Sweatcoin: как работает приложение, которое обещает деньги за шаги

16 августа 2016 в 11:36
Российский арт-директор и дизайнер Владимир Шрейдер принял участие в перезапуске приложения Sweatcoin, которое преобразует шаги в подобие биткоинов. «Афиша Daily» поговорила с ним о том, как сделать видеоигру, в которой главный герой — вы сами, а на игровые очки можно купить реальные вещи.

Sweatcoin (от англ. sweat — пот, coin — монета), — это фитнес-приложение, основанное в Великобритании командой выходцев из России. В качестве его сооснователей выступают Олег Фоменко, Антон Дерлятка, Данил Перушев и Егор Хмелев. Идея Sweatcoin предполагает оплату пройденного пользователем расстояния особой криптовалютой — свиткоинами. 1000 шагов генерируют на кошельке один свиткоин, — накопив достаточное количество, можно покупать в приложении разные вещи и услуги. Разработчики рассчитывают, что в будущем свиткоины можно будет обменивать на настоящие деньги.

Приложение примечательно интерфейсом с использованием дополненной реальности. Необычное UX-решение разработал Владимир Шрейдер, бывший арт-директор проекта, покинувший его полгода назад (этот пост на данный момент занимает Дмитрий Чернышев).

Владимир Шрейдер

Дизайнер, арт-директор, сооснователь приложений Glitché, SLMMSK, лауреат премий Webby Awards, Cannes Lions, D&AD, FWA. Работал в Студии Артемия Лебедева, «Яндексе», Look At Media и «Афише»

— Сначала хотелось бы узнать базовые вещи: чьей была изначальная идея и как в команде оказались вы.

— Приложение запустили Антон Дерлятка и Олег Фоменко — кто‑то из них был и автором идеи конвертации шагов в валюту. У Олега раньше был музыкальный стартап Bloom.fm в Лондоне, где он живет уже много лет. И Sweatcoin — это его второй проект. Антон Дерлятка выступил в качестве инвестора, но потом стал соавтором. Мы познакомились летом 2015 года. У них уже была первая рабочая версия, команда, и какой‑то офис в Лондоне. Мы встретились, пообщались, поняли, что должны работать вместе. Определились с направлением, собрали мудборд с разными проектами, которые с одной стороны — супертехнологичные, а с другой — теплые, ламповые, человеческие. Вдохновлялись хелсготами. Тогда же вышел фильм «Из машины» («Ex Machina»), который произвел на меня большое впечатление. В общем, задача была не превращать проект в какой‑то очередной фитнес-трекер, а сделать его полноценным дополнением к жизни.

Это высокотехнологичный стартап, тут очень сложная система в построении новой экономики. Чтобы это была полноценная валюта, как биткоин, а не просто какие‑то виртуальные баллы, она должны строиться на математических моделях. Но я в этой стороне вопроса не очень разбираюсь.

— Большинство команды, весь костяк — это русские?

— Да, абсолютно. Но если говорить про участие зарубежных партнеров, как говорит Владимир Владимирович, то это люди, которые занимаются инвестициями. Но сама идея, разработка — все в России.

— Можете вкратце описать суть приложения? Чем больше ты ходишь, тем больше этой виртуальной валюты ты зарабатываешь? Где она собирается, в какой‑то виртуальный кошелек? Как отличаются шаги от других активностей?

— Очень большие ресурсы вкладываются в разработку системы, которую невозможно обмануть. Чтобы нельзя было привязать смартфон к собаке, заставить ее бегать и зарабатывать валюту на кошелек. Алгоритм называется термином walkchain — по аналогии с blockchain, — и им заняты очень серьезные математики.

Сама механика заключается в том, что передвижение человека в пространстве фиксируется с помощью GPS и стандартного акселерометра в айфоне, который верифицирует шаги и отличает их от другой активности. Приложение не работает там, где нет GPS-сигнала. Например, глубоко в метро на экране высветится предупреждение: шаги не засчитываются. Количество шагов, например, в HealthKit и в Sweatcoin будет отличаться, потому что в стандартном приложении айфона нет такой сложной проверки — оно детектирует любую активность.

— Я сталкивался, как, например, шалят показания в Strava: когда кажется, что ты проехал на велосипеде с нереальной скоростью, на самом деле просто случился какой‑то явный сбой.

— Эта система постоянно совершенствуется. В Sweatcoin это одна из самых важных составляющих.

— Давайте разберемся, как можно эти свиткоины тратить. У вас есть какая‑то договоренность с магазинами и кафе в Лондоне, где на заработанную валюту можно что‑то купить?

— Да, товары и услуги. По крайней мере, приложение сейчас работает так. Есть два вида предложений. Одни действующие — их сейчас четыре. Это те вещи, которые ты гарантированно можешь купить на свиткоины. Другие — предложения, которые находятся на голосовании. В нем могут участвовать не только коммерческие организации, но и простые люди, которые предоставляют индивидуальные услуги, например тренировки. То есть это полноценный маркет-плейс. После того как человек создает карточку своего предложения, он попадает на общее голосование. Если его карточка выходит в топ, ее сделают официальным предложением.

— То есть, если я, например, массажист или преподаватель английского, то могу пропиарить себя через ваше приложение и предложить свои услуги в обмен на свиткоины. Правильно?

— Правильно, да. Пользователь сам определяет стоимость в свиткоинах. Потом он проходит модерацию и после этого попадает на голосование.

— И собственно, монетизация приложения происходит за счет того, что ваши партнеры, например крупные компании, могут доплачивать, чтобы разместить товары и услуги выше других?

