«Палочка, веревочка, концепция»: правила жизни арт-группировки «ЗИП»

14 апреля 2017 в 11:38
Этой весной группа «ЗИП» отметилась участием в Триеннале современного искусства в «Гараже» и персональной выставкой в четыре этажа ММОМА в Ермолаевском. «Афиша Daily» встретилась с главными краснодарскими ударниками художественного труда и выяснила, как так легко удалось захватить арт-мир.
В 2013 году в Краснодаре открылся Музей ЗИП, где были собраны экспонаты, найденные художниками на заводе ЗИП

Про отличия Краснодара и Москвы

Нас сохраняет вакуум Краснодарского края, климат и местные микроорганизмы. А вообще Краснодар — это второй европейский город после Лондона по количеству торговых центров. Это царство консюмеризма. Мы даже придумали один проект про жесткое шовинистическое общество, где все мужчины — охранники, а женщины — кассирши. Хотя на самом деле это был проект про любовь в бесконечном торговом центре.

В Москве есть ощущение неприлично буржуазного отдыха в центре. Ваш центр комфортный, очищенный от навязчивой коммерции. Даже фестивали ваши неприлично качественные. У нас в Краснодаре такого нет. Это проблема централизации в России: все должно быть везде, а сейчас все выставки в Москве, все парки тоже, все лучшие музеи.

Группировка «ЗИП», Владимир Мигачев и Николай Мороз на открытии Музея ЗИП в 2013 году

А в Краснодаре нет другого выхода. Ты идешь в торговый центр, вот и весь культурный досуг. Почему выстроилась очередь на Серова? Потому что вся Россия приехала на эту выставку, в Краснодаре такого не увидишь. Хорошо, что люди хотят ходить на выставки в городе Москве, но вся Россия хочет культуры.

Мы всегда находились в диалоге с городом. Нам не хочется делать против, вопреки. Мы всегда делали то, что было нужно городу в данный момент. В городе не было нормального фестиваля — и мы его сделали, такой, который было возможно создать своими руками. Как только поняли, что нам нужна институция, если мы хотим оставаться в Краснодаре, то основали КИСИ. «Арт-дача» была никому не нужным строением, которое могло бы стать резиденцией. Вот мы и подумали — почему бы не сделать его резиденцией?

Ремонт в первой мастерской группировки «ЗИП» на заводе ЗИП в 2009 году

Про трудности совместной работы

Никогда не знаешь, что будет дальше. Мы не думали, что станем работать вместе. Завод ЗИП (приборостроительный завод в Краснодаре, основанный в 1939 году. — Прим. ред.) — случайное место, куда мы попали, когда искали себе пространство в аренду. А потом оно нас очень вдохновило — и своей историей, и тем, как люди работали. Наша личная история — одна большая случайность, мы часто удивляемся, как так мы все встретились. Вася — мой брат, с Женей мы учились вместе, а с Эльдаром познакомились на выставках. Девочек у нас в группе, к сожалению, нет, нужно расширяться. Раньше мы привлекали людей со стороны — в проекте «Цех» нас было пятнадцать, а «зипов» вначале было шесть. Сейчас мы думаем заняться более широким коллективным действием.

Конечно, мы ссоримся. Почему нет? У нас восемь рук. Работаем мы вместе и по очереди: иногда кто-то один запирается в мастерской, потом приходит следующий и дорабатывает. Так по чуть-чуть что-то складывается. Несколько раз в неделю мы обязательно проводим собрания и обсуждаем, что нам нравится и не нравится. До драк дело пока не доходило.

«Стройка», на фестивале To the Square 2, Хельсинки, 2013

Художнику нужно отказаться от власти, от попыток захватить мир. Власть — это плохо. А для художника очень важно иметь единомышленников, выстроить собственное сообщество. За это в первую очередь нужно уважать русский концептуализм: мало кто в русском искусстве за последнее время был так дружен, поддерживал друг друга, чтобы двигаться дальше. Этого сейчас очень не хватает.

Красота во всем — как и политика. Есть эстетика как в простых материалах, так и в сложных, в действиях. Может быть, это связано с нами, но в Краснодаре никто не боится современного искусства. Вероятно, осталось потребительское отношение: многие понимают искусство как картину, видят ценность только в ней. А искусство, которое можно описать как «палочка, веревочка, концепция», кажется каким-то обманом. Но все равно люди приходят на него смотреть и стараются вступить в диалог. Нужно рассказывать людям об искусстве — и тогда они будут стараться в нем разобраться.

Инсталляция «Рабочее место», представленная в рамках проекта «Музей современного искусства: департамент труда и занятости» в Государственной Третьяковской галерее в 2013 году

Про образ жизни

Где-то треть денег мы зарабатываем заказами, а остальное собираем по мелочи: занимаемся преподаванием и какими-то своими проектами, как и все, наверное. Обычно мы собираемся в «Типографии» в час дня и там проводим время. А с утра я отвечаю на письма и что-то свое делаю.

Мы современным искусством все время занимаемся. Просто реагируем на то, что происходит вокруг. А реагировать быстро помогает преподавание: нужно постоянно готовиться к занятиям.

Еще мы организовали музыкальную группу. Обычно на ее концерты приходит человек шесть, и всем очень скучно. Но сам драйв музыки для нас важен: это тоже коллективное действие, которое помогает нам лучше чувствовать друг друга, попадать в общий ритм. А коллективность придает эйфорию.

Первая выставка «ЗИП» в Москве, в галерее «Жир» на «Винзаводе». В рамках перформанса под названием «ООО «Сувенир» художники в реальном времени лепили фигурки на продажу, ели, пили и жили в галерее

Но иногда бывает трудно успокоиться: думаешь, что раньше можно было на улицу выйти в будке (художественная акция «Будка одиночного пикета» была проведена на Театральной площади Краснодара в 2013 году. — Прим. ред.), а теперь нельзя. Хотя и тогда разрешения не было: внутри будки сидел Эльдар Ганеев, мы катили ее по улицам среди машин. Будка была смешная, и полицейские целый час не могли решить, что с ней делать. Пока не пришел главный и все не разрулил. Он решил, что это не разрешенный властями ларек.

Мы романтики. Жаль только, что советское наследие разрушается — дома-коммуны, кинотеатры, заводы. К ним в обществе странное отношение, будто это не памятники архитектуры, а мусор, который остался от странного времени.

Маркс в проекте «Живой уголок», 2009

Про пользу скуки и секреты успеха

Скука — лучшее состояние на свете. Ее даже специально развивали у всяких аристократов. Если вы скучаете, то у вас рождается мысль. Скуки очень не хватает современному обществу, но не нужно путать ее с тоской: скука — такое специальное время, когда нужно подумать. Вот был специальный бар в Краснодаре — там никого не было, хотя можно было курить, а пиво стоило 33 рубля. Зашли только несколько рабочих с соседней стройки. Поэтому там было реально скучно и можно было сколько угодно думать о том, как жить дальше и что делать.

Наш куратор — это друг и товарищ, который может дать тебе точный совет. Он знает, что тебе нужно, о чем ты делаешь работу, и помогает сделать ее лучше. Куратор помогает понять, что работа закончена, что все хорошо. Иначе сложно — хочется постоянно улучшать. Но, если пришел в тупик, нужно вернуться назад и разобраться, с чего он начался.

Современное искусство всегда про свободу. Академическое образование тебе всегда ставит рамки. Понимание того, что этих рамок нет, что их нужно постоянно разрушать, вселяет уверенность. А революция обязательно будет. Видели, как много детей на улицы вышло?