10 вещей, которые мы узнали из курса «Арзамаса» о Франции 1950–60-х годов

5 октября 2017 в 16:51
Фотография: Keystone / Stringer / GettyImages.ru
Недавно просветительский проект «Арзамас» совместно с Peugeot создал курс о том, что происходило с Францией в 50-е и 60-е годы XX века.«Афиша Daily» выбрала десять занимательных вещей, о которых можно узнать из этого курса.

Шарль де Голль дал начало «новой» Франции

Генерал Шарль де Голль стал лидером движения по освобождению Франции от фашистской оккупации и в результате возглавил временное правительство страны, но в 1946 году ушел в отставку из-за разногласий с Национальной ассамблеей. Однако в 1958 году де Голля попросили вернуться к управлению Францией из-за ситуации с ее колонией Алжиром, грозившей гражданской войной. Так он стал президентом Пятой французской республики, которой Франция является и сегодня. Де Голль дал стране новую конституцию, ее колониям — независимость, ее народу — благоденствие. Во время его правления началось бурное развитие промышленности, сельского хозяйства, культуры и сферы досуга вместе с ней, появился первый супермаркет и количество недель отпуска выросло до трех (а после де Голля уже и до четырех).

Джаз был одной из главных статей импорта из США в послевоенную Францию

В 1948 году начала действовать американская программа по восстановлению Европы после Второй мировой войны (также известная как план Маршалла), и США стали отправлять во Францию гуманитарную помощь — консервы, виски, арахисовую пасту, кеды, клетчатые рубашки. Вместе с материальными вещами на импорт пошли рок-н-ролл, джаз, «черные» романы и свободолюбивость. Французская молодежь приняла все это с горячим энтузиазмом, эпицентром американизированной культуры в Париже стали бары и подвалы квартала Сен-Жермен-де-Пре на левом берегу Сены. Именно там в конце 1940-х и зазвучал французский джаз, который стали записывать на диски прямо во время выступлений и транслировать по стране. В Париж с концертами начали приезжать звезды американской сцены, а уже в 1948 году в столице Франции прошла Неделя джаза, и почти одновременно в Ницце устроили первый джазовый фестиваль. В 1950–60-е джаз-волна пришла на французскую эстраду, благодаря этому нам сегодня известны имена Ива Монтана, братьев Жак, Жильбера Беко, Шарля Азнавура и других.

Королева цирка

После войны во Франции началась децентрализация театра

В первые годы после войны Париж начал терять статус центра театральной жизни: при поддержке государства в регионах появляются свои драматические театры. Одной из ярких фигур нового французского театра был Жан Вилар. В 1951 году он возглавил Национальный народный театр (Le Théâtre national populaire), который под его руководством начал совершенно новую политику привлечения зрителя: вместо того чтобы ждать, что люди придут в зал, этот театр пошел к людям — на заводы, в клубы, в мэрии, на улицу. При этом цена на билет значительно снизилась, так что театр превратился в демократичное искусство. В 1947 году Жан Вилар основал прославленный Авиньонский фестиваль, который сегодня мечтает посетить любой истинный театрал.

Во Франции сложилось особое отношение к философии

Французы начинают изучать философию еще в школе. Они знают своих философов и следят за ними, как за кинозвездами, а когда те умирают — скорбят о них всей страной. В 1960-х, например, самыми знаменитыми философами были Жан-Поль Сартр, Мишель Фуко и Ролан Барт. Если спросить французов, кто лучше всего выразил суть их характера, то они назовут Рене Декарта и его знаменитую фразу «Мыслю — следовательно, существую». Этим они показывают, что считают правильным ставить под сомнение любое явление и использовать рационалистический метод при его изучении, а также обосновывать свои идеи с помощью аргументов.

Сартр

Структурализм стал главным методом исследования в гуманитарных науках

В это время во Франции благодаря Клоду Леви-Строссу оформился структурализм как метод исследования в гуманитарных науках. Согласно этому методу, гуманитарные науки должны подчиняться объективным законам так же, как точные науки. Научный анализ, по Леви-Строссу, должен основываться на фактах и давать объяснения. Он считал, что люди должны научиться абстрагироваться от частных, специфических, национальных или исторических особенностей, чтобы выявить главное и универсальное. Благодаря структурализму в середине XX века стало возможно пересмотреть марксизм, фрейдизм и экзистенциализм.

1950-е — время «нового романа»

В 1950-х появляется французский «новый роман», писатели решают отказаться от традиций своих предшественников. Родоначальник «нового романа» Ален Роб-Грийе — а вслед за ним и другие писатели — отказался от традиции писать в прошедшем времени и стал писать в настоящем времени. Такой прием дезориентировал читателя в хронологии событий, их последовательность перестала быть линейной. То же самое произошло с местом действия, которое начали описывать абстрактно, так что оно перестало быть привязанным к реально существующей, понятной читателю географии. Еще одно радикальное новшество — персонаж перестал быть главным в повествовании. В «новом романе» у него нет имени, истории и друзей, а автора не интересует психологическая подоплека его действий. Третья общая черта писателей «нового романа» — отказ от интриги, действие словно топчется на месте и повторяет само себя, вместо того чтобы линейно двигаться от одной точки к другой.

Главный писатель «нового романа» — Клод Симон

Писатель Клод Симон — квинтэссенция «нового романа», лауреат Нобелевской премии по литературе. Поклонник Фолкнера, Симон, как и американский писатель, использует длинные фразы, порой без знаков препинания, а порой с многочисленными скобками, тире и многоточиями. В текстах Симона смешивается множество образов, впечатлений, ассоциаций и действий, которые происходят не друг за другом, а одновременно. К чтению Симона надо готовиться, иначе его сложно воспринимать. Для этого даже существует книга «Как читать Клода Симона».

Французская «новая волна» была не единственным новаторским кинодвижением рубежа 50–60-х годов XX века

Французская кинематографическая «новая волна» сегодня один из важнейших ориентиров для тех, кто работает в киноиндустрии или интересуется ей. На самом же деле на рубеже 50–60 годов XX века в разных странах почти одновременно возникло несколько движений, модернизировавших язык кино. До французской «новой волны» в Англии появилось кино «рассерженных молодых людей», а в Польше — экзистенциальная школа, которая сфокусировалась в первую очередь на реалиях войны и оккупации. В одно время с «новой волной» в Японии возникло сильное молодое кино во главе с Нагисой Осимой. Позже появились американское подпольное кино, школа Пражской весны, шведская «новая волна» и молодое немецкое кино.

Годар

Крестный отец «новой волны» тоже философ

Самые известные режиссеры французской «новой волны» — Жан-Люк Годар, Клод Шаброль и Франсуа Трюффо — считали своим духовным лидером философа Андре Базена. Базен был католическим философом, кинокритиком и одним из основателей ставшего легендарным журнала Cahiers du cinéma. Он считал, что у кино есть метафизическая функция, и видел в нем мистический инструмент, средство познания высшей истины. Книга Базена «Что такое кино?» до сих пор остается одной из важнейших книг для кинокритиков.

«Новая волна» была бы невозможна без развития техники

В конце 1950-х появились легкие камеры, которые можно было поместить на плечо и снимать на улицах. До этого снимать на улицах было физически невозможно. Одновременно с легкими камерами появилась технология синхронной записи звука. Без этих новшеств прогресса режиссеры «новой волны» не смогли бы сделать свои фильмы такими, какими мы их знаем, и, скорее всего, так и остались бы кинокритиками.

Посмотреть весь курс «Франция эпохи Сартра, Годара и Брижит Бардо» можно на сайте Arzamas.