— О монетизации еще думать рано. На нынешнем этапе привлечено почти $900 тысяч инвестиций, которые пока позволяют просто заниматься проектом, развивать его. Но вообще для монетизации много маневров. Думаю, нужно подождать, когда проект наберет достаточную аудиторию или выйдет на новые рынки.

— Пока это работает только в Лондоне?

— Да. Версия, которую мы перезапустили, доступна с мая 2016 года. Приложение сразу оказалось на первом месте в App Store в категории «Финансы» в Великобритании. Собственно, уже на старте оно обратило на себя внимание, стало широко освящаться в прессе.

— Вы разработали для приложения некую дополненную реальность, виртуальные миры. На что это похоже?

— Передо мной стояла задача, чтобы человек, скачав и запустив приложение, тут же захотел его использовать. Мне показалось, что самый оптимальный вариант — это игровой формат, завлекающий на уровне эмоций, взаимодействие с реальностью. Благодаря акселерометру приложение понимает текущую позицию телефона: когда ты вращаешься вокруг себя, картинка на экране меняется. Виртуальный ландшафт — это горы, а на заднем фоне и впереди тебя — абстрактные геометрические объекты, среди которых петляет дорога, по которой ты должен идти. Если ты опускаешь телефон — видишь землю, поднимаешь вверх — видишь небо. Ландшафт по сторонам продвигается вместе с тобой, генерируется случайным образом и никогда не повторяется. Ты можешь смотреть панораму 360 градусов — как в гонках или симуляторах.

— Можете назвать какие‑то конкретные примеры игр, которыми вы вдохновлялись?

— Ну лично я сразу вспомнил игру Road Rash — один из моих любимых симуляторов. Ну или любой раннер — весь этот игровой жанр построен на одном принципе, и каждый из них будет правильным примером. Смысл в том, чтобы самому превратиться в персонажа из этой игры и управлять процессом при помощи собственного тела и его перемещения в пространстве.

— И как в любом раннере — бежать и собирать по дороге монетки?

— Ну да. Если начать фантазировать, то она окажется бездонной бочкой. Когда мы сделали прототип, стало понятно, что это работает. Это мотивирует человека встать с дивана и сделать несколько шагов по комнате. Ну и вызывает, что называется, вау-эффект, который у всех возникает, даже когда ландшафт просто реагирует на движение руки.

Также цветовая гамма интерфейса привязана к времени суток. Утром — свежие цвета, в обед — теплые, днем уже красные, к вечеру — розовые. Я брал реальные цвета неба, упрощал их до градиента из двух тонов.

— А что за геометрические объекты с которыми можно взаимодействовать? Это тоже вау-эффекты или они несут какую‑то функциональность?

— Существует пять уровней пользователей. И с уровня на уровень они переходят по достижению определенных показателей. Геометрические фигуры — это такие знаки отличия. Этот объект прикрепляется к профилю пользователя в лидер-борде.

— Как насчет использования приложения с VR-очками и, например, подсоединить смартфон к беговой дорожке? Недавно читал про англичанина, который крутит педали велотренажера c VR-гарнитурой на голове и будто бы путешествует по Англии. Не было таких идей?

— Не знаю, это противоречит самой идее приложения. Смысл как раз в том, чтобы человек передвигался в пространстве. Иначе это расценивается самой системой как читерство.

— Вот и Pokémon Go заставляет передвигаться в пространстве. Такое ощущение, что все хотят заново научить миллениалов гулять по улицам. Это можно сравнить с фланерством. В XIX веке Бальзак и Бодлер научили парижан новому времяпрепровождению, а теперь миллениалы тоже учатся, но с помощью Pokémon Go и Sweatcoin.

— Я не думаю, что это можно расценивать так. Просто у людей так или иначе есть повседневная рутина, и ее приятно заполнить чем‑то развлекательным — как в случае с Pokémon Go. А Sweatcoin может сделать ее даже материально выгодной. Обычная дорога до метро превращается не только в развлечение, но и в определенный заработок. Эти скучные моменты, от которых люди хотели бы избавиться, приобретают новый смысл. Это не просто какое‑то бессмысленное времяпрепровождение.

— Но все-таки складывается впечатление, что кто‑то заинтересован, чтобы вытаскивать людей из дома, вытаскивать людей из интернета. Но непонятно, ради чего. Не ради того же, чтобы все были здоровенькими и спортивными. Есть какие‑то другие причины?

— Я не знаю, насколько эти проекты придуманы исходя из каких‑то корыстных целей. Просто раз мы живем в такое время, когда у людей есть такой инструмент, как мобильный телефон, и у него так много возможностей, то, вероятно, даже из альтруистических побуждений может получиться вполне крепкий бизнес. Потому что это совмещает приятное с полезным. Лично мне кажется, эта идеи из разряда «Почему люди не сделали это раньше?». Я не вижу смысл искать какой‑то тайный смысл, когда польза и так очевидна.

— А есть какие‑то интересные истории об английских пользователях Sweatcoin? Приложение изменило чью-нибудь жизнь?

— Люди используют его при прогулках, по пути на работу. То есть совершая привычные действия. Некоторые в шутку рассказывали о том, как пытались обмануть систему. Кто‑то даже привязал телефон к ослу. Ну и вообще люди очень радуются, когда покупают за свиткоины что‑то ощутимое. Например, кроссовки. Это приятный бонус.

— Был известный случай, как в Китае заключенные майнили золото в World of Warcraft. Не боитесь ли вы, что китайским заключенным выдадут айфоны и заставят ходить вокруг тюрем. Придется отгружать бесплатные кроссовки огромными партиями.

— Я не знаю, чем отличаются пользователи в тюрьмах от обычных пользователей. Не думаю, что это будет критично. Ну и пользователи в тюрьмах тоже, наверное, хотят быть в форме.