В связи с всеобщим переходом на удаленку возникло много вопросов о том, как организовать нормальную работу коллектива, когда все сидят по домам. Кристина Вазовски, автор подкаста о современном этикете «Извини, что голосовым» по просьбе «Афиши Daily» узнала, как работает издательство, большая часть сотрудников которого сидит вне офиса.

Марьяна Онысько

Продакт-менеджер электронных продуктов в издательстве «Манн, Иванов и Фербер»

По каким правилам проходят встречи в МИФ

Все приходят на встречу вовремя

Для этого у тебя должен быть выстроен ряд напоминаний, так как без них легко можно потеряться.

Камера должна быть включена

Мы много лет работали в МИФ без включенной камеры, а когда включили, поняли, что занимались не тем.

Когда ты не говоришь, нужно выключать микрофон

Обязательно, чтобы в один момент разговаривал только один человек. Если несколько человек говорят одновременно, начинается адский треш.

Перекусывать во время встречи — это нормально

Если встреч много и ты не успеваешь поесть, то мы договариваемся, что ты можешь есть, но должен спросить у людей, с которыми встречаешься, не против ли они. Если они не против, то надо уточнить, выключать ли тебе камеру на это время.

Таких вопросов — о том, что можно, а что нельзя, — много. Например, когда ты переходишь из комнаты в комнату, стоит выключать камеру или нет? Когда ты общаешься с людьми онлайн, важно заботиться о том, чтобы им было комфортно. Твои наушники не должны скрипеть; если у тебя включают перфоратор, то звук тоже надо отключать, даже если ты в этот момент говоришь. Нужно дождаться, пока перфоратор выключат, и только после этого продолжить говорить дальше. Иногда ты заходишь, а тебя не слышно. Или что‑то еще не работает. Нужно это чинить, иначе ты не сможешь разговаривать.

Нужно ли краситься и специально одеваться для удаленной встречи

Мне кажется, это сильно зависит от культуры компании. Когда приходят новички — а чаще всего они приходят из офиса, — то они обычно в начале все намарафеченные. А потом видят, что все [выглядят] по-разному, и расслабляются. Некоторые — наоборот.

Я, например, относительно недавно, полгода-год назад, начала одеваться на работу — это помогает собраться.

Что делать, если в кадр вошли дети

Есть еще история про детей в кадре, когда ты работаешь на удаленке, сейчас это очень актуально. Когда дети тоже дома, стоит проговаривать это. У нас нормально, что ребенок появляется в кадре. Он даже может подойти, поговорить с коллегами и уйти.

Я читала пост девушки из Сбербанка, которая отвечает за направление работы с родителями. Она написала о том, что сотрудники отправились на удаленку и спрашивают, что делать, так как дети постоянно прибегают, а родителям нужно работать. Она сказала, что нормально, когда вас бьют зеленой лопаткой по голове. Просто поговорите с ребенком, обнимите, поцелуйте, отпустите его и продолжайте работать. В этом нет ничего страшного.

Что делать, если в кадр вошел кот и все на него отвлеклись

Конечно, если появляется что‑то внешнее во встрече, то все обращают на это внимание и отвлекаются ― это нормально. Важно, что в каждой встрече есть человек, отвечающий за эту встречу, он ее ведет. Его задача в этот момент вернуть всех в разговор.

У меня, например, кот регулярно пробегает по клавиатуре, и на половину экрана виден его хвост. На это уже никто не обращает внимания.

Что делать с ковром на фоне

У нас это не обговорено, но трусы ни у кого [на заднем плане] не висят, а люди с бигудями не ходят. Такая эстетика, как красивая стена, ― это дело каждого. Кому‑то все равно, а кто‑то старается, чтобы все было красиво. Это зависит от человека, если он сам хочет смотреть на себя в камеру и видеть красивый фон за спиной. У тех, кто работает удаленно, уже обустроены рабочие места.

Расскажу историю про ковер. Моя коллега поехала к родственникам в гости и осталась. А у них на стене ковер ― красный, с узорами, настоящий советский ковер. Мы половину встречи думали, что это виртуальная заставка для фона, и все скринили этот ковер, так как нам показалось это прикольным.

