Создатель Kindle о том, как и что мы будем читать через 10 лет

Фотография:
Steven Errico
Интервью:
Ксения Витюк
10 мая 2016 в 18:00
Джейсон Меркоски, разработчик электронной книги Amazon Kindle и автор опуса «Книга 2.0» о новой волне книжной революции, рассказал «Афише Daily» о будущем книжной культуры и о тех трендах, которые будут формировать читательский опыт в ближайшее десятилетие.
Джейсон Меркоски
Цифровой революционер, технологический евангелист, разработчик электронной книги Amazon Kindle

Меняется смысл глагола «читать»

Я верю, что книги и истории, которые в них рассказываются, — это магия. У слов есть власть над нами, и это нельзя отрицать. Но формат традиционной книги устаревает, и нам стоит перестать воспринимать книги так, как мы о них думаем сегодня.

Что означает глагол «читать»? Сейчас он означает — потреблять контент: это может быть книга, фильм, песня, видеоигра, медиапроект и любая другая история, которая привлекает внимание. Энди Уорхол, например, читал супермаркеты: он заходил в магазины и читал людей, смотрел, как они взаимодействуют с брендами, с манекенами, с продавцами и друг с другом. Чтение превратилось в отдельный опыт. Читать — не значит держать в руках книгу. Читать — значит фокусировать воображение и интеллект на чем-то одном.

Существует два вида чтения: поверхностное и глубокое. И вне зависимости от того, какой контент вы потребляете, если вы хотите усвоить его, нужно читать углубленно, проникая в смыслы и считывая нарративы. Мы не должны превращать информацию в нездоровую пищу для сознания. Книги не виртуальная реальность, это простой инструмент, но он требует использования всех возможностей мозга.

Меняется читатель

С книгами происходит то же самое, что произошло с телевидением. Если вы попробуете посмотреть популярные ТВ-шоу 1950-х годов, то вам будет очень скучно: только рекламные ролики длились по 2 минуты. Но постепенно появилось осознание, что телевидение не должно быть таким скучным, а фильм — это не постановка Шекспира, которую случайно записали на камеру.

Мы учимся и смотрим по сторонам, изучаем digital-среду, веб-технологии, интерактивные приложения и используем этот опыт для переосмысления чтения. Мы меняемся, и наши читательские потребности меняются вместе с нами. Электронная книга — это только часть культурной революции: стриминг видео, доступная олнайн-музыка, торренты. Всюду появляются новые виды потребления контента, а мы, как потребители контента, становимся быстрее и умнее. Возможно, наступает золотой век культуры. Или худший век культуры. В зависимости от того, как на это смотреть.

Меняется роль писателя

В наше время не обязательно быть писателем, теперь нужно уметь создавать истории. Чарлз Диккенс создавал гениальные тексты, но он был и инноватором — он придумал разделять длинные произведения на главы и выпускать каждую главу в новом номере газеты. Это был настоящий «книжный сериал», а Чарлз Диккенс был настоящим хакером! Он хакнул систему. Он научился использовать доступные ему технологии, чтобы рекламировать и продвигать себя, как это делают хакеры сегодня. Писателю сейчас важно владеть новыми инструментами привлечения внимания и уметь «взламывать» систему.

Меняются основы сторителлинга

Мы становимся очень искушенными потребителями информации. Нон-фикшн читает больше людей, чем художественную литературу. Традиционные истории уже не так интересуют читателя. Меняются основы сторителлинга — мало людей читают книгу с мыслью: «Ну что, старик Хемингуэй, расскажи мне историю про огромную рыбу!» Люди используют книги, чтобы утолить информационный голод и получить реальную информацию.

Меняется сюжетная линейность

Традиционно писатели часами сидят за столом и записывают предложение за предложением. Но такой линейный формат создания произведения скоро уйдет в прошлое. Книги будут создаваться по-другому: человек будет наговаривать компьютеру текст, а компьютер будет структурировать его. Ведь истории из жизни не линейны, мы не говорим друг другу: «она сказала», «он сказал» — мы перепрыгиваем с темы на тему и именно так рассказываем о своей жизни.

Истории реальных людей все чаще будут становиться книгами. Это уже происходит из-за социальных сетей и разных форматов медиа, которые продолжают эволюционировать. Например, я сейчас работаю над проектом Be Forever Me, который помогает создавать digital-биографии реальных людей. Все, что нужно сделать, — загрузить в программу видео, аудио, фото, записи, и программа создаст digital-облако, напишет «книгу» о вас.

