Каталог фантазий: как The Sims рассказывает историю прошедшего десятилетия

31 марта 2020 в 20:16
Фотография: Electronic Arts
20 лет назад вышла первая часть симулятора жизни The Sims и первое дополнение для него. В новых дополнениях, которые выходят несколько раз в год, есть и отличительные черты времени, и наши мечты. «Афиша Daily» попросила Диму Веснина, геймдизайнера и автора телеграм-канала Backtracking, изучить дополнения и выяснить, что они говорят о нашем мире.

За 20-летнюю историю The Sims вышло 74 дополнительных набора, из которых 34 были большими и добавили в игру новые локации, профессии и предметы. Каждое обновление строилось вокруг одной ключевой темы, например, жизни в городе, отпуска, учебы в университете, но также могло быть и обычным каталогом с виртуальными копиями мебели из IKEA. Но главное, что многие из этих дополнений добавили в игру сценарии и мечты из обычной жизни.

The Sims дала игрокам возможность пожить другими жизнями, например, писателей, художников, офисных работников, представителей других профессий, список которых с каждым годом пополнялся. В итоге за два десятилетия игра превратилась в каталог фантазий, которые по-своему отразили мир и изменения, произошедшие в нем за это время. Несколько раз в год The Sims актуализирует каталог и приносит в игру новые возможности и реализует фантазии игроков.

Вот один из самых ярких примеров. Во второй половине 2010-х «Очень странные дела» стали поп-культурным феноменом и одним из важнейших сериалов, поэтому в 2019-м для The Sims 4 вышло дополнение — StrangerVille. В игру добавили новую локацию, похожую на Хоукинс, типичный маленький город на юго-западе США. Там правительственные фургоны рассекают без опознавательных знаков, а игроки занимаются расследованием «мрачной тайны пустынного городка». Вероятно, разработчики решили, что у поклонников есть вполне конкретные ожидания от StrangerVille: чтобы можно было гонять по улицам на велосипедах, чтобы жители выглядели серьезными, но чудаковатыми, чтобы сам городок, с одной стороны, был светлым и безопасным, а другой — темным и с обязательной страшной тайной. Хоть дополнение официально и не связано с «Очень странными делами», эти ожидания помогли поклонникам вернуться в атмосферу сериала после окончания третьего сезона и пережить его события заново.

Самые интересные дополнения всегда добавляли в игру что‑то новое из реальной жизни.

После финансового кризиса 2008 года, из‑за которого многие люди потеряли работу, в The Sims 3 появилась возможность работать на самих себя.

Когда в начале десятилетия появилась мечта о квартире в стиле лофт, игра исполнила ее и дала возможность заселить симов в «современную роскошь».

В середине десятилетия популярными стали фитнес и здоровый образ жизни, а в The Sims появились и воркаут, и даже беспроводные наушники, которые тогда были предметом желания всех спортсменов.

К 2018 году, когда стало ясно, что слово «инфлюенсер» с нами надолго, The Sims исполнила еще одну мечту — о карьере блогера.

Совсем недавно добавили новый вызов — поселиться в совсем маленькой квартирке, где кровать складывается в шкаф. С одной стороны, это тоже мечта, а с другой — сценарий, о котором знает каждый, ведь многие живут в тесных комнатах.

Похожим образом было устроено дополнение «Жизнь в городе». Оно передавало атмосферу большого города, городских будней и праздников, а также воплощало мечту — поселиться с друзьями в съемной квартире и разыгрывать с ними сценки из сериала «Друзья».

Но вместе с мечтой дополнение подсунуло игрокам несколько стереотипов. Например, по мнению The Sims, крупные города отличаются от пригородов только тем, что дают жителям задумчиво бродить по городским фестивалям, посвященным специям и острому карри, и смотреть на уличных актеров.

Как вы понимаете, это был очень туристический взгляд на город. Как если бы от всей Москвы оставили только Старый Арбат с уличными художниками, матрешками и сувенирами, а среди всего доступного выбора одежды были бы лишь ушанки, пышные платья императриц и сталинский китель, как у актеров на Красной площади. Эта фантазия не подчеркивала разнообразие культур, а скорее упростила его до набора отличительных символов.

Если кажется, что это преувеличение, то посмотрите, как The Sims видит отпуск. В недавно вышедшем дополнении «Жизнь на острове» она отправила игроков в плакатную версию курорта, где они приобщались к местной культуре, состоящей из предсказуемых гавайских рубашек, морепродуктов и обязательном гриле для туристов. Или как дополнении «Студенческая жизнь», где всех учащихся поделили на три стереотипные группы — спортсмены, ботаники и бунтари, — которые можно встретить в любом фильме про колледж. А в относительно новом дополнении про блогеров разработчики решили, что у популярных людей есть только одна отличительная черта — эгоцентризм.

Чем, по мнению игры, запомнятся 2010-е годы?

Возможностью работать не из офиса, носить вещи вне зависимости от гендера, видеоблогерами, жизнью в очень маленькой квартире, киберспортсменами, творческими профессиями вроде дизайнеров и режиссеров, лофтами, ностальгией по 1970–1990-м, популярностью йоги, борьбой со стрессом, миксологией, модными кофейнями, вегетарианской едой и мечтами об «Очень странных делах».

С одной стороны, в The Sims все эти фантазии и сценарии можно примерить на себя без риска для реальной карьеры, квартиры или жизни. С другой стороны, игра таким образом задает и отражает, о чем и как мы мечтаем: какими представляем себе домашний быт (в идеальном интерьере), жизнь в городе (с бесконечной вечеринкой), общение с друзьями (как беззаботный просмотр фильмов), отношения с родителями (которые обязательно консерваторы), отдых на природе (только в палатке), какими видим разные культуры.

Если хотите узнать, о чем сейчас мечтают в мире, загляните в The Sims.

Расскажите друзьям