Реклама
Что они себе позволяют
Хватит обезьянничать: смогут ли шимпанзе догнать нас в эволюционном развитии
Фотография:
Dr Clive Bromhall
Интервью:
Артем Ефимов
9 марта 2016 10:17
Ученые, исследующие человекообразных обезьян, объявили, что обнаружили у шимпанзе ритуалы. «Афиша Daily» узнала у биологов и антропологов, скоро ли обезьяны догонят людей в эволюционном развитии.

Большой международный коллектив ученых, работающих над проектом «Культура шимпанзе», опубликовал в авторитетном научном журнале Nature статью о своем открытии: у нескольких популяций человекообразных обезьян в Западной Африке обнаружено поведение, которое может быть интерпретировано как ритуальное.

Исследователи приметили в лесу деревья, в которых дупла были завалены камнями, и стали наблюдать за ними. Выяснилось, что камни бросают в деревья крупные взрослые самцы шимпанзе, причем делают они это не как попало, а с соблюдением определенной процедуры: подошел, огляделся, заорал во весь голос, бросил камень изо всех сил, пошел дальше.

Ученые осторожно сравнивают это поведение с человеческими ритуалами, которые тоже обычно привязаны к определенному месту и имеют четкую процедуру.

Человекообразные обезьяны тысячелетиями используют камни как орудия труда (например, колют ими орехи). Они умеют не только палкой добывать из земли вкусных муравьев, но и обучать этому своих детей. Более того, в разных популяциях детей учат разным техникам добывания еды, что позволяет некоторым исследователям говорить даже о различных обезьяньих «культурах». У них довольно сложная социальная организация и развитая сигнальная система. Горилла Коко, живущая в неволе, оказалась способна даже освоить человеческий язык (жестовый, поскольку строение гортани не позволяет ей членораздельно говорить). В 2007 году группа ученых во главе с Хулио Меркадером в статье в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences даже использовала применительно к шимпанзе термин «каменный век».

Камни, обозначающие священные места, ритуальные захоронения и прочие культурно маркированные пространства — классический объект археологических исследований. Авторы полагают, что ритуальное поведение шимпанзе сохраняется в каждой конкретной популяции, передается из поколения в поколение и может являться аналогом ритуальных сайтов. Принципиально важным в этом открытии является именно факт отсутствия какой-либо «выгоды» от этого поведения для шимпанзе-исполнителя.

По-видимому, орудийная деятельность обезьян (включая макак, капуцинов и человекообразных — орангутанов, шимпанзе и бонобо) — явление гораздо более распространенное и значимое, чем представлялось ранее. Все чаще в научной литературе используются понятия «культура шимпанзе», «археологические сайты шимпанзе». Все больше эмпирических подтверждений обоснованности такого подхода находят полевые приматологи. Принимая во внимание новейшие результаты палеоантропологических исследований в Африке, все эти факты подводят нас к исключительно важным выводам: способностью к орудийной деятельности, вероятно, обладал общий предок человека и шимпанзе; шимпанзе используют орудия в гораздо более широком контексте, не ограничиваясь только пищедобывающей сферой; данные о ритуальном накоплении камней у корней деревьев в отдельных популяциях шимпанзе могут помочь археологам лучше понять и проследить развитие феномена поклонения священным местам у предков человека.

Вот представьте. Мы обнаружили, что в лесочке около какой-нибудь среднерусской деревни мальчишки швыряют камни в какое-то дерево. Приходят иногда компаниями, иногда с девочками, иногда поодиночке — идет, смотрит: вот наше камнекидательное дерево — швырк камнем и дальше пошел. Мое предположение: мотивация и вся психологическая основа этого поведения у шимпанзе точно такая же, как у человеческих детей в этой ситуации, — им, что называется, по приколу швырять камни, это такая общепринятая забава. В детских забавах тоже может быть элемент демонстрации силы, ловкости, высокого статуса: я лучше всех швыряюсь камнями, вот какой я крутой!

До стадии раннего палеолита обезьяны явно не дотягивают: изготовления каменных орудий у них не обнаружено, они пользуются почти исключительно найденными камнями, не обрабатывая их специально. Предполагается, что наши предки тоже начинали с этого.

Человекообразные обезьяны близки к человеку по своим когнитивным способностям и при целенаправленном обучении со стороны человека достигают уровня интеллектуального развития, сопоставимого с уровнем двухлетнего ребенка. Дальше уже не хватает их мозгов.

В тех крошечных обезьяньих популяциях, которые остались сейчас, прогрессивная эволюция уже практически невозможна. И люди кругом, и охотятся на них, и леса вырубают. В этих условиях они могут только вымереть и никого никогда не «догонят».

Можно себе представить такой грандиозный эксперимент. В нем должны участвовать большущие популяции обезьян (шимпанзе, бонобо), по много тысяч особей. Вообразите себе такое чудо: выделили пол-Африки под заповедник для шимпанзе и горилл, чтобы они там могли спокойно эволюционировать. В принципе, вполне реально, что они бы стали эволюционировать в ту же сторону, что и наши предки в свое время. Только нужно, чтобы условия были таковы, чтобы самые умные оставляли больше всех потомства. А это не дается по умолчанию. По-видимому, у большинства приматов отбор на «поумнение» не был таким сильным, как у наших предков. Наши предки попали в какие-то особые условия, у них сложилась особая структура социума, в которой очень выгодно быть умным. И стал увеличиваться мозг. Вот если бы поставить шимпанзе в такие условия, то, я думаю, и у них за пару миллионов лет можно было бы добиться развития интеллекта, похожего на наш. Но на практике это неосуществимо. Тем более что и ниша уже занята.

расскажите друзьям
Читайте также
События недели на afisha.ru
Рекомендации партнеров