Технологии в театре: от VR-очков до гироскутеров

Современный театр активно принимает на вооружение достижения технологического прогресса и легко адаптирует их для своих нужд. «Афиша Daily» собрала самые интересные и наглядные примеры кибернизации театра, напоминающие, что технологии на сцене — это не только видеопроекция.

VR-очки

Театр играет с реальностью

Как это работает

Зритель 8-минутного VR-опуса Юрия Квятковского («Копы в огне», «Норманск»), созданного для проекта «1917. Свободная история», приходил в историческое здание Сбербанка на Старом Арбате, надевал специальные очки и оказывался в сберкассе 1917 года. В интерьерах появлялись Ахматова, Станиславский, Шаляпин и Маяковский. Встреча была ознаменована коллективными песнопениями, стихами и форменным футуристическим дебошем. Зрители могли перемещаться внутри кадра и рассматривать детали обстановки и костюмов, уворачиваясь от оплеух. Проект стал первым в России опытом соединения актерской игры, подлинных интерьеров и виртуальной реальности.

Первый же полноценный российский спектакль для VR-очков — «В поисках автора» тюменского центра «Космос» в постановке Данила Чащина. Другое дело, что каждые три минуты очки, не способные пока что выдерживать более длительной дистанции, приходится снимать, переключаясь на живую игру актеров.

В чем сила

Искусство спешит вон из обыденной реальности. Сегодня VR-проекты, как первые короткие фильмы для кинетоскопов в конце XIX века, мало похожи на искусство и воспринимаются как аттракцион. Но все чаще крупные художники пробуют взаимодействовать с виртуальной реальностью, совмещая возможности кинематографа, театра и компьютерных игр. На последнем Каннском фестивале свою VR-работу представил Алехандро Гонсалес Иньярриту, не обошлись без виртуального и ММКФ, и Венецианская биеннале

Гироскутеры

Театр встает на колеса

Как это работает

Убедительно. Сразу несколько спектаклей в этом сезоне встали на колеса. Герои феерической сказки Олега Глушкова на сцене Театра наций «Синяя синяя птица» попадают внутрь механических часов, где встречают механических людей. Подобно фигуркам, выезжающим вместе с боем в старинных музыкальных часах, механические персонажи вычерчивают на сцене круги, перемещаясь на гироскутерах.

Наличие гироскутера может быть и открытым приемом, задача которого — обозначить молодежность происходящего. Так обстоит дело в спектакле «Sociopath» новосибирского театра «Старый дом» по мотивам шекспировского «Гамлета». Спектакль мельтешит видеопроекциями, Клавдий вызывает Гамлета на батл, а Гертруда перемещается исключительно на электрической доске с колесами.

Эффект становится фокусом, когда его механика скрыта, как, например, в одном из самых технологичных спектаклей Петербурга «Солнца ьнет» в постановке Антона Оконешникова на Новой сцене Александринки, основанном на текстах русского футуризма. Мрачный шаманский сиквел о последствиях триумфальной победы прогресса над солнцем разыгрывается практически в полной темноте; зрители находятся на дрейфующей платформе, вокруг которой проплывают обезличенные будетляне на гироскутерах.

В чем сила

Беззвучно проплывающий по поверхности сцены персонаж — это эффектно. Прежде для подобного трюка пришлось бы собирать конвейерную ленту или стараться незаметно тянуть за веревочку платформу с колесиками.

Генератор электроэнергии

Театр становится экологичным

Как это работает

Работает превосходно, но пока только в Германии. В спектакле Кэти Митчелл «Дыхание» в берлинском театре «Шаубюне» мужчина и женщина рассуждают о личной ответственности каждого за состояние экологии. Оба актера при этом сидят на велотренажерах, к которым подключены генераторы электроэнергии. Бесперебойное вращение педалей обеспечивает электроэнергией — а значит, светом и звуком — спектакль.

В чем сила

Спектакль о проблемах с экологией, на который расходовались бы электроэнергия, реквизит, декорации и костюмы, — это лицемерный спектакль. Эргономичный и экологичный театр — театр будущего.

Бинауральная запись

Театр забирается в наушники

Как это работает

Для создания 3D-эффекта используются звукозаписывающие устройства, вставляемые в ушную раковину. Эти микрофоны фиксируют звук с учетом искажения, которое он претерпевает, пока доходит до нашего слуха. Потом вы идете в наушниках по улице. Слышите собственные шаги, пение птиц и звуки приближающегося автомобиля. Делаете шаг в сторону, чтобы пропустить машину, оборачиваетесь — а никакой машины нет.

На эффекте обволакивающего объемного звучания, представляющего альтернативную реальность привычного мегаполиса, полностью строится «Remote Moscow» компании Rimini Protokoll. В отечественном же бинауральном поле нет равных режиссеру Семену Александровскому: его «Другой город» — тоже променад в наушниках, возможность, гуляя по питерской набережной, услышать звуки Парижа, Амстердама или Венеции и исследовать поле пересечения культур, пространств и реальностей.

