Как сделать идеальный журнал: 7 советов от Пушкина-медиаменеджера

9 февраля 2017 в 15:41
В свое время автор «Евгения Онегина» был известен не только как поэт и прозаик, но и как создатель важнейших журналистских брендов XIX века — «Литературной газеты» и «Современника». Проанализировав карьеру Пушкина-издателя, «Афиша Daily» подготовила советы для тех, кто хочет выпускать медиа мечты.
(01)
Выберите понятное название

В России в первой половине XIX века выходили «Цветник», «Мнемозина», «Свиток муз», «Соревнователь просвещения и благотворения». Среди таких названий и «Литературная газета», и «Современник» звучат внятно, конкретно и всегда актуально — без лишнего кокетства и сложного символизма.

(02)
Создайте концепцию исходя из обстоятельств

В отличие от своего прямого конкурента — «Северной пчелы» — в «Литературной газете» отсутствовал политический отдел: не позволил Цензурный комитет. В результате издание носило сугубо литературный характер — здесь публиковались как отечественные (Баратынский, Давыдов, впервые — Гоголь, без подписи — сосланные Бестужев и Кюхельбекер), так и зарубежные (Гофман, Гюго) авторы. Объявление об издании, помещенное в первом номере, гласило: «Цель сей газеты — знакомить образованную публику с новейшими произведениями литературы европейской — и в особенности российской».

(03)
Работайте с друзьями

«Литературную газету» изначально возглавил однокашник Пушкина Антон Антонович Дельвиг; в запуске проекта активно участвовал близкий друг Пушкина князь Петр Андреевич Вяземский. После смерти поэта последний также руководил «Современником».

(04)
Проводите журналистские расследования, устраивайте себе командировки, работайте с фактурой

Журналистские методы Пушкина опережали свое время: он ездил на Урал, чтобы собрать рассказы очевидцев о Пугачеве, и погружался в бездны государственных архивов, увлекшись фигурой Петра I. Обобщения и выводы делались им на основе реальных событий и судеб людей. В журналах его путевые очерки и публицистика издавались наравне с художественными произведениями — нельзя сказать, что Пушкин сам отчетливо прочерчивал границу между литературой и журналистикой.

(05)
Пишите о чем угодно, но не забывайте о людях и обществе

В «Современнике» публиковалось множество текстов, посвященных войне 1812 года («О партизанской войне» и «Занятие Дрездена» Дениса Давыдова, «Записки кавалерист-девицы» Надежды Дуровой и др.). Эти авторы в первую очередь работали с частными историями обычных людей. Например, про «Походные записки артиллериста» Радожицкого в рецензии говорилось так: «Ни один из наших офицеров до сих пор не вздумал записать свои рассказы в той истине и простоте, в какой они изливаются изустно. То, что случалось с ними как с людьми частными, почитают они слишком неважным — и очень ошибаются. Их простые рассказы иногда вносят такую черту в Историю, какой нигде не дороешься».

(06)
Не ждите, что будет легко

В 1831 году по доносу редактора «Северной пчелы» Фаддея Булгарина «Литературную газету» закрыли. В 1832 году Пушкин пытался получить разрешение на издание «Дневника. Политической и литературной газеты» — был набран пробный макет, но запуск так и не состоялся. Разрешение на выпуск «Современника» было выдано только в конце 1835 года.

(07)
Возьмите максимально нелепый псевдоним

И под ним доводите своих идейных противников до белого каления. Пушкин публиковался в «Литературной газете» не только под своим именем, но и как Феофилакт Косичкин. Перу последнего принадлежало такое, например, яркое сочинение — «Несколько слов о мизинце г. Булгарина и о прочем». Последний завет, впрочем, может не сработать — если только вы не Пушкин.