В Центре фотографии им. братьев Люмьер открылась выставка «Ги Бурден. Следуй за мной» — ретроспектива французского фотографа, совершившего революцию в фешен-фотографии. «Афиша Daily» рассказывает о пяти важных работах, которые можно увидеть на выставке.

Vogue. Париж, май 1970
© The Guy Bourdin Estate 2020. Courtesy of Louise Alexander Gallery

Один из самых известных снимков Бурдена, навеянный творчеством его учителя Мана Рея, — а именно снимком для рекламной кампании бренда Elizabeth Arden. Бурден вспоминал, что стучал в дверь мэтра шесть раз, но жена Мана Рея прогоняла его. И только на седьмой раз дверь открыл сам Ман Рей, который впоследствии разглядел талант начинающего фотографа. Кстати, именно он написал текст для первой выставки Бурдена, которая состоялась в 1952 году, — всего год спустя после их знакомства.

Рекламная кампания для бренда Charles Jourdan, 1979
© The Guy Bourdin Estate 2020. Courtesy of Louise Alexander Gallery

В начале своей карьеры Бурден хотел стать художником, но его первая выставка большого успеха не имела. Довольно быстро он понял, что добиться успеха сможет именно в фешен-фотографии. Самая известная серия, снятая для французского обувного бренда Charles Jourdan, явно вдохновлена работами Рене Магритта. Мало кто знает, что для первой их рекламной кампании Бурден попросил изготовить огромную деревянную пару обуви, на каждую туфлю ушло по целому дереву.

Рекламная кампания для бренда Charles Jourdan, весна 1978 года

Рекламная кампания для бренда Charles Jourdan, весна 1978
© The Guy Bourdin Estate 2020. Courtesy of Louise Alexander Gallery

Несмотря на то, что славу Бурдену принесли яркие цветные снимки, он сохранял приверженность черно-белому кино. Своими любимыми режиссерами Бурден называл Бунюэля и Хичкока, а после изобретения цветного телевидения даже отказался менять старый черно-белый телевизор на новый цветной. Свою любовь к черно-белой эстетике он иногда позволял себе выразить через добавленные в кадр полароидные снимки.

Рекламная кампания для бренда Charles Jourdan, 1979
© The Guy Bourdin Estate 2020. Courtesy of Louise Alexander Gallery

Модели, принимавшие участие в съемках Бурдена, неоднократно жаловались на его постоянное желание проводить съемки в тяжелых условиях — например, при освещении настоящим огнем, а не софитами — или же на крайне неудобные позы, находиться в которых порой приходилось по несколько часов (подчас не обходилось без обмороков). Модель Уоллис Франкен вспоминала, как
Бурден придумал снимок, на котором собака кусает подол юбки. Для этого он разбросал по полу куски мяса, расправившись с которыми собака стала кусать за ноги саму Франкен.

Vogue. Париж, март 1973
© The Guy Bourdin Estate 2020. Courtesy of Louise Alexander Gallery

Несложно обратить внимание, что любимый типаж Бурдена — модели с вьющимися рыжими волосами. Последователи Фрейда здесь могли бы аплодировать стоя: именно такую прическу носила мать Бурдена, которая бросила его на произвол судьбы, когда ему был всего один год. По слухам, довольно жесток был Бурден не только с моделями на съемках, но и с женщинами, с которым он состоял в близких отношениях.

Подробнее на «Афише»