Почему все так полюбили маски «Кто вы из мультиков Disney?»

17 января 2020 в 18:47
В инстаграме все уже две недели выкладывают маски «Кто вы из аниме Ghibli?», «Какой ваш уровень ангельности?» и «Кто ваш бойфренд?». Знаток геймдизайна и автор телеграм-канала Backtracking Дима Веснин пытается разобраться, в чем же секрет их популярности.

Что это за маски?

Главное инстаграм-развлечение новогодней недели — AR-маски, с помощью которых черное зеркальце докладывает всю правду о том, кто вы из покемонов, вселенной Гарри Поттера или диснеевских принцесс. Чтобы получить ответ, нужно записать небольшое, буквально на несколько секунд, видео с одной из популярных AR-масок:

Ничего особенного делать не нужно — достаточно просто быть в кадре, пока крутится барабан, и дождаться оглашения результатов. Как Ариана Гранде, которая в итоге расстраивается, когда узнает, что среди покемонов она — магикарп, или Тайка Вайтити, радующийся тому, что из всех диснеевских героев ему выпал Шрам.

Тест без вопросов

Инстаграм-маски — ленивый вариант тестов в духе «Какая ты песня Валерия Меладзе?», когда нет времени на вопросы, а нужно сразу получить результат. Сделать историю с AR-маской можно буквально за десять секунд, а значит, они отлично подходят как для людей, которые не знают, чем себя занять, так и для постоянно занятых знаменитостей, которые часто хватаются за любую возможность сделать быстрый и эмоциональный контент.

Если вы — знаменитость, это отличный повод сделать историю, которая отзовется среди ваших поклонников. Фолловеры, как правило, знают, какие бывают покемоны и герои Disney, и радуются тому, что вы тоже знаете о них и даже ассоциируете их с собой. А если вы не знаменитость, то посмотрев историю и попробовав инстаграм-маску на себе, можно проверить: вдруг вам повезло и удача смотрит на вас так же, как и на Ариану Гранде?

Когда AR-маска выбирает для вас результат, она не анализирует ни лицо, ни окружение. Перед ее выбором все равны. В этом смысле каждое видео с такой инстаграм-маской — это самое настоящее столкновение со случайностью, безразличной к внешности, возрасту и социальному статусу. А если результат теста вам не понравился, то не беда — можно сделать как Марк Хэмилл и записывать видео до тех пор, пока все-таки не выпадет Люк Скайуокер. Судя по хештегу #ItActuallyTookMeMoreThan20Tries, на это у него ушло больше двадцати попыток.

При этом Марк Хэмилл — скорее исключение из правила. По опросу среди друзей, чаще выкладывают первое же видео, которое получается. Потому, что какая разница, каким именно окажется результат. Он всегда будет случайным.

Игра «Угадай кто?»

Вы никогда не проходите тесты с инстаграм-масками одни. Те, кто смотрит видео, проходят его вместе с вами: один раз за себя, а другой — за вас. Десять секунд, и в глазах зрителей вы относите себя к какой‑то вымышленной группе, будь то «Гриффиндорцы» или «люди, которые, как и Ариана Гранде, не хотят быть похожими на магикарпа».

Кадр из фильма «Бесславные ублюдки»

Тесты из инстаграма похожи на игру из «Бесславных ублюдков»: в обоих случаях ответ показывается прямо на лбу. Как и в игре, вы не можете посмотреть его сразу — сначала нужно подождать и попробовать угадать, что там может быть написано. И только когда игра закончится, вы вместе со всеми зрителями увидите, что было написано на карточке.

Трюк в том, что обе игры всегда заканчиваются эмоционально: вы либо радуетесь тому, что принимаете свое сходство с выпавшим персонажем, либо гневаетесь, что выпал персонаж, с которым нет ничего общего. Кажется, единственный случай, в котором инстаграм-маски и игра «Угадай кто?» могут оставить без эмоций, — когда вы вообще не понимаете, кто выпал.

Реакции, но в инстаграме

Видео с реакциями строятся на том, что людям показывают отрывки из фильмов, клипы, мемы и другие эмоциональные сцены и в это же время записывают их эмоции. До новогодних каникул такие видео были популярны в первую очередь на ютьюбе и твиче. Теперь с появлением AR-масок с тестами реакции появились и в инстаграме. Судя по данным Google Trends, сейчас происходит пик интереса к инстаграм-маскам: их ищут чаще, чем когда‑либо.

При этом между реакциями на ютьюбе и реакциями в инстаграме есть одно существенное различие: в инстаграме люди реагируют не на внешний мир, а на самих себя. Каждый раз, сравнивая себя со выпавшим персонажем, мы можем согласиться с результатом или посчитать, что он нам не подходит. В любом случае, мы начинаем чуть лучше понимать, каким должен быть подходящий нам ответ на самом деле. Такое понимание вызывает эмоциональную реакцию, даже если результат подходит нам меньше, чем Ариане Гранде — магикарп.

Типичная реакция на ютьюбе с канала Кейси Аонсо

У инстаграм-масок намного больше общего с видеореакциями, чем с тестами на BuzzFeed. Их смысл не только в том, чтобы узнать, какой покемон или диснеевская принцесса вам подходят больше, а еще и в том, чтобы посмотреть, как вы реагируете на неожиданность. Способны ли удивляться? Как выражаете недовольство? Или вы очередной человек, который делает все со скучающим лицом? Теперь это можно определить всего за десять секунд.