13 вопросов, которые нельзя задавать автору «Игры престолов»

15 августа 2017 в 18:07
Фотография: Kevin Winter / GettyImages.ru
В распоряжении редакции оказался уникальный документ: перечень вопросов, которые издательство «АСТ» просит не задавать Джорджу Р.Р.Мартину на пресс-конференции в Санкт-Петербурге 16 августа. «Афиша Daily» публикует его целиком.

Уважаемые коллеги!

Чтобы сделать пресс-конференцию Джорджа Р.Р.Мартина максимально эффективной и интересной, пожалуйста, НЕ задавайте автору нижеперечисленные вопросы!

Когда выйдут «Ветра зимы»? Написаны ли «Ветра зимы»? На каком этапе написания «Ветров зимы» вы находитесь?

Пожалуйста, не задавайте Джорджу Р.Р.Мартину эти вопросы — он не будет давать на них ответы. Любой прогноз относительно сроков завершения шестой части саги «Песнь Льда и Пламени» был бы сейчас скоропалительным и условным. Сам Джордж Р.Р.Мартин неоднократно отмечал, что о завершении книги будет заявлено непосредственно перед ее публикацией. С большой осторожностью можно предположить, что это случится в грядущем, 2018 году.

Следите ли вы за развитием событий в 7-м сезоне телесериала «Игра престолов»? Нравится ли вам 7-й сезон телесериала «Игра престолов»? Что ждет зрителя в 7-м сезоне телесериала «Игра престолов»?

Еще одна крайне нежелательная для автора группа вопросов. Вотчина Джорджа Р.Р.Мартина — это в первую очередь писательство, а потом уже съемки телесериала. На данный момент автор работает над книгой, поэтому ему некогда смотреть новый сезон «Игры престолов», и он будет искренне благодарен поклонникам за отсутствие спойлеров!

Готов ли сценарий для 8-го сезона телесериала «Игра престолов»? Что ждет зрителей в 8-м сезоне телесериала «Игра престолов»? Станет ли 8-й сезон телесериала «Игра престолов» финальным?

О 8-м сезоне «Игры престолов» пока известно только одно: он будет. Что касается содержания сезона, очевидно, что любые попытки пересказать его — не что иное, как спойлер (причем не только 8-го, но и едва вошедшего в свои права 7-го сезона), в котором не заинтересованы ни зрители, ни создатели сериала, ни Джордж Р.Р.Мартин.

Как соотносятся содержание книг и сюжет сериала?

Джордж Р.Р.Мартин отвечал на этот вопрос множество раз множеству интервьюеров, подчеркивая, что кино и книга — разные сферы творчества, разные версии реальности, которые не допускают идентичности просто в силу своей специфики: «Мы бы не продвинулись дальше первой книги, если бы во всех деталях экранизировали каждую сцену. Кино — это умение сокращать, переосмыслять, объединять, принимать непростые решения. Смиритесь с этим».

Почему в ваших книгах так много жестокости?

В своих интервью Джордж Р.Р.Мартин признается, что не любит «картонные» фэнтези-романы, в которых все как один плохие парни «уродливы и носят черное». Писатель называет такие книги нечестными, а их авторам рекомендует и вовсе не браться за перо: «Даже самая причудливая фантастическая вселенная должна отражать реалии мира, в котором мы живем. Не нужно писать про войну, если вы находите ее неинтересной или жестокой — роман вполне может обойтись без нее. Но если уж решились — пишите правду. А правда в том, что люди умирают, и не всегда красиво, и иногда страшно, и хорошие люди умирают тоже».

Какие персонажи книг и сериала — любимые?

Джордж Р.Р.Мартин не задумываясь называет своим любимцем Тириона Ланнистера. Однако он неоднократно отмечал, что любит всех своих героев, и даже Джоффри: «Хорошенько подумайте, прежде чем наделять неограниченной властью 13-летнего. Будь я королем в этом возрасте, я бы, пожалуй, приказал своим школьным обидчикам сражаться друг с другом насмерть. Это было бы потрясающее зрелище!»

Какую сцену в книжной серии «Песнь Льда и Пламени» было написать тяжелее всего?

В своих интервью Джордж Р.Р.Мартин говорит, что эта сцена, несомненно, Красная свадьба: «Я знал, что Красная свадьба грядет, и долго занимался ее обдумыванием, но когда я написал уже две трети «Бури мечей» и добрался наконец до нужной главы, то понял, что не могу писать. Тогда я пропустил главу и стал писать дальше и написал сотни страниц, и наконец вся книга была готова — все, кроме Красной свадьбы. Было невероятно трудно писать эту сцену — я долго отождествлял себя с Кейтлин, я проникся симпатией к Роббу, хотя он никогда не был POV-характером [point of view — главный персонаж главы. — Прим. ред.], я привязался даже к некоторым второстепенным персонажам. Да, они не играют первую скрипку, и ты знаешь, что им суждено умереть, но все равно привязываешься. Без сомнения, Красная свадьба стала одной из самых сложных сцен за всю мою писательскую карьеру, но и одной из самых мощных тоже».