В чем сила

Удивительный эффект сосредоточенного присутствия — ваша обыденная звуковая среда подменяется аналогичной и все слышится как будто впервые. Попутно трудно отделаться от мысли, насколько же легко обмануть наш мозг.

Социальные сети

Театр общается со зрителем

Как это работает:

В тотальном спектакле «Shoot/Get Treasure/Repeat» театра Post по микропьесам Марка Равенхилла, который показывают обычно сразу в нескольких залах музеев современного искусства, финальный эпизод разыгрывался в фейсбуке.

А в этом году в номинации «Эксперимент» на «Золотой маске» был представлен спектакль «Лесосибирск Лойс» лесосибирского театра «Поиск» в постановке Родиона Букаева. Жанр не зря обозначен как «#спектакльчат»: актеры действительно ведут диалоги только в социальных сетях, предоставляя возможность присоединиться и зрителям.

В чем сила

В 2015 году Оксфордский словарь назвал словом года эмодзи «😂». Подростки ежедневно отправляют десятки и сотни текстовых сообщений. В ситуации, когда устная речь почти наполовину замещена письменной, ужасно увлекательно наблюдать за интерактивным онлайн-общением на сцене — тут уж не скажешь: «Не верю!»

Тифлокомментирование

Театр становится доступным

Как это работает

Слабовидящий или невидящий человек скачивает мобильное приложение «Искусство. Вслух» и отправляется в театр, прихватив наушники. Сотрудники помогут подключиться к сети Wi-Fi для бесперебойного доступа к тифлокомментариям (то есть голосовым комментариям, словесным пояснениям для слепых). На протяжении всего спектакля голоса знаменитых артистов будут подробно описывать все происходящее на сцене. С помощью приложения для людей с нарушениями зрения были адаптированы спектакли-номинанты фестиваля «Золотая Маска», например, «Царь Эдип» Театра им. Вахтангова в постановке Римаса Туминаса.

В чем сила

Невозможное становится возможным. Технология подключается к воображению и на время становится глазами для тех, кому обычно театр недоступен.

ЗD-визуализация спектакля

Театр превращается в трехмерную модель

Большой театр «Осуждение Фауста». Реж. Петер Штайн

Как это работает

Сразу после завершения художником чертежей и макета декораций сегодня возможно создать полную 3D-модель будущей постановки со всем реквизитом, костюмами, мизансценами, звуковой, световой и видеопартитурами. В Россию эту технологию первым успешно внедрил в процесс создания спектакля Большой театр.

В чем сила

Система предоставляет возможность заранее просчитать все технические моменты, избежать накладок, начать выставлять свет раньше, чем будут возведены декорации. А это позволяет сэкономить время и деньги, обеспечить безопасность и главное — дает возможности бесконечных репетиций в режиме бога.

Видеопроекция

Театр пытается быть как кино

Как это (не) работает

Очень плохо. Тот факт, что видеозадник сегодня вовсю используют в Малом и Губернском театрах, говорит не о том, что самые ретроградные театры становятся современными, а о том, что сама технология безнадежно устарела. Видео используют по-всякому: как титры, как часть декораций, как документ.

В чем сила

В исключительных случаях видео на сцене способно стать сильнодействующим эффектом, как это случается в спектаклях Андрия Жолдака, когда живая съемка тут же проецируется на всю сцену, становясь одновременно дополнительным (крупным!) планом и частью сценографии.

Прямая зависимость спектакля от видеопроекции может стать причиной провала, как это случилось с предпремьерным показом «Текста» Максима Диденко в Театре им. Ермоловой. Спектакль основан на одноименном романе Дмитрия Глуховского, действие которого разворачивается главным образом на экране телефона. Видеопроекции текстовых сообщений, живые съемки с селфи-камер, эффектно выскакивающие иконки входящих звонков, — все это накрылось медным тазом дважды в ходе показа по причине поломки отечественного блока питания марки «Байкал», как сообщил со сцены извиняющийся режиссер.

Онлайн-режим

Театр поселяется в гаджете

Как это работает

Как платные порно-стримы. Вы заходите на сайт, оплачиваете подключение, и в назначенный час вместе с другими зрителями становитесь уникальным свидетелем онлайн-представления. Первый прецедент в России (и, кажется, в мире) — «Asmodeus», интерактивный онлайн-сериал продюсерской команды спектакля «Черный русский» режиссера Максима Диденко и драматурга Валерия Печейкина о непомерно богатом русском семействе, ожидающем конца света в своем потайном бункере. Участвуют звезды: Кристина Асмус, Егор Корешков, Максим Виторган. Премьера первой серии — 28 мая в 22.30.

В чем сила

На ход действия можно влиять путем голосования или покупки дополнительных опций. Ко всему прочему гарантируется анонимность. Театр ли это? Пожалуй, нет. Но это также и не кино, не видеоигра, а все сразу. Ну и еще зрителем такого представления можно стать, не покидая собственного дивана.