На презентации игр для PS5 компания Sony анонсировала ремейк Demon’s Souls. Еще через несколько дней 2K Games показала полноценный трейлер обновленной Mafia — культовой игры 2002 года про устройство организованной преступности. И таких переосмыслений с каждым месяцем становится все больше. «Афиша Daily» разбирается в истории и культуре ремейков.

Последние годы некоторые крупные игровые компании и даже инди-студии стали заниматься ремастерами, переизданиями и полными ремейками культовых видеоигр. Например, уже переиздали вторую и третью части Resident Evil, Final Fantasy VII, почти всю серию Halo, а также отечественный «Мор».

С чего все началось

Мода на ремейки перешла в игровую индустрию из кинематографа. Первые появились еще в 1910-х, но в основном это были новые экранизации классической литературы, например, «Рождественской песни в прозе» Чарльза Диккенса. Ремейки в классическом понимании случились позже. В 1956 году Альфред Хичкок переделал «Человека, который слишком много знал» — свой же фильм 1934 года.

В 1960-х появились ремейки, которые адаптировали материал под национальный рынок. Так «Семь самураев» Акиры Куросавы (1954) превратился в «Великолепную семерку» Джона Стерджеса (1960). Кстати, еще одна работа японского мастера — драма «Телохранитель» (1961) — вскоре после выхода была переделана под спагетти-вестерн «За пригоршню долларов» (1964), который начал легендарную трилогию Серджо Леоне. Куросаве кино понравилось, но со словами «За пригоршню долларов» — прекрасный фильм, но это мой фильм» он подал на создателей «наглого плагиата» в суд. Однако дело закончилось миром.

«Мор» (2005) и ее ремейк (2019)

Массовое производство ремейков в кино началось в 80-х и продолжается до сих пор. «Нечто» (1982), «Лицо со шрамом» (1983), «Одиннадцать друзей Оушена» (2001), «Отступники» (2006), — все эти фильмы воспринимаются зрителями как оригинальные, но это не так. Идею хоррора об инопланетном монстре Джон Карпентер позаимствовал из ленты «Нечто из иного мира», черно-белого фильма 1951 года по мотивам рассказа Джона Кэмпбелла. Сюжет о грабителях казино был снят еще в 1960 году и даже по оригинальному сценарию. В наши дни производством ремейков в промышленных масштабах занимается корпорация Disney, которая вновь перевыпускает свои хиты на экраны: «Аладдин», «Король Лев», «Мулан».

Подробности по теме
Лука Гуаданьино снимет ремейк «Лица со шрамом» Брайана Де Пальмы. Сценарий напишут братья Коэн
Лука Гуаданьино снимет ремейк «Лица со шрамом» Брайана Де Пальмы. Сценарий напишут братья Коэн

Игровая индустрия значительно моложе кинематографа, но большой тренд на ремейки начался в ней примерно в те же годы. Первые части классических серий Dragon Quest и Castlevania вышли на приставке NES в 1986 году, а через семь лет уже на новом поколении консолей Super Famicom японская компания Nintendo перевыпустила улучшенные и подкрашенные версии этих игр. Вообще Nintendo всегда любила ремейки и часто выпускала их для всех своих консолей. Последний пример — Legend of Zelda: Link's Awakening: в 1993 году игра вышла для портативного GameBoy, а в 2019 году была перевыпущена для Switch, другой портативной консоли.

На Западе ситуация аналогична: Mortal Kombat Arcade Kollection (2011) был HD-ремейком классических файтингов начала 1990-х, в 2009 году вышло переиздание The Secret of Monkey Island, в прошлом году — ремейк MediEvil. Последние две игры переиздавались через два десятилетия после выхода оригинала. Кроме того, можно вспомнить про многочисленные перезапуски, например, франшизы XCOM в 2012 году, Tomb Raider в 2013-м, Wolfenstein — в 2014-м и Doom — 2016-м.

С появлением последнего поколения консолей — PS4 и Xbox One — в начале 2010-х начался новый тренд на ремастеры. Старые игры переносили на новые платформы с минимальными вмешательствами вроде увеличенных разрешения и частоты кадров. Яркий пример — The Nathan Drake Collection, переиздание успешной трилогии Uncharted, которая изначально выходила на PS3, или перевыпуск игр из серии Crash Bandicoot, в которые раньше можно было сыграть только на самых старых консолях PlayStation. Тенденция стала настолько массовой, что разнообразные ремастеры выходят до сих пор. Только в мае этого года состоялся релиз двух обновленных частей Mafia, а также Saints Row: The Third 2011 года.

Mafia (2002) и ее ремейк (2020)

Почему все хотят делать ремейки

Деньги

То, что отлично продалось один раз, продастся и во второй. Даже обычное переиздание Grand Theft Auto V с высоким разрешением для PS4 и Xbox One купили 50 млн раз. Таким тиражом, например, продалась вся трилогия про «Ведьмака». А недавний ремейк Final Fantasy VII, который вышел только на одной консоли Sony, всего за три дня продался более 3,5 млн раз. Выпуская ремейк, компания попадает сразу в две целевые аудитории: старые фанаты купят любимую игру детства из‑за ностальгии, а новички захотят прикоснуться к культовому проекту, который довели до современных стандартов.