Меняется модель потребления информации

Концепт «единой книги» — объединения всех знаний в единую книгу — становится популярнее. Сейчас, чтобы найти одну информацию, нужно идти в библиотеку; чтобы найти другую — пользоваться «Википедией»; чтобы найти третью, придется гуглить. Информация раскидана по разным пузырям, которые никак друг с другом не связаны. «Единая книга» объединит все эти пузыри.

Увидев незнакомую цитату в «единой книге», вы сразу сможете узнать, кто был ее автором; найдя упоминание фильма, перейти на страницу о его создании и т. д. Единая книга — это, условно говоря, книга гиперссылок. Чтение такой книги будет нелинейным, вы сами будете прокладывать себе дорогу внутри книги, и возможных дорог будет бесконечное множество. Похожие проекты уже возникают в других областях: например, в Amazon X-Ray можно остановить фильм в любой момент и получить дополнительную информацию об актерах, играющих в конкретной сцене.

Книги будут не только связаны друг с другом, они будут связаны и с вашими друзьями: пространство «единой книги» станет специфической соцсетью Facebook-book, где можно обсуждать книжные новинки, общаться с авторами произведений, делать книжные аннотации и читать комментарии друзей.

Меняется символическое значение книги

Когда-то книги были тем же самым, что новые модели iPhone или Apple Watch, — символом престижа и власти. Но символы умирают. Я сам люблю реальные книжки, я прячу в них монетки, засушенные листочки, билеты и другие символические предметы. Но мне кажется, что совсем скоро бумажные книги превратятся в объект ностальгии. Это произойдет из-за смены поколений: даже нашему поколению уже не так важно, есть ли у нас печатная книга или мы читаем ее онлайн.

Меняется книжная бизнес-модель

Найти работу в издательском деле непросто, потому что из-за электронных книг доходы сильно упали. Я общаюсь с большими издательскими компаниями: Penguin Books, Collins, Macmillan. И даже такие гиганты признают, что для них настали тяжелые времена. И кризис наметился не только в книжном бизнесе, а вообще во всех традиционных медиа. У гигантских конгломератов CNN, BBC, ABC обычно около 10 открытых вакансий, а у медиа нового типа Netflix или Amazon их сотни, и большинство этих вакансий открыты в digital-сфере. Это происходит потому, что становится критически важно уметь создавать комплексный digital-experience. Модель Netflix — платишь 10 долларов в месяц и читаешь сколько хочешь — поможет издательствам выжить.

Меняются книжные форматы

Настала эра короткого контента, уже выпускаются «SMS-романы» и даже «emoji-романы», а информационные платформы Medium и Twitter становятся все популярнее. Электронные книги превращаются в интерактивные, в них появляется анимация, возможность переписки и комментирования. С одной стороны, это неплохо, но с другой — существует реальная опасность, что подобное упрощение формата превратит нас в недалеких людей с упавшими умственными способностями.

Меняется контент

Лет через 20 у всех будут электронные книги, потому что это будет значительно дешевле и удобнее. Электронные книги будут постоянно обновляться, автор сможет добавлять новые главы прямо на глазах у читателя, а читатель — влиять на сюжет книги. Больше не надо будет перевыпускать книги, можно будет просто скачать обновление. Подобной функции очень обрадовался бы Уолт Уитмен, который многократно переиздавал «Листья травы» за свой счет и в итоге окончательно разорился.

Издатели и авторы смогут знать больше о читателе: электронные книги собирают статистику скорости чтения, знают, какие моменты читатель выделил в книге и какие страницы пропустил. Эта информация поможет автору адаптировать контент под читателя, а также таргетировать рекламу, которая появится в книгах и сделает контент дешевым или вовсе бесплатным.

Будущее за бесплатным контентом. Он соединяет людей. Раньше объединяющие занятия были бесплатными — песни у костра, сказки, которые рассказывает бабушка. «Одиссей» Гомера не продавался, а просто передавался от человека к человеку.

Меняются технологии

C 2010 года появилось много книжных стартапов: рынок использованных электронных книг, приложение для извлечения комментариев из книг, аренда электронных книг на определенный срок. Сейчас возможностей для стартапов меньше и все они связаны с адаптацией контента к новым формам. Например, можно делать интерактивные приложения по книгам, создавать книжные игры для детей или пытаться совместить книги с виртуальной реальностью. Может быть, скоро Моби Дик будет выныривать перед вами в виртуальной реальности, а вы сможете гнаться за китом на забрызганном судне.