С 8 ноября по 21 декабря в Москве и Петербурге пройдет фестиваль «Новый европейский театр», программа которого состоит из самых интересных российских и европейских театральных экспериментов, концертов, кинопоказов и лекций. В путеводителе «Афиши Daily» — все, на что поспешить в первую очередь.

«Проект необычных погодных явлений» Тома Луца

Трогательный музыкальный перформанс по метеорологической книге

© netfest.ru

Большие белые шары, заполняющий пространство пар, метеорологические показания на огромном экране и четверо музыкантов во фраках — главные герои спектакля швейцарского режиссера Томаса Луца. Музыканты задают тон, объектам задается алгоритм существования, и постепенно они уже начинают справляться сами, становясь самостоятельной стихией. В основе идеи — книга американского физика Уильяма Р. Корлисса «Руководство по необычным природным явлениям».

Когда 8 и 9 ноября, 20.00
Где Театр наций, Петровский пер., 3

«Красная Шапочка» Жоржа Апергиса

Экспериментальный музыкальный спектакль для всей семьи

© facebook.com/NETfestival

По мотивам сказки Шарля Перро современный французский композитор Жорж Апергис сочинил изобретательную партитуру, в которой музыканты не только играют на инструментах, но и перемещаются по сцене, декламируют и пропевают в разных техниках текст. Вместе с ансамблем «Студия новой музыки» спектакль поставил режиссер Алексей Смирнов. Получился редкий образец обаятельного экспериментального спектакля для взрослых и детей.

Когда 18 ноября, 19.00
Где Центр им. Мейерхольда, Новослободская, 23

«Martin Luther Propagandapiece» Бориса Никитина

Спектакль-лекция о границах человеческой свободы

© facebook.com/netfestival

Спектакль Бориса Никитина — немецкого художника с русским именем — выглядит точь-в-точь как лекция. Притом не научно-популярная, а именно богословская лекция, содержание которой опирается на учение Мартина Лютера. Речь идет о моменте принятия решения, в котором человек всякий раз действует в соответствии с личными представлениями о свободе. И дальше — о границах этой свободы, поиски которой могут не довести до добра. Роль проповедника исполняет артист Мальте Шольц, в спектакле принимает участие хор.

Когда 21 и 22 ноября, 20.00
Где ЦТИ «Фабрика», Переведеновский пер., 18

«Наизусть» Тьягу Родригиша

10 незнакомцев выучивают стихотворение Пастернака

© netfest.ru/Magda Bizarro

Португальский актер и драматург Тьягу Родригиш вместе с 10 незнакомцами, сидящими по кругу, не торопясь и с большими отступлениями выучивают одно стихотворение Бориса Пастернака наизусть. Вся суть как раз в отступлениях, наполняющих смыслом не только каждую строку, но и сам акт коллективного запоминания чего бы то ни было.

Когда 29 и 30 ноября, 20.00
Где Театр наций, Петровский пер., 3

«Oil» Кирилла Вытоптова

История нефти как история театра

© netfest.ru

Герои футуристической пьесы британского драматурга Эллы Хиксон — члены одной семьи, на примере жизни которых рассказывается история нефти. Кроме того, каждый акт написан как подражание той или иной театральной эстетике — от Чехова и ОʼНила до Брехта и Беккета. Премьеру в Театре труда репетирует режиссер Кирилл Вытоптов, уже поставивший на этой сцене главный хит по советской производственной драме «Большая руда».

Когда декабрь
Где Театр труда, Петровка, 17, стр. 2

«Великий укротитель» Димитриса Папаиоанну

Очень красивый сюрреалистический иллюзион про человека и мир

© netfest.ru/Julian Mommert

Греческий режиссер и маэстро театра телесности Димитрис Папаиоанну в своем новом спектакле показывает «вселенную глазами ребенка» (по выражению итальянской критики). Человек на сцене — это сразу все человечество. А мир — все остальное: земля, растения, всякая причудливая фауна, планета и космос. Обнаженный артист в центре внимания и есть этот несколько растерянный человек. Всего в спектакле занято десять исполнителей, нет слов и нет практически никаких звуков.

Когда 14 декабря, 20.00
Где Театр Наций

«Театр. На вынос» Алексея Ершова (Петербург)

Уличный спектакль про случайного прохожего

© vk.com/teatr_navynos

Алексея Ершова не взяли в ГИТИС, выгнали из РГИСИ, но вода камень точит, и теперь он автор независимого театрального проекта «Театр. На вынос». Суть проста: режиссер в случайном порядке выхватывает из городской среды одного человека, будь то успешный предприниматель или бездомный, и сочиняет про него спектакль прямо на улице. Каждый следующий спектакль — новый человек, новая история.

Когда 3 декабря, 18.00
Где место уточняется

«Неприкасаемые» Михаила Патласова (Петербург)

Документальный спектакль про бездомных

© Пресс-материалы

Режиссер Михаил Патласов — один из наиболее интересных документалистов на территории современного театра. В его «Неприкасаемых» принимают участие бездомные, чьи истории разрушают сложившиеся стереотипы о конкретной социальной проблеме.

Когда 6–7 декабря, 13.00–22.00
Где Завод «Севкабель», Санкт-Петербург, Кожевенная линия, 40

«Некоторое количество разговоров» Владимира Волкова и Алины Михайловой (Петербург)

Серия экспериментальных музыкальных дуэтов

© facebook.com/stanislavskydrama/Олимпия Орлова

Контрабасист Владимир Волков и перформер Алина Михайлова придумали «вечер горизонтальной музыки» для медиацентра Александринского театра. Это серия музыкальных дуэтов для исполнителей самых разнообразных жанров, техник и форм. Название представления — поклон чинарю и обэриуту, «авторитету бессмыслицы» Александру Введенскому. Список участников преждевременно не раскрывается.

Когда 14 декабря, 19.00
Где Александринский театр, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, 49а

«Разговоры» Бориса Павловича (Петербург)

Обэриутский квартирник с участием особых актеров

© Евгения Акопова

Памятник ленинградской альтернативной культуры — текст «Разговоры», документирующий беседы обэриутов с самобытными философами Яковом Друскиным и Леонидом Липавским, — исполняется профессиональными артистами и людьми с расстройством аутистического спектра — студентами Центра «Антон тут рядом». Спектакль-квартирник придуман режиссером Борисом Павловичем совместно с благотворительным фондом «Альма Матер». С одной стороны, режиссер реализует социальную утопию инклюзивного театра, где на равных со всеми действуют артисты с особенностями ментального развития, с другой — исследует петербургский (в каком-то смысле иной и особый) архетип.

Когда 16 и 17 декабря, 19.00
Где Квартира, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 40