Российская арт-среда обсуждает судьбу картин из собрания Морозовых. Полотна из Эрмитажа, ГМИИ им. Пушкина и Третьяковки были выставлены в парижском фонде Louis Vuitton и теперь не могут вернуться в Россию. Французские организаторы считают, что не способны гарантировать их безопасную транспортировку. Рассказываем, какие картины застряли в Париже.

«Портрет актрисы Жанны Самари»

Пьер Огюст Ренуар

© ГМИИ им. Пушкина

Жанна Самари была французской актрисой, одной из знаменитостей «Прекрасной эпохи», прославившейся ролями в мольеровских комедиях. Ее лицо можно часто встретить на полотнах Ренуара — в том числе на «Завтраке гребцов», которую вы могли видеть в фильме «Амели». А еще портрет Самари написала Луиза Аббема — великолепная художница (и, видимо, любовница актрисы Сары Бернар).

«Женщина, держащая плод»

Поль Гоген

© Государственный Эрмитаж

У этой картины, как и у многих полинезийских работ Гогена, есть маорийское название — «Eu haere ia oe» («Куда идешь?»). Морозов купил ее в 1908 году. На полотне, скорее всего, изображена беременная таитянка Техура, на которой сорокатрехлетний художник женился по таитянскому обряду, когда ей было тринадцать. Впрочем, некоторые исследователи полагают, что Темура была собирательным образом туземных женщин, в которых Гоген находил вдохновение, взамен одаряя их сифилисом. Интересно, что в Штутгартской государственной галерее хранится другой, менее известный вариант этой картины: их композиция почти не отличается, только вместо тропического фрукта женщина держит волчонка, точь-в-точь как гогеновская же скульптура.

«Морской пейзаж в Сен-Мари»

Винсент Ван Гог

© ГМИИ им. Пушкина

В 1888 году Ван Гог отправился на юго-восток Франции, в городок Арль, а в июне заехал в рыбацкую коммуну Сен-Мари на берегу Средиземного моря, «просто чтобы посмотреть на синее море и синее небо». Там он провел пять дней, увезя с собой чернильные зарисовки местных улочек и морских пейзажей. Ван Гог говорил, что нашел в Сен-Мари «настоящую Японию» — и действительно, в том, как он изображает волны, легко увидеть влияние Хокусая.

«Девочка на шаре»

Пабло Пикассо

© ГМИИ им. Пушкина

«Девочка на шаре», до Морозова принадлежавшая Лео и Гертруде Стайн, — одна из самых известных картин «розового» периода творчества Пикассо. Это полотно, построенное на контрастах, оказывается мастер-классом по композиции: грузный атлет, устойчиво сидящий на кубе, противопоставлен хрупкой акробатке, балансирующей на мяче, а их артистическое искусство — безрадостному пейзажу на фоне.

«Мост Ватерлоо. Эффект тумана»

Клод Моне

© Государственный Эрмитаж

У Моне есть десятки видов лондонского моста Ватерлоо. Большинство из них написано с одной точки, но в разных условиях: в туманное утро, в сумерках, в солнечный день — похожие друг на друга, но в то же время совершенно разные. Индустриальная революция укутала Лондон в смог, и импрессиониста завораживала игра света в дымке. Виды Ватерлоо Моне писал между 1900 и 1904 годами; Морозов купил ее в 1906 году за 18 тыс. франков у французского коллекционера Поля Дюрана-Рюэля.