Реклама
На какие выставки стоит сходить в октябре 2022-го
2 октября 2022 15:30
«Афиша Daily» советует выставки, которые стоит посетить в Москве и Петербурге в октябре.

Москва

«Экспозиция российского паблик-арта» в Парке Малевича

До 30 октября

В Парке Малевича при поддержке Третьяковки работает экспозиция современного искусства под открытым небом. В пешеходной зоне разместили семь объектов, созданных в разные годы классиками неофициального искусства 1960–1970-х годов Франсиско Инфанте-Араной, Вячеславом Колейчуком, Леонидом Тишковым, Игорем Шелковским, а также постконцептуалистом Аристархом Чернышевым. Все они отсылают к идеями русского авангарда и «хозяина» парка — основателя супрематизма Казимира Малевича. Так, Инфанте соединяет геометрию и природу в новом объекте легендарного цикла «Жизнь квадрата», Колейчук в духе конструктивизма из стальных труб и тросов проектирует «Реконструкцию механической самонапряженной структуры Карла Иоганнеса», а «Античная голова» Чернышева символизирует академизм, поверженный авангардом.

Подробнее на Афише

«Центр исследований „оттепели“. Эпизод I» в Центре Вознесенского

До 30 октября

Центр Вознесенского запустил масштабный трехсерийный проект-исследование о графиках, дизайнерах, поэтах и других мыслителях «оттепели». Первый эпизод состоит из трех выставок. Одна демонстрирует советский книжный дизайн 1956–1969 годов: здесь впервые показывают коллекцию книг, которую Центр собирает последние полгода. На выставке «Аргонавты андеграунда» куратор Анна Романова выстраивает диалог между линеарной графикой Матисса и Пикассо и созданными под их влиянием работами наших шестидесятников — Соостера, Соболева, Кропивницкого, Сидура. А третий зал, отталкиваясь от карты знакомств молодого Эдуарда Лимонова «Завоевание московской богемы через шитье брюк», иллюстрирует многообразие художественно-литературных сообществ внутри неофициальной культуры.

Подробнее на Афише

«Sample. Среда обитания» в ММОМА

До 30 октября

В ММОМА на Петровке проходит выставка онлайн-галереи Sample, приуроченная к запуску ее нового раздела «Design». В экспозиции — девять воображаемых интерьеров с работами современных художников, ремесленников, архитекторов и дизайнеров: от керамики, живописи и мебели до светодиодных инсталляций и причудливых зеркал. Они градируются от традиционных к условным и завершаются двумя тотальными художественными инсталляциями, имитирующими абстрактный интерьер или даже подчеркивающими его отсутствие. Для каждого зала журналистка и эссеистка Шахри Амирханова написала небольшие тексты, пофантазировав о возможном бытовании в этих пространствах.

Подробнее на Афише

«Чувство дома» в Еврейском музее

До 30 октября

Еврейский музей и центр толерантности совместно с исследовательским проектом «Заповедник» показывают 17 трогательных фотоисторий о том, как по-разному у жителей России формируется эмоциональная связь с тем, что мы называем домом. Пять разделов экспозиции отражают разные грани этого чувства — от кочевничества ненцев и родовых гнезд осетин до ностальгии жителей Рыбинского водохранилища по затопленному дому. Также можно узнать, как люди обживают территории носителей другой культуры и находят духовные пристанища — будь то еврейская община в Костроме или буддийский домашний алтарь у калмыков. Разговор не только трогательный, но и созвучный времени.

Подробнее на Афише

«Александр Савинов. Миражи» в Музее русского импрессионизма

С 21 октября по 22 января

В Музее русского импрессионизма пройдет ретроспектива Александра Савинова, которого за характерные масштабные картины-панно, напоминающие ажурное полотно, современники называли «умиротворенным Врубелем». В его уникальном стиле соединились призрачные силуэты-миражи саратовской школы живописи, классическая итальянская монументальная роспись, элементы древнерусского искусства и французского импрессионизма. На выставке можно увидеть работы разных периодов: от ученических экспериментов до зрелых произведений из фондов Русского музея, Третьяковской галереи, Радищевского музея, а также редкие работы из частных и региональных собраний. Например, специально отреставрированные «Балкон, увитый цветами. Рим», «Портрет Надежды Неслуховской», «Окно» и другие картины о путешествиях художника по Франции, Италии и Англии.

