — чтобы звук расходился в стороны. На максимальной громкости колонка выдает звук, которого хватит для большой квартиры и небольшой вечеринки. Если снять кожух, звук будет еще лучше.

Но даже в этом случае «Алиса» услышит просьбу сделать потише. Это работает так: помощница слушает саму себя и «сбрасывает» звук, который воспроизводит колонка, поэтому в микрофоны идет только голос человека. За последнее время разработчики улучшили распознавание русской и английской речи, поэтому во время теста помощница легко восприняла фразу: «Алиса, включи Limp Bizkit «Break Stuff». Если вам неинтересно воспроизводить музыку из сервиса «Яндекса», то «Станцию» можно использовать как обычную блютус-колонку.

Чего ждать от «Яндекс.Станции» в будущем

В «Яндексе» говорят, что у колонки длинный срок жизни и в будущем для нее выпустят много программных обновлений. Например, через какое-то время после запуска появятся мини-профили для людей, которые живут в одном доме. «Алиса» попросит представиться, ответить на 10–20 вопросов, произнести какие-то фразы, чтобы она запомнила интонации и голос человека. После этого она будет включать разные музыкальные плейлисты для взрослого сына и маленькой дочери. Сначала мини-профили будут работать только с «Яндекс.Музыкой», а потом и с другими сервисами «Яндекса». При этом «Алиса» ничего не расскажет о человеке, если об этом спрашивает другой пользователь. Например, мать не сможет узнать, какие дела записаны в календаре сына на сегодня.

Разработчики называют голосовые интерфейсы частью интерфейсов будущего и считают, что они будут активно развиваться и становиться лучше следующие десять лет. В «Яндексе» думают о том, чтобы выпустить уменьшенную версию колонки — как Google Home Mini и Echo Dot, — но, поскольку это сложный процесс, для которого нужно разрабатывать аппаратную часть и проверять его качество звука, не могут ничего сказать о примерных сроках. «Яндекс» предоставит систему микрофонов колонки и помощницу «Алису» другим производителям, поэтому стоит ждать новых умных устройств с «Алисой».

Подробности по теме
«Алиса» говорит голосом этой актрисы. Почитайте интервью с ней
«Алиса» говорит голосом этой актрисы. Почитайте интервью с ней

Можно ли купить «Яндекс.Станцию»

Колонка начнет продаваться летом за 9990 рублей. Для сравнения, колонку Apple HomePod в России продают от 25 000 рублей, а Google Home — от 10 000 рублей. После запуска колонка появится только в «Яндекс.Маркете», позже — в обычных магазинах. На старте продаж будут три версии: черная колонка с черным кожухом, серая колонка с белым кожухом и серая колонка с фиолетовым кожухом. Позже кожухи начнут продавать отдельно — они будут стоить дешево. На сайте колонки можно оставить почту, чтобы вам сообщили новости о начале продаж. Предзаказа пока тоже нет.