Как правильно принимать коллективные решения

Фотография:
Mark Taylor
30 июня 2016 в 16:11
Один из основателей современной теории выбора, Фуад Алескеров, рассказал «Афише Daily», почему так непросто делать подарки для близких, в чем заключается парадокс выбора и как не сойти с ума в ожидании.
Фуад Алескеров
Один из основателей современной теории выбора, ординарный профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Почему важно принимать верные коллективные решения

Когда вы собираетесь пойти с семьей, например, в ресторан, вы принимаете коллективное решение. И его можно обосновать математически, заполнив определенные таблицы и просчитав все параметры. Но люди этого не делают, потому что это не стоит таких затрат энергии и времени. Однако есть решения гораздо более серьезные: одно дело сходить в плохой ресторан, а другое — отправить ребенка в плохую школу или принять решение о закрытии такого научного направления, как генетика (это было сделано на сессии ВАСХНИЛ в 1948 году и привело к тому, что наша страна сильно отстала в этой сфере). Если же использовать для принятия решений математические модели, то с большой вероятностью можно сделать верный выбор.

Область приложения моделирования бесконечно широкая: это и экономика, и психология, и политические науки, и многое другое. Например, студентов я прошу найти в интернете галстуки для любимых мужчин и украшение для любимых женщин. Им нужно придумать показатели и задать критерии, которые должны удовлетворяться, — такой метод поможет найти лучший подарок. Даже здесь можно применить математику, и это открывает другое видение. Допустим, приезжает губернатор в какой-то поселок, а ему говорят: «Мы хотим, чтобы здесь построили новую школу». Но, может, там не нужна новая школа? Может, проще купить автобус и возить детей в соседний город? Или переоборудовать старую школу?

Как-то мы анализировали парламент Веймарской республики с 1919 по 1933 год, пока Гитлер не пришел к власти. Мы стали считать и увидели, что тот факт, что две партии не могли договориться о коалиции, открыл прямую дорогу к власти Гитлеру. Это чудовищное недоразумение, перевернувшее жизнь всего человечества, началось с того, что две партии не смогли принять правильное коллективное решение. Никто не думал: если мы не войдем в коалицию, Гитлер придет к власти. Хотя это можно было бы просчитать, как и любое другое решение и событие.

Что такое рациональность и иррациональность

Рациональность человека — это сложная вещь, которая гораздо сложнее рациональности в физике. Физические системы более предсказуемы, но и люди не так уж иррациональны, как кажется. Если мы все будем считать, что Петров лучше Иванова, и есть процедура, которая в соседней комнате перерабатывает наше мнение, то нам не принесут ответ «Иванов лучше Петрова». Существуют фундаментальные принципы рациональности (см. теорему Кондорсе о присяжных). Все кроется в компетенции людей, которые принимают решения. И в случае низкой компетенции коллектива вероятность принятия правильного решения им ниже, чем в случае простого подбрасывания монеты.

Коллективное решение складывается из индивидуальных решений. У каждого есть свои предпочтения в голове. Но когда появляется вопрос «Каким условиям должны удовлетворять правила, чтобы воспроизводить справедливое решение?», индивидуальное нивелируется — и начинается математика коллективного выбора.

У любого решения также есть свои критерии эффективности — например, если мы решаем какую-то государственную задачу, то критерием эффективности будет удовлетворенность населения. Если речь идет о решениях, принимаемых в парламенте, то критерием эффективности будет количество избирателей, которые на следующих выборах проголосуют за партию. Если мы говорим о бизнесе, то показателем эффективности будет рост прибыли.

В чем состоит парадокс выбора

Чем больше вариантов, из которых ты выбираешь, тем труднее выбрать. Вероятно, цивилизация умрет от того, что в какой-то момент у человека будет слишком много возможностей. Это как в истории про буриданова осла — перед ослом на одинаковом расстоянии поставили два пучка сена, и он умер от того, что не смог решить, к какому подойти.

Вся теория рационального выбора строилась на том, что человек при выборе из нескольких вариантов производит попарные сопоставления: один вариант сравнивает с другим и откладывает тот, что хуже. Мы, вслед за Гербертом Саймоном, критиковали эту классическую теорию и предложили ряд других моделей выбора.

Например, у человека есть определенный установленный уровень ожиданий: все, что выше его, — хорошо, а все, что ниже, — плохо. Когда есть много возможностей выбора, человек не сравнивает каждую альтернативу, а сразу прикидывает, что хорошо, а что плохо. Если под категорию «хорошо» попадет 20 вариантов, то человек будет просто двигать планку своих ожиданий, пока не придет к единственному решению.

Выбор человека зависит от множества доступных альтернатив. Например, когда человек приходит в ресторан и хочет заказать мясное блюдо и бутылку красного вина, он руководствуется одними критериями, но если вдруг кончилось мясо, то его критерии выбора резко меняются, и вот он уже заказывает рыбное блюдо и бутылку белого вина.

Как предсказать кризис

Люди активно пытаются моделировать биржу, хотя давно известно, что это невозможно. Если бы мы научились ее моделировать, то сотрудники биржи просто поменяли бы свое поведение и наши модели перестали бы работать. Известный биржевой игрок и писатель Николя Нассим Талеб утверждает, что, для того чтобы выигрывать значительные деньги на бирже, надо научиться предсказывать кризисные явления, которые называют «черный лебедь».

Но дело в том, что человек не может постоянно жить в ожидании кризиса. Например, я встаю утром, а в доме нет воды. Ну ничего, бывает. В другой день, предположим, вода есть, но метро не работает. В третий день и вода есть, и метро работает, но с работы уволили. Сколько нормальный человек в таких условиях выживет? Через две недели точно можно с ума сойти. Это и есть фундаментальная вещь в поведении человека — он не ждет кризисов, потому что этого не выдержит никакой мозг. И доказали это математически.

Как специалист по принятию решений помогает бизнесу

Моя работа в области консалтинга бизнеса сопоставима с работой менеджера по эффективности — меня приглашают, когда нужен свежий взгляд. Например, я работал в сети гипермаркетов «Метро» — меня попросили понять, как устроен процесс потребления клиентов гипермаркета, разбить клиентов на группы, обрисовать портреты типичных покупателей и понять, как на эти группы можно воздействовать. Для этого были разработаны мощные математические модели, применение которых сказалось на росте прибыли всего предприятия.

4 совета для правильного принятия коллективных решений

Чтобы принимать любые решения, надо сначала задуматься, для чего вы делаете это, кому оно будет выгодно, а кому навредит. Может, вреда от вашего решения в будущем будет больше, чем сиюминутной пользы. Если мы будем постоянно задавать себе эти вопросы, то будем лучше жить.

Человек должен научиться создавать благоприятную среду вокруг себя (не для себя!), хотя бы на территории 3 квадратных метров. Если мы научимся принимать такие решения, которые позволят нам это делать, то мы будем жить в раю.

Принять верное решение помогут четко обозначенные параметры, а также показатели и критерии, которые должны удовлетворяться.

Не надо бояться менять свои решения и двигать планку своих ожиданий. Всегда сравнивайте альтернативы и проигрывайте в голове несколько разных сценариев.