Подробнее на Афише

«Мельников/Melnikoff» в Музее архитектуры им. Щусева

С 5 октября по 23 января

В МУАРе наконец-то открывается много раз перенесенная выставка о советском архитекторе Константине Мельникове. Чтобы рассказать о его жизни и творчестве максимально полно, провели масштабное исследование. Впервые представят более 200 экспонатов: архитектурную графику, портреты, живопись, личные вещи и фотоматериалы из архива Дома Мельникова, сохраненного сыном архитектора. Например, покажут ученические работы в контексте творчества учителей — Алексея Щусева и Ивана Жолтовского, а также мемориальные предметы, связанные с первым путешествием Константина Мельникова в Париж для строительства знаменитого павильона СССР 1925 года, — медаль за участие в Международной выставке и фотоаппарат фирмы Kodak. Но, пожалуй, особенно интригуют архитектурные макеты нереализованных проектов, изготовленные специально к выставке, — обычно именно они лучше всего иллюстрируют новаторские идеи великих.

Подробнее на Афише

«Дягилев. Генеральная репетиция» в Новой Третьяковке

С 4 октября по 5 февраля

Выставка сезона в Новой Третьяковке — проект о Сергее Дягилеве, импресарио и создателе знаменитых «Русских балетов». Это своего рода генеральная репетиция будущего зала Дягилева, для которого несколько лет назад в Великобритании приобрели коллекцию оригинальных сценических костюмов, созданных по проектам Александра Головина, Льва Бакста, Натальи Гончаровой и Николая Рериха. Помимо них, на выставке показывают фотографии балетных спектаклей и репетиций, а также более 200 графических работ из коллекции Михаила Ларионова: эскизы костюмов и декораций, портреты хореографов Леонида Мясина, Сержа Лифаря, Михаила Фокина и знаменитых этуалей Тамары Карсавиной, Ольги Спесивцевой, Анны Павловой и Ирины Бароновой.

Подробнее на Афише

«Кринолин. Жакет. Свитшот. Стиль большого города» в Историческом музее

До 13 февраля

На выставке воссозданы образы городских российских модниц последних 160 лет в самых разных обстоятельствах: на прогулке, на работе, в дороге и во время выхода в свет. Показывают наряды эры корсетов и кринолинов, эффектные туалеты модниц начала ХХ века, постреволюционные образы, номенклатурный блеск 1930–1950-х. Также впервые экспонируют вещи знаменитых советских модельеров, например комплекты, созданные Тамарой Файдель в Общесоюзном доме моделей одежды и Аллой Левашовой в СХКБ. И, что особенно актуально сегодня, демонстрируют работы современных российских дизайнеров. Среди них как известные бренды Игоря Чапурина, Алены Ахмадуллиной, Виктории Андреяновой, так и молодые дизайнеры и марки: Антон Лисин, Даниил Анциферов, Саша Гапанович, Gate31, Monochrome и 12 Storeez.

Подробнее на Афише

«Мир как беспредметность. Рождение нового искусства» в Еврейском музее

С 20 октября по 19 февраля

В Еврейский музей и центр толерантности привезли экспозицию о новаторской школе авангарда Казимира Малевича, год назад представленную кураторами Андреем Сарабьяновым и Натальей Мюррей в «Ельцин-центре». Хорошие новости: пострадавшую там от акта вандализма картину «Три фигуры» Лепорской восстановили и покажут на выставке. Московский вариант дополнили графикой из Третьяковки, витебской живописью и супрематистским фарфором из Эрмитажа и «Кусково». Всего в экспозиции 98 работ из главных российских собраний, среди авторов — Шагал, Малевич, Юдин, Рождественский, Суетин, Филонов, Матюшин, Фальк и другие. Они проиллюстрируют историю супрематизма: от формирования объединения УНОВИС в Витебском художественном училище, куда Малевича пригласили преподавать в 1919 году, до постсупрематизма в сложных 1930-х. А разобраться в формальных и неформальных связях художников круга Малевича помогут дневники его ученика Льва Юдина, опубликованные научным консультантом проекта Ириной Карасик в 2017 году.

