Что посмотреть на фестивале Юна Фоссе

5 апреля 2018 в 13:25
Фотография: пресс-материалы
С 6 по 9 апреля в Москве и Петербурге пройдет театральный фестиваль Юна Фоссе — современного норвежского писателя и драматурга, по которому уже давно сходит с ума весь мир. «Афиша Daily» рассказывает о главных событиях фестиваля.

Кто такой Юн Фоссе?

Норвежский писатель и драматург номер один, наш современник, живой классик. Его пьесы в постановках самых знаменитых режиссеров — от Томаса Остермайера до Роберта Уилсона — идут в театрах по всему миру, его книги переводятся на десятки языков, издаются и переиздаются. Первый роман Фоссе написал в 1983 году, а пьесами занялся уже в статусе состоявшегося писателя в 1992 году. Британское аналитическое агентство Synectics включило Фоссе в сотню ныне живущих гениев. Сейчас он ведет затворнический образ жизни, работает в уединении — пишет роман «Септология» на 1800 страниц.

Что особенного в его пьесах?

У персонажей Фоссе нет имен, только простые обозначения — Он, Она, Женщина, Пожилая женщина и так далее. Знаков препинания тоже нет. Язык близок к поэтическому (даже верстка пьес имитирует стихотворные столбцы), реплики просты и лаконичны. Словом, так не говорят в жизни, так говорят в притчах и коанах.

Фоссе пишет на новонорвежском языке, который в действительности, в противовес близкому к датскому букмолу, используется почти исключительно на центральных телеканалах. При этом норвежского в пьесах Фоссе столько же, сколько русского в пьесах Ивана Вырыпаева. То есть, с одной стороны, эта драматургия космополитична, с другой — универсальна. Как произведения русского драматурга Антона Чехова или норвежского драматурга Генрика Ибсена.

Что почитать?

На русском языке произведений Фоссе до сих пор почти не существует. В 2005 году был опубликован перевод эссе «Я не мог тебе сказать» и сборник стихотворений. Из пьес опубликована на русском только «Однажды летним днем»; при том, что автор уже написал без малого 40 текстов для театра.

Но лед тронулся, и выход первого российского сборника драматургии Фоссе выйдет уже в этом месяце. Название сборника — «Когда ангел проходит по сцене» — цитирует эссе автора, согласно которому именно сакральное, магическое переживание длящегося момента, когда будто бы все сошлось, и есть то, что доступно только театру.

Что посмотреть?

«Сюзанна»

Жена культового норвежского драматурга Генрика Ибсена, овдовев, не покидала дом до самой смерти, проведя в затворничестве восемь лет. Этот исторический факт — в основе пьесы Юна Фоссе, которого так часто сравнивают с Ибсеном. Три героини — три Сюзанны разных возрастов — ведут монолог с отсутствующим гением. В спектакле Александра Огарева роль Сюзанны в возрасте исполняет Евгения Симонова, обладательница «Золотой маски» (кстати, за роль жены Льва Толстого).

«Норвежские читки»

Кроме спектаклей в программе фестиваля Фоссе множество встреч с представителями автора, обсуждения спектаклей, всевозможные дискуссии по теме. А еще — серия читок коротких пьес Юна Фоссе: «Жить тайно», «Свобода», «Телемах», «Вон там». Впервые тексты зазвучали на русском примерно год назад на фестивале норвежской культуры в Москве; они же вошли в готовящийся к изданию сборник. Вход свободный, по регистрации.

«Однажды летним днем»

Спектакль знаменитого казанского Театра им. Камала — единственный в своем роде Фоссе на татарском языке. Постановка Фарида Бикчантаева — европейская на сто процентов в эстетическом смысле — была четырежды номинирована на «Золотую маску». Это доведенная почти до абстракции туманная история про то, как однажды мужчина ушел в путешествие и не вернулся, оставив жену навсегда наедине с самой собой. По версии режиссера, эта пьеса-ребус — «о проблеме высказанного и невысказанного». Спектакль идет с синхронным переводом.

«Имя»

Ранняя пьеса Фоссе (1995) про самую обыкновенную семью, в которой все не слава богу только по одной простой причине: людям не свойственно действительно слушать и слышать друг друга. Режиссер — выпускник ГИТИСа, уроженец Финляндии Йоэл Лехтонен.

«Тени»

Норвежский театр «Избранные» славится впечатляющими синтетическими спектаклями, где свет, звук, видео, слова и движения тел в пространстве равнозначны. В сущности, они создают живые инсталляции. «Тени» Юна Фоссе — это абстрактный текст, состоящий из почти натуралистических эпизодов; среди персонажей угадываются члены большого и непутевого семейства. В почти статичном спектакле Кари Холтан на сцене — четверо пожилых артистов, реплики которых озвучены маленькими детьми.

«Сон об осени»

Четверо артистов погружаются в некое общее не то сновидение, не то воспоминание двоих персонажей по имени Он и Она, меняясь возрастами, родственными ролями, обстоятельствами и настроениями. Лопаются шары, разливается вода, звучит музыка The Tiger Lillies и раскручивается маховик театральной энергии, свойственной исключительно соавторству режиссера Юрия Бутусова и сценографа Александра Шишкина. Пьеса Фоссе располагает к такому полету фантазии и к тому же битком набита откровениями на тему времени, возраста, памяти, отношений и прочих неизъяснимых явлений. Заключительный спектакль фестиваля Фоссе сыграют на родной сцене в Петербурге.