Почему вы стали писателем?

Джордж Р.Р.Мартин: «Не думаю, что это было сознательное решение, — не то чтобы однажды я хлопнул себя по лбу, воскликнул: «А не стать ли мне писателем!» — и стал писателем. Но в уме я писал с самого детства — даже еще не научившись писать: я придумывал рассказы, персонажей, играл с сюжетными линиями, рассказывал истории другим детям. Так что, наверное, писательство не то, к чему приходишь после некоего обдумывания. Скорее это что-то, что всегда с тобой, твое место в жизни, нечто врожденное. По крайней мере, у меня так.
Позже я стал рассылать свои рассказы в журналы и публиковать их на фанатском уровне — в школе я был активным участником фэндома комиксов, которые тогда только набирали популярность в США. Я опубликовал множество фэнзинов [fanzine — фанатское периодическое издание, журнал. — Прим. ред.], а потом, когда уже учился в колледже, продал первую профессиональную публикацию».

Кто воодушевляет вас как писателя? Кто ваши любимые авторы?

Джордж Р.Р.Мартин: «Есть огромное количество писателей, которые мне нравятся. Думаю, больше всего на меня повлияли авторы, которых я читал в детстве. Склоняюсь к тому, что именно те книги, которые поглощаешь на подсознательном уровне еще в молодости, когда и не помышляешь о писательской карьере, оставляют самый большой след в душе. Для меня это были книги Андре Нортон, Роберта Хайнлайна, Эрика Фрэнка Расселла (замечательный, но незаслуженно забытый писатель). Еще Говард Лавкрафт: открыв его, я по непонятным причинам пришел в неописуемый восторг, в котором пребываю до сих пор, хотя мне уже далеко не пятнадцать (смеется).

В отдельный список я включаю современных авторов. Я большой поклонник Джека Вэнса. Даже не знаю, что в нем такого, но Вэнс оказал огромное влияние на Тафа, что заметно еще в самом первом рассказе, «Зверь для Норна». Так что если «Зверь для Норна» вам нравится, знайте — это мое подражанию Вэнсу. Есть и другие книги о Тафе, которые наводят на мысли о Вэнсе, хотя не думаю, что именно он определил мой стиль. Кроме фантастики я много читаю и авторов других жанров: Ларри Макмертри, Уильяма Голдмана, Пэта Конроя. А вообще, могу называть вам имена хоть целый день».

Что писать проще — сценарии или романы?

«Принято считать, что сценарии писать легче, но это не так. Роман автор пишет для себя, тогда как сценарий — это всегда работа с другими райтерами, продюсерами, режиссерами, актерами, цензорами и их идеями. Тут важно учесть мнение каждого и сделать так, чтобы все были довольны. А от этого можно сойти с ума».

Вас часто сравнивают с Толкином. По вкусу ли вам это?

«Толкин — создатель современного фэнтези. Оказаться в одном списке с ним — комплимент. Ведь меня могли сравнить и с куда менее талантливым писателем».

Перечитываете ли вы свои собственные книги?

В интервью Джордж Р.Р.Мартин рассказывает, что не перечитывает свои книги для удовольствия, но, начиная работать над новой главой персонажа, читает одну-три последних главы, чтобы подхватить стиль повествования.

Ожидали ли вы нынешнего успеха?

«Нет, даже и не думал. Абсолютно. Не думал и не ожидал. Уже 20 лет прошло с тех времен, как я стал писателем. Первый рассказ я продал в 1971-м. Еще до появления «Песни Льда и Пламени» я опубликовал пять романов и несколько сборников рассказов, успел поработать на ТВ и в кино и вынес из всего этого следующий урок — глупо работать с прицелом на удачу. Каждая книга, каждый фильм — лотерея. Пиши, делай свое дело так хорошо, как можешь, но только читателям и фэнам судить, насколько удачно у тебя вышло.

Именно мои читатели сделали сериал таким успешным, каким он стал, и это вряд ли могло бы случиться в 1996-м (год, когда была написана первая книга цикла «Песнь Льда и Пламени». — Прим. ред.). Каждая книга — это вклад фанатов. Все начиналось с обычных разговоров, обсуждений книги, друзья рекомендовали ее друзьям, те — друзьям друзей… Как говорится, это был долгий и странный путь…»

Текст написан по материалам