Можно ли работать в более гибком графике, не уведомляя команду

В разных компаниях по-разному, это вопрос уровня доверия команде. У нас максимальный уровень доверия, поэтому отпрашиваться не нужно. Тем более мы работаем во многих странах и закрываем несколько часовых поясов. Если разработчики находятся в Барнауле, с которым разница четыре часа, то, конечно, они начинают работать раньше, чем я. В течение дня или недели — у кого как — есть обязательные точки синхрона. Они выстраиваются исходя из того, в каких часовых поясах работают люди, чтобы это не происходило у кого‑то в десять вечера, а у кого‑то — в шесть утра.

Когда идет запуск проекта, нужно постоянно быть на связи. Если в напряженный момент нужно погулять с собакой, лучше написать в чат, мол, ребят, я сейчас выйду на час и вернусь. В обычное время это необязательно.

Как договориться о принципах работы на удаленке

Нужно зарисовать текущий процесс и посмотреть на него. Назначить точки синхронизации: где вы будете все обсуждать? В первое время этих точек должно быть сильно больше, чтобы появилось больше доверия. Потом их количество можно сократить.

Первое время точно нужно быть на связи: пусть вы и не видитесь лично, но можете созваниваться по любому вопросу. У меня сейчас встречи планируются на несколько дней вперед, и встречи день в день никто не назначает. А в первые дни их стоит назначать день в день: в это время непонятно, что к чему, и возникает много вопросов.

Нужно пробовать обговаривать все ожидания, беспокойства, интерпретации. Это играет большую роль на удаленке, потому что в офисе вы можете обсудить что‑то за кофе, а в онлайне много замалчивания, которое копится, и возникают конфликты. В Scrum (метод управления проектами, особенно распространенный в сфере разработки. — Прим. ред.) есть такая процедура, как регулярная ретроспектива. Неделя прошла, по прошествии спринта ты выполнил задачи и презентовал их заказчику, провел в команде ретроспективу того, как это происходило. Ответил на вопросы: что было сделано хорошо и что стоит улучшить? Отпраздновал победу таким образом.

Первое время обязательно будет тяжелым, потому что такой переход — стресс для каждого, а в стрессе человек защищается.

Чем удаленная работа лучше офисной

Мне кажется, у удаленки много плюсов, и я надеюсь, что часть компаний сумеет перестроиться.

Ты не тратишь много времени на дорогу и можешь потратить его на что‑то другое
Тебя меньше отвлекают, чем в офисе

Можешь закрыть мессенджеры, и тебя никто не достанет. Можешь выключить телефон и спокойно работать. А в офисе к тебе обязательно кто‑то подойдет, чтобы болтать.

Если тебе не работается, можешь потратить время на что‑то другое и вернуться к работе позже

Так ты не создаешь видимость работы.

Можно поспать днем, что очень полезно

Чем удаленка хуже офисной работы

Если ты трудоголик, то тебя никто не возьмет за шкирку и не скажет: «иди погуляй». Ты можешь работать с утра, достать ноутбук, как только проснешься, и до десяти вечера его не отпускать. Может случиться выгорание.

Я помню, когда я только начинала полноценную удаленную работу, через две недели у меня началась дикая боль в коленях. Потом я поняла, что в течение дня я почти не вставала. Когда ты в офисе, ты передвигаешься больше.

Когда тебе не работается, собраться сложнее. Есть куча лайфхаков: поменять место, надеть другую одежду, сходить в магазин. В одно время я выходила из дома, спускалась в подъезд и возвращалась обратно, чтобы зайти в квартиру с ощущением, что сейчас я точно сяду и сделаю работу.

Важно, чтобы тебе твоя работа нравилась. Но даже в этом случае есть моменты, когда тебе тяжело собраться. Например, поздно лег, не выспался, и с утра тебе ничего не хочется. У меня такое бывает. Иногда эти мелкие вещи обманывают мозг, но, когда у тебя нелюбимая работа, я согласна, что ничего не поможет. Меняй работу.


Полную версию этого разговора и другие выпуски подкаста «Извини, что голосовым» можно слушать на Apple Podcasts, Google Podcasts, на «Яндекс.Музыке» и Anchor.fm.