25 мая 2018 года вандал вошел в Третьяковскую галерею, разбил стекло картины «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» и серьезно повредил полотно — с тех пор оно находится на реставрации. Ксения Пузикова вспомнила еще несколько случаев, когда феминистки, бездомные люди и художники портили произведения искусства.

«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» Ильи Репина

© Государственная Третьяковская галерея

Эта картина с самого начала возмущала публику. Еще в 1885 году, когда Репин впервые показал работу на 13-й Передвижной выставке, девушки падали в обморок, а Третьякову на какое‑то время даже запретили выставлять работу для общего доступа. Первый раз на картину Репина напали еще в 1913 году — в той же Третьяковской галерее. Тогда молодой старообрядец и иконописец Абрам Балашов изрезал полотно сапожным ножом. Он нанес три удара прямо по лицам царя и царевича с криком «Довольно крови, слишком много крови!». Реставрацией полотна пришлось заниматься самому автору. А вандала признали сумасшедшим и отправили в центральный приемный покой для душевнобольных в Петербурге.

«Венера с зеркалом» Диего Веласкеса

© Лондонская национальная галерея

В 1914 году британская суфражистка Мэри Ричардсон вошла в Лондонскую национальную галерею, поднялась в зал с живописью XVII века и набросилась на «Венеру с зеркалом». Девушка разбила защитное стекло и восемь раз ударила по спине богини мясным тесаком. Прессе Ричардсон сказала, что сделала это в ответ на арест своей подруги Эммелин Панкхерст, которая боролась за права женщин:

«Я пыталась уничтожить изображение самой прекрасной женщины в мифологической истории в знак протеста против уничтожения правительством самой прекрасной женщины в современной истории».

В 1961 году в интервью Би-би-си Ричардсон добавила, что изрезала картину, потому что полотно — повод для объективации женщин, и «мужчины пожирают его глазами». Это нападение стало самой громкой акцией суфражисток тех времен, а в прессе вандалку прозвали Убийцей Мэри. Ее сочли вменяемой и приговорили к восемнадцати месяцам каторжных работ. А в 1953 году она даже опубликовала автобиографию «Сопротивление со смехом. Автобиография воинственной суфражистки, исполосовавшей знаменитую Венеру Рокби в Национальной галерее!».

«Мона Лиза» Леонардо да Винчи

© Лувр

«Мона Лиза» уже давно привлекает вандалов. И сегодня это одно из самых охраняемых произведений искусства. Впервые на картину напали в 1956 году. Молодой боливиец по имени Уго Унгаса Виллегас бросил в нее камень, и от левого локтя Джоконды откололся кусочек краски. По слухам, мужчина был бездомным и хотел попасть в тюрьму, чтобы ему было, где спать. Позже пятно закрасили и установили перед картиной пуленепробиваемое стекло. И не зря. В 1974 году женщина с инвалидностью разбрызгала на него красную краску в Токийском национальном музее, где тогда выставлялась работа. Она была недовольна труднодоступностью музея для инвалидов. А в 2009 году россиянка кинула в картину кружку из сувенирной лавки, потому что ей отказали во французском гражданстве.

Подробности по теме
Из Третьяковки нагло украли картину Архипа Куинджи. Смогли бы так же? Сложный тест «Афиши»
Из Третьяковки нагло украли картину Архипа Куинджи. Смогли бы так же? Сложный тест «Афиши»

Рисунок Виллема де Кунинга

© Музей современного искусства Сан-Франциско

Художники тоже могут быть вандалами и не щадить работы своих коллег. Так, в 1953 году поп-артист и концептуалист Роберт Раушенберг показал на выставке картину под названием «Стертый рисунок де Кунинга» — листок бумаги со стертым карандашным наброском абстракциониста Виллема де Кунинга (его Раушенбергу подарил сам автор). Во-первых, Раушенберг считал, что традиционное искусство ушло в прошлое, и этим актом вандализма выразил свою идею, а во-вторых, хотел задать публике философский вопрос: может ли стать самостоятельным произведением художника уничтоженная им работа другого художника?

