«Золотая маска-2017»: хедлайнеры, скандалы и новая номинация

9 ноября 2016 в 18:11
На этой неделе обнародован список номинантов «Золотой маски» 2017 года. В нем нет спектаклей Богомолова и Серебренникова, зато есть премьеры из Шарыпово, Глазова и Новокуйбышевска. Алексей Киселев разбирается, как так вышло и хорошо это или плохо.

Каждый год в начале ноября экспертный совет «Золотой маски» объявляет список претендентов на самую престижную российскую премию в области театра. Традиционно этот список, каким бы он ни был, вызывает бурю противоречивых эмоций в профессиональной театральной среде. В него входит около сотни избранных драматических, балетных, оперных, кукольных, танцевальных и экспериментальных спектаклей со всей страны, поставленных в прошлом сезоне. О том, как устроен самый масштабный театральный фестиваль страны, можно узнать тут.

Скандалы и бойкот

Экспертный совет «Золотой маски» сезона 2015–2016 года в принудительном порядке был сформирован при участии Министерства культуры. Наряду с профессионалами в него вошли одиозные конъюнктурные персонажи, из-за чего поднялся шум негодований. На структурные изменения фестиваля оперативно отреагировали режиссеры Кирилл Серебренников и Константин Богомолов. Почти одновременно на своих страницах в фейсбуке они объявили об отказе участия в «Золотой маске» «из соображений гигиены». Таким образом в списке номинантов 2017 года нет двух самых заметных московских спектакля прошлого сезона: «Машины Мюллер» Серебренникова и «Князя» Богомолова. Вопреки ожиданиям нет среди номинантов и кромешного ужаса. Ни одного спектакля по книге Мединского, ничего похожего на оперу про Крым или военно-патриотическую драму про Сталина.

Хедлайнеры

Хоть без спектаклей Серебренникова и Богомолова «Золотая маска» как торт без вишенки, в списке номинантов собраны, кажется, взаправду все самые видные события со всей страны плюс несколько темных лошадок и новых имен. Здесь феноменальные новосибирские «Три сестры» Тимофея Кулябина, сыгранные на жестовом языке; холодная пермская «Травиата» Роберта Уилсона; петербургский «Гамлет» Льва Додина с Данилой Козловским; костромской документальный стендап-танец «The Marusya» компании Dialogue Dance; зрелищный мюзикл «Биндюжник и король» Романа Феодори из Красноярска; квантовый эксперимент Дмитрия Волкострелова «Поле». В номинации «Работа режиссера» встречаются аж 28 человек, среди которых, в общем-то, почти все, кто вам может прийти в голову: от Дмитрия Крымова и Сергея Женовача до Андрея Могучего и Юрия Погребничко. В актерских номинациях за исключением Данилы Козловского и Ксении Раппопорт почти сплошь новые имена и преимущественно театральные артисты. Особая отрада — наличие в списке номинантов на лучшую женскую роль Евгении Симоновой, с размахом и достоверно переживающей несусветную душевную катастрофу в «Русском романе» Миндаугаса Карбаускиса в Театре им. Маяковского.

Новая номинация — «Работа драматурга»

Драматург — это не всегда автор пьесы. Все чаще драматург в современном театре становится соавтором спектакля; он работает с режиссером на репетициях или пишет текст для исполнения в конкретном месте конкретными актерами. До этого года работа драматурга не выделялась экспертными советами «Золотой маски» в отдельную номинацию; и вот это случилось — и это здорово. Пионерами номинации стали Наталья Ворожбит («Саша, вынеси мусор»), Марюс Ивашкявичус («Русский роман») и тандем Вячеслава Дурненкова и Марии Зелинской («Мирение. Телеутские новеллы»).

Лучший дирижер

Павел Клиничев — доцент МГК им. Чайковского

В истории фестиваля уже бывало, когда в дирижерской номинации оказывался один претендент (Борис Нодельман, 2014 год). В этом году в номинации «Балет/Работа дирижера» представлены три претендента, и все они — Павел Клиничев. Соревноваться будут спектакли, в которых востребованный маэстро блистает за пультом: «Ромео и Джульетта» в Екатеринбургском театре оперы и балета, «Ундина» и «Вариации на тему Франка Бриджа» Большом театре.

География

Широта географии премии впечатляет: Шарыпово («Жили-были»), Хабаровск («Дознание»), Норильск («Дядя Ваня»), Глазов («Процесс»), Новокуйбышевск («Корабль дураков»), Астрахань («Осуждение Фауста») — и это только половина списка редких гостей «Золотой маски». Список дает понимание, что по всей территории страны рассеяны команды современного танца, авторские театры кукол, оперно-балетные театры мирового уровня, визионеры и культуртрегеры, экспериментаторы и мастера старой школы. Такого разнообразия и изобилия не может позволить себе ни одна страна в мире.