Арт-директор шоу «Ovo» от Cirque du Soleil: «Люди разных культур могут доверять друг другу

6 февраля 2018 в 15:03
Весной и летом Cirque du Soleil представит в России шоу «Ovo». «Афиша Daily» поговорила с артистическим директором компании Тимом Беннеттом о о взаимодействии культур и разнице между цирком и театром.
Тим Беннетт

Режиссер, хореограф, продюсер, артистический директор шоу «Ovo» Cirque du Soleil.

— Расскажите в двух словах — о чем шоу «Ovo»?

— Действие «Ovo» происходит в колонии насекомых. Мы уменьшаем зрителей до размера насекомых, а насекомые становятся размером с человека. Это история об очень замкнутом сообществе, в обыденную жизнь которого вмешивается чужак. Сперва его отвергают, поскольку он сильно отличается от других. Но чужак влюбляется в божью коровку — и колония понемногу понимает, что между ними куда больше общего, чем различий. К концу истории насекомые учатся любить и принимать чужака, он становится одним из них. История простая, но в ней заключен универсальный месседж. К тому же она рассказана через восхитительные костюмы, свет и, конечно, потрясающую акробатику.

— Все шоу наполнено бразильской музыкой и вообще очень напоминает об эстетике бразильского карнавала. Почему «Ovo» выглядит и звучит именно так?

— Персонажи, музыка, концепция декораций и костюмов действительно взяты из бразильской и латиноамериканской культур. Эта эстетика была выбрана, потому что хореограф Дебора Колкер — бразильянка. И Cirque du Soleil еще не исследовал эту культуру. Премьера шоу была приурочена к 25-летию Cirque du Soleil. Мы решили поработать с темой окружающей среды — так появилась идея о мире насекомых.

— Этому шоу почти десять лет…

— Оно было создано в 2009 году. Поначалу «Ovo» ставилось в шатре — Cirque du Soleil гастролировал с ним в этом формате около семи лет. Только в 2016 году «Ovo» превратили в арена-шоу. Выступая под собственным большим куполом, мы оставались в городе по два-три месяца. Теперь мы перемещаемся чуть быстрее, будем проводить в каждой локации всего одну-две недели.

— А что еще изменилось за это время?

— Cirque du Soleil прекрасен тем, что мы постоянно работаем над шоу, добавляем в него небольшие улучшения. Так, мы уже доработали несколько номеров — они стали более захватывающими. Кое-где поменяли порядок действий, чтобы они лучше работали с историей. Добавили проекции, которые стали частью декораций. В прошлом году подкорректировали хореографию и работаем над чуть измененным финалом.

— Cirque du Soleil знаменит тем, что в нем выступают артисты из разных стран, с разными культурами. Сложно ли работать с такой многонациональной и разношерстной труппой?

— Это просто замечательно! Каждый приходит, чтобы работать в команде. Привносить что‑то из своей культуры, узнавать что‑то о других и приспосабливаться к ним. В итоге труппа становится чем‑то большим, нежели просто суммой частей. И самое восхитительное — то, что в этом и состоит месседж шоу: люди разных цветов кожи, с разными взглядами, из разных культур, разных стран, говорящие на разных языках, исповедующие разные религии, могут работать вместе, доверять друг другу.

— Выходит, что «Ovo» — это шоу про главную суть Cirque du Soleil?

— Именно! Не знаю, осознанно ли, но получилось именно так.

— Вы прежде работали в традиционном театре. В чем разница между работой в театре и в цирке?

— Меня об этом часто спрашивают даже друзья и коллеги из традиционных театров. Ответ такой: многие вещи абсолютно одинаковы, а кое‑что отличается. Но главное отличие состоит в том, что атлеты и цирковые артисты иначе работают с номерами. Это более постепенный процесс, чем, скажем, постановка танцевального номера. Я могу создать танцевальный номер за несколько дней, а затем за несколько часов проработать его с артистами и вставить в шоу. Акробатический номер займет недели, если не месяцы. Разучивание акробатических движений, доведение их до автоматизма — куда более медленный, более технический процесс. Кроме того, цирковые артисты постоянно улучшают и меняют свои номера, в то время как в традиционном театре ты ставишь шоу, и оно остается более или менее неизменным. Но, помимо этого, структура работы, всеобщее желание сделать что‑то, что понравится публике, очень-очень похожи.

Расскажите друзьям