«Король Лир» на колесах: путешествие из Новокуйбышевска в Москву

11 апреля 2018 в 11:09
Фотография: Лена Цибизова
Чтобы побороться со столичными театрами за главную театральную премию страны, провинциальным труппам приходится проделать долгий путь в Москву. «Афиша Daily» и Сбербанк отправили фотографа в Самарскую область, узнать, как театр-студия «Грань» готовился покорять «Золотую маску».

День первый

Новокуйбышевск. Репетиции

Новокуйбышевск находится в 30 километрах от Самары, в двух часах езды от аэропорта. Расцвет города пришелся на середину прошлого века, когда здесь стали перерабатывать нефть.

Население Новокуйбышевска — чуть больше 100 тысяч человек. Эта цифра почти не меняется с конца 1960-х, когда в городе активизировалась добыча и переработка нефти. До сих пор градообразующее предприятие — нефтеперерабатывающий завод.

Город спроектирован в 1950-е, несколько основных улиц лучами расходятся от центра. Новокуйбышевск — самый молодой памятник сталинского ампира.

Буквальный центр города — Дворец культуры. В нем работают сразу несколько культурных учреждений: хоровая капелла «Аура», джазовый оркестр «Мираж», ансамбль эстрадного танца «Созвездие», шоу-балет Kvadro и театр-студия «Грань». Реклама на входе анонсирует распродажу обуви.

Театр-студия «Грань» — скромный зал в конце коридора на первом этаже дворца культуры. Основан в 1970 году Эльвирой Дульщиковой как любительский театр. С 2011 года «Гранью» руководит Денис Бокурадзе.

В зале всего 95 мест. Во многом, наверное, поэтому билеты сюда бронируют за месяц-два. Стоимость билетов — от 300 до 700 рублей.

Артисты готовятся к спектаклю «Король Лир» — шекспировской трагедии в постановке Дениса Бокурадзе. Через два дня — выступление в Москве перед жюри «Золотой маски».

Гримеров и костюмеров в команде нет, артисты сами готовят себя к выходу на сцену. Бокурадзе не без гордости говорит: «Мы все делаем сами».

Грим и костюмы — источник половины успеха спектаклей Дениса Бокурадзе. Костюмы у «Грани» всегда такие, что непонятно, чего хочется больше — любоваться или себе такой же.

Декорации готовы, свет выставлен, грим нанесен. Артист Сергей Поздняков разминает речевой аппарат дедовским методом — с пробкой во рту.

В репертуаре театра 10 спектаклей — 4 детских и 6 взрослых. Этим вечером спектакль ведет звукорежиссер Галина Заруднева.

Театр «Грань» участвует в конкурсе «Золотой маски» уже третий год подряд. Спектакль «Корабль дураков» в 2017 году получил награду в номинации «Работа художника по костюмам».

В «Короле Лире» Дениса Бокурадзе одни и те же актеры играют положительных и отрицательных персонажей. Эксперты фестиваля «Золотая маска» и театральные критики подчеркивают стремление режиссера уйти от политических мотивов пьесы Шекспира в сторону чистой театральности и жутковатой игры с приветом эстетике полотен Брейгеля.

Спектакль сыграли, фотографировать не разрешается. На деревьях — новогодняя иллюминация. На часах — 9 марта, 22.48. Завтра в Москву.

День второй

В Москву

Команда театра-студии «Грань»: Денис Бокурадзе, Александра Божнева, Аркадий Ахметов, Василий Яров, Арсений Плаксин, Юлия Бокурадзе, Екатерина Кажаева, Даниил Богомолов, Сергей Поздняков, Кирилл Стерликов. Обритые головы — не фирменный стиль труппы в подражание петербургскому театру Derevo, а часть концепции спектакля «Король Лир».

Упаковка декораций, как и грим, — дело рук самих артистов. Опыта не занимать — театр-студия «Грань» регулярно путешествует.

Столько места занимает «Король Лир». Компактность — залог большой гастрольной жизни спектакля. Это важно: театры маленьких городов вынуждены без остановки ставить новые и новые спектакли взамен прошлогодних. Ведь даже если весь город по два раза посмотрит премьеру — выйдет не больше двух сезонов регулярных показов.

Такой вид на Волгу открывается со стороны Самары, откуда на поезде команда спектакля отправляется в Москву.

Время в пути — 16 часов. Московский поезд следует со всеми остановками, минуя Сызрань, Пензу, Саранск и Рязань.

Для артистов театров малых городов гастроли и долгие дороги (чай в подстаканниках, верхние полки, стук колес) — дело привычное.

День третий

«Золотая маска»

Пункт назначения — Москва, Театр наций. Вечером на одной из самых знаменитых сцен города — спектакль Дениса Бокурадзе в конкурсной программе «Золотой маски».