«Супрематизм (Белый крест)» Казимира Малевича

© Городской музей Амстердама

Российский акционист Александр Бренер тоже решил вступить в диалог со своим коллегой и выбрал работу Казимира Малевича. В 1997 году в Городском музее Амстердама Бренер нарисовал на его картине зеленой краской знак доллара, заявив, что это художественная акция и протест против коррупции и коммерции в мире искусства. Бренер был активным участником московского акционизма в 1990-х годах, водил на поводке голого Олега Кулика в образе собаки, садился на трон Петра I в Эрмитаже и даже звал Бориса Ельцина боксировать с ним на Красной площади — но по-настоящему известным стал именно из‑за выходки с «Супрематизмом». Бренера приговорили к пяти месяцам нидерландской тюрьмы. А реставрация картины Малевича обошлась примерно в 10 тысяч долларов.

«Комик» Маурицио Каттелана

© Art Basel

А если вы думаете, что рисовать на чужих картинах — прошлый век, то вот вам свежая история. В 2019 году на выставке современного искусства «Арт-Базель» в Майами-Бич американский художник Дэвид Датуна съел работу Маурицио Каттелана за 120 тысяч долларов. Это был экспонат в виде банана, приклеенного к стене монтажным скотчем. До этого произведение уже продали коллекционеру за круглую сумму. Свою выходку Датуна назвал «арт-перформансом „Голодный художник“» и выложил ролик с поеданием фрукта в инстаграм. Банан заменили, огородили шнуром и поставили к нему полицию. К слову сказать, по сути Датуна не уничтожил работу, потому что настоящий владелец «Комика», по задумке автора, должен иметь специальный сертификат подлинности.

Подробности по теме
Познакомьтесь с Дэвидом Датуной — тем самым художником, который съел банан
Познакомьтесь с Дэвидом Датуной — тем самым художником, который съел банан

«Герника» Пабло Пикассо

© Музей королевы Софии

«Kill lies all» — такую надпись красной краской нанес на «Гернику» молодой художник Тони Шафрази в середине 1970-х во время выставки в MoMA. Пикассо создал картину сразу после бомбардировки испанского городка Герники в 1937 году, во время Гражданской войны в Испании. И тогда работа стала манифестом против насилия. Шафрази тоже хотел привлечь внимание людей к ужасам войны. Он, в свою очередь, критиковал освобождение под залог американского лейтенанта Уилльяма Келли, участника массовых убийств во время войны во Вьетнаме.

«Я хотел сделать искусство современным, вырвать его из истории и придать ему актуальность…»

Краску быстро смыли, а Шафрази просто выписали штраф.

«Мэрилин Монро» Энди Уорхола

© Британская галерея Тейт

На работы короля поп-арта нападали частенько. Один из самых громких случаев вандализма случился еще при жизни автора. Однажды в студию Уорхола пришла художница Дороти Подбер и попросила разрешения сфотографировать его картины с Мэрилин Монро. Одинаковые изображения актрисы с разным фоном, красным, оранжевым, голубым, синим и бирюзовым, стояли в студии в ряд друг за другом. Когда Уорхол ответил, что не против, Дороти надела белые перчатки и достала из кармана маленький немецкий револьвер, наставила его на стопку картин с Монро и выстрелила ей прямо в лоб. Дело в том, что английские слова «стрелять» и «фотографировать», или «щелкать», звучат одинаково: «shoot», и, скорее всего, художник просто не понял замысел вандалки. Ей удалось прострелить четыре картины с актрисой насквозь, а пятая уцелела. В любом случае Энди не растерялся, закрасил пулевые отверстия, но сохранил след от выстрела. Переименовал работы в «застреленную красную Мэрилин», «застреленную оранжевую Мэрилин» и так далее. А потом умудрился продать эти картины вдвое дороже. Дороти Уорхол наказывать не стал, но пожизненно запретил ей приходить в «Фабрику».

Подробности по теме
Банка супа или Мэрилин Монро? Узнай, какая ты картина Энди Уорхола
Банка супа или Мэрилин Монро? Узнай, какая ты картина Энди Уорхола