100 лет Société anonyme: как Дюшан и Ман Рей знакомили США с русским авангардом

30 апреля 2020 в 17:21
Василий Кандинский. Многоцветный круг, 1921
Исполнилось 100 лет со дня основания общества Société anonyme. Это не самая знаменитая арт-институция, но в ней участвовали звезды со всего мира — от Марселя Дюшана до Василия Кандинского. Рассказываем, как Société anonyme помогло Кандинскому и Лисицкому встать в один ряд с Пикассо и Гогеном.

«Анонимное общество» основали в 1920 году в Нью-Йорке скандальный художник Марсель Дюшан, фотограф Ман Рей и американская художница-авангардистка Кэтрин Дрейер.

Название появилось случайно: Ман Рей, толком не знавший французского языка, увидел в парижской газете словосочетание société anonyme и предположил, что оно означает «тайное анонимное сообщество». На самом же деле с французского это переводится как «корпорация». Дюшану, любившему подписывать свои работы вымышленными именами (знаменитый писсуар был подписан именем R.Mutt), идея пришлась по вкусу, и название прижилось.

Группа художников решила собрать обширную коллекцию современного искусства со всего мира, чтобы впоследствии передать ее в какой‑нибудь музей. Благодаря Дрейер общество смогло арендовать помещение на Манхэттене, назвав его «Музеем современного искусства». Нью-йоркский ММОМА появился уже позже, и Дрейер весьма резко высказывалась в его адрес, считая, что они использовали для названия ее идею.

За тридцатилетнюю историю существования Société anonyme удалось устроить 80 выставок: 23 в Нью-Йорке и 11 — в других американских городах, причем к каждой выставке организаторы выпускали подробные каталоги с пояснительными статьями о художниках, которые стали своеобразными энциклопедиями современного искусства.

30 апреля 1950 года, в 30-ю годовщину первой выставки Société anonyme, Дрейер и Дюшан устроили обед в New Haven Lawn Club, где они официально распустили организацию. К тому времени коллекция насчитывала более тысячи произведений искусства и впоследствии послужила основой собраний нью-йоркского Музея современного искусства в Нью-Йорке и Музея Гуггенхайма.

«Анонимное общество» сыграло важнейшую роль в популяризации российского авангардного искусства в Америке. Сама Кэтрин Дрейер была поклонницей русских художников, писала книги о русском авангарде. Одна из ее монографий была посвящена Давиду Бурлюку, другая — Василию Кандинскому, которого она даже пригласила в оргкомитет Société anonyme.

На знаменитой выставке, проходившей в 1926 году в Бруклинском музее, был целый раздел русского искусства, где были представлены работы Эмануэля Аладжалова, Александра Архипенко, Давида Бурлюка, Николая Васильева, Наума Габо, Василия Кандинского, Эля Лисицкого, Антуана Певзнера и других.