«Такой мог появиться только в России»: История вездехода-монстра «Шерп»

11 февраля 2016 в 16:33
Изобретатель Алексей Гарагашьян расказал «Афише Daily» про себя и свой невероятный вездеход, который «взорвал» интернет и заслужил самые высокие оценки экспертов.

На днях в англоязычном интернете много шума наделал русский внедорожник «Шерп» — идеальный вездеход для постапокалиптичного мира, напоминающий увеличенный игрушечный грузовик. Первыми на впечатляющие ролики с демонстрацией автомобиля обратил внимание сайт TopGear, затем о «Шерпе» написали Jalopnik, TheVerge и другие технологические издания.

TopGear: «Воспринимайте его как крошечный танк или экстремальный внедорожник-багги. Он разработан для работы в экстремальных условиях и доставит вас туда, куда не может пройти ни одно другое транспортное средство.

Огромные, самонадувающиеся колеса и запатентованная резина (1600x600x25), которая с гордостью выпирает из-за передней и задней частей кузова, означает, что «Шерп» может преодолевать препятствия выше 70 см или, возможно, сделать сальто. Под полом четырехцилиндровый 1,5-литровый турбодизель Kubota, обеспечивающий мощность в 44 лошадиные силы. Можно сказать, что он не особенно быстрый: до 45 км/ч по суше на последней передаче 5-ступенчатой коробки. Ах да, он еще передвигается со скоростью в 6 км/ч по воде — он же плавает. Его вес всего 1300 кг, и кузов по сути представляет стальной бак с приделанной к нему трансмиссией. С уверенностью можно заявить, что автомобиль не будет сложным в обслуживании».

Выяснилось, что в основу суперпроходимого авто легла разработка известного в узких кругах конструктора-самоучки, мотогонщика, путешественника и романтика Алексея Гарагашьяна. «Афиша» связалась с ним и попросила рассказать о себе и невероятных вездеходах, которые он конструирует.

Алексей Гарагашьян
«В детстве, когда все мальчишки гоняли во дворе в футбол, мне было интереснее играть с конструктором — я был домашним мальчиком. Дальше увлекся велосипедами. Решил, что надо на велосипед навесить все, что есть на свете. Получилась елка наряженная, но велосипед лучше от этого ездить не стал. С украшательством я завязал — и в классе восьмом я сам сделал двухподвесный велосипед. Дальше было много мотоциклов — штук 20, наверное. Причем их не просто чуть-чуть переделывал, а серьезно модернизировал подвески, двигатели — все сам. Примерно двадцати пяти лет от роду я переехал в деревню — насущной необходимостью стал вездеход. Это восток Ленинградской области, почти что заброшенная деревня, передвигаться трудно. Сделал первый вездеход, потом один перетекал в другой. Денег было мало, покупать детали, какие хотел, я не мог. Приходилось обходиться какими-то старыми запасами, экономил на всем, поэтому и машины были спартанского вида. Потом дело стало развиваться, один вездеход удалось продать, на вырученные деньги купил более качественные запчасти. В то время у меня родилась схема с двумя мостами от джипов и двигателем, установленным вдоль. Двигатели были от «оки», от уазика — но машина поехала. Эту схему я сейчас рекомендую многим самодельщикам, которые мне пишут и хотят построить вездеход. Конечно, тогда у меня не было технических возможностей сделать вездеход как «Шерп» или ДИФ. Хотя я уже тогда рисовал подобные схемы. Потихоньку, когда появилась мастерская в Петербурге, я смог их построить. Прошел долгий эволюционный процесс: каждый следующий вездеход получал дополнительные свойства, становился лучше и интереснее. Основное достоинство, что его отличает от классических вездеходов, — это нестандартная компоновка, за счет которой в машине просторно и есть два полноценных спальных места. Я на вездеходах много поездил, но когда я первый раз переночевал в своем вездеходе, у меня было настоящее откровение. Ни «хонда», ни «тойота», ни «мерседес» такой вездеход не стали бы строить — потребность в нем могла появиться только в России. «Шерп» — моя первая машина, поставленная на конвейер. До этого я два раза пытался сделать промышленные образцы — один раз мотоцикла, другой раз мопеда, его должны были производить на вертолетном заводе «Красный Октябрь», но по экономическим соображениям проект закрыли. Сейчас уже второй год у меня есть партнеры, которые полностью занимаются производством и продажами. А я разрабатываю новые конструкции и создаю опытные образцы. Вот так мы нашли друг друга, и в наши дела параллельные мы не лезем. Например, по вопросу цены — это не ко мне, а к партнерам (в стандартной комплектации «Шерп» обойдется в 3,85 млн р. — Прим. ред.) В последнее время все меньше удается путешествовать — работы навалилось в связи с серийным выпуском. Сейчас еще занимаюсь разработкой концепции нового грузового вездехода — характеристики его пока дать не могу. Но в 2017 году я планирую полугодичное путешествие: на четырех «Шерпах» поехать из Петербурга в Петропавловск-Камчатский, 10 тысяч километров по серьезному бездорожью. Если бы я работал просто ради денег, это была бы совершенно другая история. Разрабатывая вездеход для серии, я делаю машину, которая мне интересна, которой я бы хотел управлять и которой я бы сам мог доверять. Из всех вездеходов, что мне приходилось опробовать в походах, у «Шерпа» самая высокая проходимость. К такой проходимости сейчас никто не подобрался. Но я не могу сказать, что он лучший во всем, у других есть и свои достоинства: одни больше людей везут, другие быстрее едут. Продажи сейчас растут. В настоящее время в основном их покупают частные лица для своих нужд — для путешествий, охоты, рыбалки. Но он бы вполне пригодился, например, организациям, обслуживающим линии электропередач или теплопроводы. Они пользуются тяжелой гусеничной техникой, но это не всегда оправдано. Одно дело, когда они перевозят тяжелые опоры, буры, но я был свидетелем того, как три мужика везли на таком вездеходе банку краски. Насколько мне известно, за границу пока вездеходов не продавали, сейчас спрос появился».