Билеты на новокуйбышевского «Короля Лира» были раскуплены за два месяца до показа. Экспертный совет «Золотой маски» выдвинул спектакль в четырех номинациях: как лучший спектакль малой формы, за работу режиссера, художника по костюмам и художника по свету.

После приезда — пресс-конференция, участие в проекте «Золотая маска» в городе» на Цветном бульваре; на следующий день — репетиции с утра до вечера. Вечером — спектакль.

Главная задача для актеров — не перегореть до показа. Для технических служб Театра наций — в точности адаптировать новокуйбышевский спектакль к условиям гостевой площадки.

Гримуборные Театра наций актерам «Грани» хорошо знакомы; «Король Лир» — уже третьи гастроли на этой площадке. Репетиции проводятся без полной экипировки. Гримироваться актеры будут только вечером.

Художник по костюмам — Елена Соловьева, дизайнер-костюмер Театрально-концертного комплекса «Дворец культуры» в Новокуйбышевске. В прошлом году Соловьева получила «Золотую маску» за работу над спектаклем Дениса Бокурадзе «Корабль дураков».

Художник по свету — Евгений Ганзбург, который за тридцать пять лет в профессии ставил свет более чем в 300 спектаклях и работал едва ли не со всеми видными режиссерами нашего времени — от Камы Гинкаса и Юрия Бутусова до Андрея Могучего и Юрия Муравицкого.

В этом году в номинации «Работа художника по свету» на «Золотой маске» маэстро Евгений Ганзбург представляет Новокуйбышевск.

На выставление света на гостевой площадке может уйти несколько часов. К тому же, чтобы члены жюри увидели тот же спектакль, что и отобравшие его эксперты (а не натужное его подобие), артистам нужно успеть привыкнуть к пространству.

Про исполнителя главной роли режиссер Денис Бокурадзе говорит так: «Потеряв абсолютно все вплоть до рассудка, лишившись дома, верноподданных и дочерей, Лир начинает проживать короткую, но очень яркую по ощущениям жизнь, которой был лишен прежде. Он начинает чувствовать человеческую боль. Исполнитель Лира Даниил Богомолов — молодой актер, и ему так же трудно проходить вместе со своим героем этот крестный путь испытаний. Меж тем это путь познания себя и познания Шекспира — и такое триединство дает мощный результат. Мы видим, как формируется актер».

Юлия Бокурадзе в роли Реганы. За главную роль в одной из предыдущих постановок — спектакле «Таня-Таня» — она получила номинацию на «Золотую маску» и первую актерскую премию на Фестивале театров малых городов.

Спектакль поставлен в декабре 2016 года и уже побывал в Тобольске и Екатеринбурге. Результаты «Золотой маски» могут заметно сказаться на активности дальнейшей экспансии.

Даниил Богомолов в роли Лира. Это первая роль подобного масштаба в биографии актера, который пять лет назад окончил Самарскую государственную областную академию.

В ходе репетиций нужно по сути несколько раз сыграть почти четырехчасовой спектакль от начала до конца.

Репетиция окончена. Скоро придут зрители, журналисты, критики, поклонники (их у новокуйбышевцев в Москве немало) и жюри фестиваля.

Членам жюри предстоит сравнить «Короля Лира» с 14 другими спектаклями малой формы, среди которых «Розенкранц и Гильденстерн» Дмитрия Волкострелова (ТЮЗ им. Брянцева), «Изгнание» Миндаугаса Карбаускиса (Театр им. Маяковского) и «Тартюф» Филиппа Григорьяна («Электротеатр Станиславский»).

Новокуйбышевский спектакль для членов жюри «Золотой маски», которые почти ежедневно смотрят конкурсную программу (куклы, драма, эксперимент), — примерно двадцатый по счету с момента начала фестиваля.

Малая сцена Театра наций славится экспериментальными постановками молодых режиссеров — от Дмитрия Волкострелова до Тимофея Кулябина. Билетов на «Короля Лира» Бокурадзе в кассах уже давно нет.

Цена за один билет на новокуйбышевского «Короля Лира­» у перекупщиков в день спектакля — 15 500 рублей.

Бытует мнение, что в Москве — самая сложная публика. Десять минут до начала спектакля. Фото- и видеосъемка запрещены.

Алексей Бартошевич — председатель жюри «Золотой маски» и знаменитый шекспировед. Спектакль был показан 14 и 15 марта, лауреаты будут объявлены на торжественной церемонии 15 апреля.


«Афиша» и генеральный партнер премии «Золотая маска» Сбербанк уже второй год делают проект «Театр делает нас лучше». Это не только самый полный гид по фестивалю, но и интересные статьи о театре, дискуссии с участием звезд и интерактивные тесты и игры.