Груз 228: как устроен спектакль-променад о наркопотребителях и закладках

4 октября 2019 в 19:21
В «Театр.doc» прошла премьера спектакля-променада театра «Груз 300» «Рейв № 228», посвященный темам наркопотребления и фальсификации дел по статьям 228 и 229 УК РФ. Анастасия Паукер побывала на прогулке и рассказала, как выглядит увлекательный и опасный спектакль.

«Два-два-восемь» — главный хит уголовного кодекса Российской Федерации: каждый седьмой приговор в России выносится по 228-й статье (по данным судебного департамента при Верховном суде РФ).

Сфабрикованное дело журналиста Ивана Голунова привлекло всеобщее внимание к системе сложных взаимоотношений правоохранительных органов с главной наркостатьей. В стороне не остался и «Театр.doc»: героями первой премьеры сезона стали и те, кто действительно употреблял и распространял наркотики, и те, кому их незатейливо подбросили.

Катрин Ненашева — художница-активистка, известная проектом «Между здесь и там», посвященным проблеме изоляции людей в психоневрологических интернатах, и постановкой «Груз 300», породившей целый шквал споров о возможности сопряжения насилия и искусства. На этот раз спектакль Катрин, Дианы Мейерхольд и Константина Чаплия представляет собой одиночный променад по городу в поиске закладок. Стартуя в парке, вы передвигаетесь по указаниям телеграм-бота: он делится с вами геотегами, аудиофайлами, фотографиями и заданиями. Он ваш качественно зашифрованный дилер, распределивший товар чуть ли не по всему центру Москвы. Саундтреком пути к очередной закладке становится документальная аудиоистория: кладмена, оказавшегося в психоневрологическом диспансере; девушки, подсевшей на «фен» в 16 лет; оппозиционного активиста, судимого по сфабрикованному делу; дочери, навещающей мать в тюрьме; и матери, создавшей общественную организацию «Свободу невинно осужденным» в поддержку дочери.

Путь пролегает через диспансер, «Детский мир», пару театров, станцию метро и заканчивается триумфальным техно-ритуалом с участием Саши Старости и Стаса Горева посреди вокзала. Изначально в вашем распоряжении одна геометка и одна история; чтобы получить следующие, на указанной точке необходимо найти зиплок, в котором вместо наркотических веществ будет пароль для получения очередной локации и задания. В качестве задания вас попросят оставить ободряющее послание на асфальте для пациентов ПНД, обменяться вещами с прохожим (наркозависимые зачастую вынуждены вступать в некомфортные коммуникации и доставать необходимое любой ценой), купить продуктов для передачи в тюрьму матери одной из героинь, развесить антифотороботы с подписью «Разыскиваются граждане для подброса наркотиков».

Трехчасовой трип по городу предполагает не только постоянную смену локаций и историй, но и смену ролей и самоощущений участника. Первые истории жутких наркозависимостей сразу же задают правила игры: искать закладки, скрываться, остерегаться прохожих и бояться полицейских, действовать быстро и незаметно.

Променад-квест становится идеальной моделью наркотической жизни-квеста, замешанной на адреналине, поиске и паранойе.

В момент, когда вы будете выковыривать закладку из водосточной трубы, к вам, возможно, подойдет полицейский (одна из закладок расположена прямо напротив ОВД), и игра вдруг пойдет на опасное сближение с жизнью. Постепенно истории тех, кого привлекали по статье 228 за дело, сменятся историями тех, кто никогда не имел отношения к наркотикам, но тем не менее оказался осужденным. И когда к вам будет приближаться полицейский, вы с облегчением вспомните, что все происходящее — игра, в обороте наркотиков вы не участвуете, в пакетике не порошок, а бумажка со словом «мама», но уже следующей мыслью будет то, что все эти факторы статье 228 не помеха.

«Рейв 228» сбивает привычную оптику и заставляет обнаружить, что правоохранительных органов на улице даже не в дни протестов — тьма, а безобидный участник спектакля вдруг начинает ощущать угрозу, страх и, что самое отвратительное, вину даже в той ситуации, когда все его действия законны. Жесткая структура спектакля, несмотря на свою открытость внешним непредсказуемым факторам, ловко воссоздает модель взаимодействия граждан и силовых структур — тему с каждым месяцем все более острую.

Неудивительно, что увлекшись противостоянием, рейв в какой‑то момент выходит из берегов: финальный ритуальный танец с техно-шарманками и благовониями посреди железнодорожной платформы явно не мог остаться без внимания правоохранительных органов. Все заложенные в спектакле паттерны срабатывают: и вот полицейские уже почти готовы задержать участника спектакля по статье 228, но дымит, оказывается, не травка, а ароматическая палочка, и потому участникам рейва вежливо предлагают продолжить ритуал за пределами вокзала. Пожалуй, структура спектакля нацелена на куда более жесткое финальное противостояние, и несколько обмякает от встречи с адекватными и сдержанными представителями правоохранительных органов. Но создатели в хорошей форме и явно хотят однажды продемонстрировать, на чьей стороне правда.