Подробнее на Афише

Петербург

«Выставка работ номинантов премии Сергея Курехина за 2021 год» в Центре Курехина

До 23 октября

На выставке в Центре Курехина представлены проекты, вошедшие в лонг-лист премии Сергея Курехина за 2021 год. Среди 71 номинанта — «Провмыза», арт-группа Recycle, команда галереи Anna Nova, Владимир Абих, Наталия Спечинская, Юлдус Бахтиозина, Наташа Федорова. Борются в восьми номинациях: за звание лучшего произведения визуального искусства, медиапроекта, сайенс-арта, кураторского проекта и, конечно, Гран-при.

Подробнее на Афише

«Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения» в Русском музее

До 23 октября

Последний шанс увидеть нашумевшую сначала в Москве, а теперь в Петербурге выставку Михаила Врубеля. В корпусе Бенуа собрали 220 работ из Русского музея, Третьяковки и частных коллекций. Экспозиция охватывает основные периоды творчества художника: учебу в Академии художеств, иллюстрации к «Демону» Лермонтова, присоединение к Мамонтовскому кружку, увлечение майоликой и театральной живописью, а также эксперименты с углем в рисунках больничного периода. Среди экспонатов — «Шестикрылый Серафим», «Царевна-Лебедь», «Пан», «Жемчужина» и многие другие известные полотна, за исключением тех, что из‑за плохой сохранности остались в Москве.

Подробнее на Афише

«Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина» в Эрмитаже

До 30 октября

Завершается и показ коллекции Сергея Щукина в петербургском Манеже Малого Эрмитажа. В музее рассказывают, как и почему российский коллекционер стал приобретать произведения французского актуального искусства конца XIX века, и воссоздают основные разделы собрания по сохранившимся фотографиям интерьеров его особняка. Выставка получилась самой масштабной в трилогии (напоминаем, свои варианты проекта уже представляли в парижском фонде Louis Vuitton и московском ГМИИ): вместе собрали 150 работ из щукинской коллекции. Показывают хрестоматийные картины Моне, Ван Гога и Сезанна, «невыездные» из‑за плохой сохранности работы Пикассо и Матисса, а также «иконостас» Гогена, который Эрмитаж и Пушкинский совместными силами воспроизвели впервые за 70 лет. Но, увы, из‑за плачевного состояния шедевров экспозицию такого масштаба вряд ли удастся повторить еще раз.

Подробнее на Афише

«Владимир Стерлигов. Упрямый слоненок» в K Gallery

До 6 ноября

В K Gallery можно увидеть иллюстрации художника-авангардиста и ученика Казимира Малевича — Владимира Стерлигова. В 1930-х он работал в популярных детских журналах «Чиж» и «Еж», а в послевоенные годы оформлял сказки народов мира, в частности африканскую сказку «Упрямый слоненок». В экспозиции впервые показывают акварельные эскизы этих иллюстраций и макет книги, а также неизданные иллюстрации Стерлигова к «Мухе-Цокотухе» и индийской сказке «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром».

Подробнее на Афише

«Балабанов» в «Севкабель Порту»

С 13 октября по 15 января

В «Севкабель Порту» открывается выставка-путешествие по киновселенной Алексея Балабанова. С помощью мультимедийных инсталляций, архивных материалов и сценографии от Planet 9 можно будет познакомиться с полной фильмографией режиссера: от ученических работ для Свердловской студии документального кино и ранних короткометражек до знаменитых «Брата», «Груза 200», «Я тоже хочу» и неснятых картин. Проводником на выставке станет специальное аудиосопровождение от сыновей режиссера — Петра и Федора Балабановых. Они помогут разобраться в его художественных кодах и проследить взаимосвязи в личной жизни и творчестве Балабанова.

Подробнее на Афише

«Игорь Новиков. Наши» в музее «Эрарта»

До 15 января

В музее «Эрарта» проходит выставка современного российско-швейцарского художника Игоря Новикова, чьи работы хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Музее Людвига в Будапеште и других собраниях по всему миру. Узнать их можно по ярким человечкам-пиктограммам, внедренным в пространства знакомых картин: от пейзажей Репина, Верещагина, Левитана, Рериха, Тулуз-Лотрека до средневековой европейской гравюры. Человечки Новикова словно колонизируют территорию уже закостеневшей классики, внедряя новые формы. Акцентируя на этом внимание, кураторы дополняют выставку цитатами Маяковского в духе «Довольно грошовых истин. Из сердца старое вытри». Ход не только шуточный, но и искусствоведчески меткий, ведь поэт начинал свое творчество с плакатов.

Подробнее на Афише
Читайте также
События недели на afisha.ru
Рекомендации партнеров