«Воспоминания о будущем кино»: стереофильмы, голографическое кино и космос

18 мая 2016 в 16:23
В галерее «Граунд Ходынка» открылась подготовленная совместно с Научно-исследовательским кинофотоинститутом (НИКФИ) выставка «Воспоминания о будущем кино» — на ней можно будет увидеть ведущие достижения советских кинотехников. Кураторы рассказали «Афише Daily» о главных экспонатах.
Дмитрий Сухов
Начальник отдела организационного обеспечения НИКФИ, куратор выставки

Идея была простая — у НИКФИ, организованного по постановлению СНК СССР  в 1929 году, богатая история, которой мы можем гордиться. Каждая инсталляция на этой выставке — это отдельный историко-технологический обзор разработок, которые в свое время были на переднем крае кинотехники. Мы стремились сделать так, чтобы все части выставки были достаточно зрелищными и значимыми.

Кинофотоинститут решает множество сложных задач. Мы разрабатываем новую кинотехнику и технологии, национальные стандарты в области профессионального кинематографа с учетом их соответствия международным стандартам. В прошлом году представили новую модель профессионального конденсаторного микрофона, предназначенного для работы в сложных акустических условиях, — телевизионные и киностудии встретили эту разработку с большим интересом. На ВГТРК проходят испытания, идет речь о закупке партии этих микрофонов. Для съемки стереоскопических фильмов в цифровом формате планируется создание стереокамеры, использующей оптику системы «Стерео-70», о которой подробно рассказано на выставке. В недавно созданной в НИКФИ лаборатории перспективных алгоритмов активно идет работа над системой поиска необходимых киноматериалов по видеоархиву. При этом сотрудников в НИКФИ всего 75 человек.

Александр Зенин
Руководитель Музея кинотехники ГБОУ Школы 544, куратор выставки

Здание НИКФИ было построено в 1953 году и сразу планировалось как институт с лабораториями. Большой кинозал — это не просто зал, но также и лаборатория, в которой демонстрировались все новые форматы, все новое оборудование и виды техники.

НИКФИ — единственный в мире институт, который занимался исследованиями в области всех направлений развития кинотехники, то есть всего, что касалось съемки и демонстрирования кинофильмов: съемочного оборудования и акустических систем для кинозалов, технических средств и технологии комбинированных съемок, кинокопировальных аппаратов и проявочного оборудования, разработки осветительных приборов, разработки новых типов кинопленок и многого другого. Вместе с институтом Гипрокино создавались акустические проекты залов, учитывающие результаты исследований, проведенных в НИКФИ.

Сергей Рожков
Заведующий лабораторией стереокинематографа

В 1957 году по системе панорамного кинематографа, разработанной в НИКФИ, был снят первый панорамный кинофильм «Широка страна моя» (киностудия ЦСДФ). По этой же системе был сделан первый в мире полнометражный игровой панорамный фильм «Опасные повороты» (Таллинская киностудия, при участии «Мосфильма»).

«Стерео-70»

Александр Зенин: «С 30-х годов прошлого столетия в НИКФИ велись исследования в области стереокинематографа, было создано несколько систем, а в 1963 году А.Г.Болтянским и Н.А.Овсянниковой была предложена система «Стерео-70», за которую Американская академия кинематографических искусств и наук в 1990 году удостоила НИКФИ премии «Оскар» в номинации «За техническое достижение». Уникальность этой системы была в том, что стереофильмы снимались на одну стандартную широкоформатную 70-миллиметровую пленку. Простота системы и технология съемочного процесса позволяли оператору быстро освоить технику и выразительные возможности стереосъемки и снимать фильм самостоятельно, практически не пользуясь услугами стереографа — специалиста по стереосъемкам. Фильмы, снятые по системе «Стерео-70», демонстрировались в кинозалах с одного стандартного широкоформатного кинопроектора, в котором обычный проекционный объектив заменялся на проекционный стереообъектив нужного фокусного расстояния.

Сегодня технология «Стерео-70» позволяет осуществлять цифровую стереокиносъемку. В 2010 году впервые в цифровом формате по этой системе на московской студии Monumental Pictures был снят фильм «Самый лучший фильм 3-ДЭ» (режиссер-постановщик Кирилл Кузин, оператор-постановщик Улугбек Хамраев). Зрители, смотревшие этот фильм, отметили высокую комфортность восприятия стереокиноизображения.

21 мая, в «Ночь в музее», в НИКФИ будет демонстрироваться фильм «Ученик лекаря», снятый на Киностудии им. М.Горького по технологии «Стерео-70».

Голография

Дмитрий Сухов: «Выдающимся ученым в области теории и техники кинематографа, профессором Виктором Григорьевичем Комаром были предложены основные принципы создания системы объемного голографического кинематографа — было на практике доказано, что голографический фильм можно показывать на экране. СССР первый в мире (и единственный) разработал полный технологический цикл создания голографических фильмов — от съемки до демонстрации. В 1976 году, впервые в мире, на проходившем в Москве конгрессе УНИАТЕК специалистами НИКФИ был продемонстрирован экспериментальный голографический фильм с объемным изображением на уникальном голографическом экране. На выставке посетители могут увидеть не только отдельные голограммы, но и единственный в мире экран и действующую модель голографического проектора — сразу несколько человек одновременно могут наблюдать проекцию кадра настоящего голографического фильма».

Александр Зенин: «Аналогов того, что мы показываем в «Граунде», в мире нет. Это настоящая голографическая проекция — изображение, которое мы можем оглядывать с разных сторон. Установка, которая представлена в «Граунде», включает в себя голографический экран — три голограммы зеркал, расположенных друг за другом: одна отражает синий, вторая — зеленый, а третья — красный цвет. Все вместе они формируют полноцветные изображения.
Всего было снято два экспериментальных фильма (оба в НИКФИ) — в 1976 году черно-белый, в 1984-м — цветной».

«Круговая кинопанорама»

Дмитрий Сухов: «В 1959 году в НИКФИ был реализован уникальный проект — в рекордном темпе, менее чем за год, был разработан и построен на ВДНХ отечественный киноаттракцион «Круговая кинопанорама». В отличие от существовавших зарубежных аналогов съемка фильмов велась на 35-миллиметровую пленку, а количество синхронно работающих кинопроекторов было увеличено до 22. Официальное открытие «Круговой кинопанорамы» было приурочено к июньскому Пленуму ЦК КПСС 1959 года и открытию Выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ). «Кинопанорама» работает до сих пор. В галерее «Граунд Ходынка» представлена уменьшенная модель «Кинопанорамы». Пять слайд-проекторов отображают изображение на круговой экран, показывая принцип работы».

Инсталляция «Первый старт»

Дмитрий Сухов: «В 1977 году сектор новых видов кинозрелищ НИКФИ на ВДНХ СССР в павильоне «Космос» осуществил киноаттракцион «Первый старт», имитирующий методом кинопроекции объемное изображение лица первого в истории космонавта Юрия Гагарина, произносящего известную предстартовую речь. В роли космонавта снимался чрезвычайно похожий на него племянник Ю.Д.Гагарин, который при съемке под фонограмму точно воспроизвел артикуляцию записанной речи.

На выставке представлена упрощенная реконструкция этой инсталляции».