Подробности по теме
Как Final Fantasy VII повзрослела вместе со всеми нами
Как Final Fantasy VII повзрослела вместе со всеми нами
Творческие амбиции

Ремейки Final Fantasy и Resident Evil хоть и остаются верны канону, но добавляют в него новые драматургические решения и контекст. Например, в Final Fantasy VII полностью переосмыслили главную локацию — город Мидгар, — дополнили и расширили историю игрового мира. Вместо пяти часов приключения в футуристическом мегаполисе теперь длятся все тридцать, а в сюжете появилась даже своеобразная вариация теории струн, которой, конечно, в оригинале не было.

«Мы хотели перевернуть знакомую всем историю с ног на голову», — рассказал перед релизом ремейка его геймдиректор Тэцуя Номура.

Важно помнить, что за подобными изменениями всегда стоят люди — скорее всего, преданные фанаты, — которые не просто стараются сделать «то же самое», а хотят привнести в ремейки свое творческое видение. Получается не всегда хорошо. Разработчики вырезали из обновленной Resident Evil 3 несколько оригинальных эпизодов, включая известную головоломку в часовой башне. Они хотели придать игре драйвовости, а получили недовольство как от критиков, так и от геймеров.

За что мы любим ремейки

Ностальгия. Впервые это чувство сформулировал Гомер в «Одиссее» — там герой долгие годы жил на райском острове вместе с вечно молодой нимфой Калипсо, но все время рвался на родную Итаку. Спустя два тысячелетия, в 1688 году, врач Иоганн Хоффер, вдохновившись поэмой ввел в медицину общеизвестный термин: nostos по-гречески — «возвращение домой», algos — «боль». Примечательно, что с течением времени отношение к ностальгии менялось. Сперва она считалась «неврологическим заболеванием демонического свойства», а позже перешла в разряд психиатрических патологий, считалась формой меланхолии и даже «иммигрантским психозом». В основном ее наблюдали у тех, кто был вынужден покинуть родину — у военных или сельских жителей, переехавших в город.

Теперь этот вопрос считается в научном сообществе дискуссионным, а ностальгия как чувство приравнивается многими учеными к типам моральной рефлексии, которая способна утвердить человеческую идентичность. Одним из ведущих исследователей ностальгии доктор Константин Седикидес — руководитель психологического направления Саутгемптонского университета в Великобритании — за десятилетнее изучение вопроса выяснил, что чувство ностальгии может вернуть душевную гармонию.

Resident Evil 2 (1998) и ее ремейк (2019)

С этой точки зрения, игровые и кинематографические ремейки становятся инструментами, которые помогают нам вспомнить причины формирования индивидуального культурного кода, личностных установок и идеалов. Проще говоря — собственное «я». К таким выводам также пришел один из ведущих психологов мира Дэвид Ньюман. В своем исследовании феномена ностальгии он пишет: «Несмотря на то что ностальгия — смешанное чувство, ее влияние на человеческую идентичность колоссально».

В современной поп-культуре помимо официальной продукции много фан-арта, фанфиков, каверов, пародий, модов и целых фанатских ремейков. Так поклонники пытаются приобщиться к любимым произведениям, добавить в них собственную идентичность. В игровой индустрии одними из самых известных фанатских ремейков являются Black Mesa — дополненная и расширенная переделка оригинального Half-Life, Brutal DOOM — модификация первой части, которая превращает классику шутеров в почти современный проект, и полностью обновленная The Legend of Zelda: Ocarina Of Time.

Также немаловажным фактором является техническая составляющая. Многие, даже знаковые, проекты быстро стареют с точки зрения графики и геймплейных механик. При всей любви к первой Mafia, запускать ее сейчас — значит сделать больно своим воспоминаниям. Картонные локации, неудобная стрельба, миллион архаичных условностей — этой игре был необходим тотальный апгрейд.

Demon’s Souls (2009) и ее ремейк (дата выхода неизвестна)

Что будет дальше?

«Я думаю, что если вы возьмете любую знаковую игру, вышедшую 10–15 лет назад, и решите ее улучшить, то фанатское сообщество этого проекта будет только счастливо, — сказал в интервью Digital Foundry Питер Далтон, технический директор Bluepoint Games, студии, которая делала ремастер Metal Gear Solid HD Collection и ремейк Shadow of the Colossus. — Поэтому мы делаем то, что делаем».

Скорее всего, выпуск новых консолей PS5 и Xbox Series X продолжит ностальгический тренд — компании уже заявили о поддержке обратной совместимости, благодаря которой системы будут поддерживать старые игры. Крупные игровые компании тоже не останутся в стороне. Например, Electronic Arts уже несколько месяцев тизерит переиздание трилогии Mass Effect. Скорее всего, его анонсируют на трансляции EA Play 19 июня.

С ремейками ситуация аналогичная. Уже несколько лет Bluepoint Games готовит для PS5 тотальный ремейк Demon’s Souls. Возрождение других классических серий — например Silent Hill — тоже вопрос времени. И музыка эта будет вечной.