В Екатеринбурге и городах Урала проходит пятая Уральская индустриальная биеннале — важнейшее событие в мире искусства за пределами Москвы. «Афиша Daily» выбрала в огромной программе пять причин отправиться на биеннале за современным российским и мировым искусством.

Основной проект

Уральский оптико-механический завод и кинотеатр «Колизей», до 1 декабря

Egor Kraft. Content Aware Studies, 2018 — 2019
© Собственность автора

Основной проект 5-й Уральской биеннале на этот раз посвящен теме бессмертия и представлен на двух площадках. Наиболее масштабная часть развернулась на 12 тыс. м² действующего оптико-механического завода. Специально для проекта в здании закрытого предприятия даже оборудовали отдельный вход. Именно там можно посмотреть видеоарт Сиприена Гайара, знаменитое «Плацебо» Гонзалеса-Торреса, живопись Павла Пепперштейна и еще работы порядка 70 звезд российского и мирового современного искусства. Вторая часть основного проекта расположилась в здании кинотеатра «Колизей», построенного в 1845 году и превращенного в рамках биеннале в «Павильон бессмертия».

Программа арт-резиденций

Уральский оптико-механический завод, до 1 декабря

Руди Десельер. About the Heaviest Wave
© Евгений Литвинов

В стратегическом проекте биеннале приняли участие 12 художников из 8 стран, приглашенных для работы с локальным контекстом. Участники резиденций работали на 10 предприятиях в разных городах Урала. К примеру, норвежская художница Сесилия Йонссон обратилась к теме добычи полезных ископаемых, а группа художников Werker Collective продолжила свой долгосрочный проект, посвященный вопросам труда на основе методологии немецкого «Рабочего фотографического движения».

«Урал мари. Смерти нет»

«Ельцин-центр», до 27 октября

Федор Телков. Фото из серии «Переход»
© Собственность автора

Один из специальных проектов биеннале — выставка «Урал мари. Смерти нет» в «Ельцин-центре» — посвящен экспедиции антрополога Натальи Конрадовой и фотографов Федора Телкова и Александра Сорина по деревням, где живут уральские марийцы. Сохраняя традиционный уклад и веру в загробный мир, они уверены в возможности поддержания связи с мертвыми и их постоянном вмешательстве в обыденную жизнь. Экспозиция подробно рассказывает об обычаях и ритуалах марийцев, чей уклад мало изменился за последние несколько сотен лет.

«После нас»

Уральский филиал ГЦСИ, до 20 октября

Владимир Логутов. «После нас»
© Ксения Попова

Владимир Селезнев, получивший «Инновацию» как художник года в 2019 году, выступил в роли куратора проекта о наболевшем вопросе взаимодействия человека и цифровых технологий, размывании границ реальности и перепроизводстве. Инсталляции из скриншотов Игоря Самолета, сетевые фильтры Людмилы Калиниченко и межгалактические торговые центры Юли Вергазовой зарисовывают «портрет настоящего, который будет закончен уже после нас».

«Все не то, чем кажется»

Музейный комплекс им. И.Я.Словцова, до 17 ноября

Дмитрий Булныгин. «Кошмар удэгейца»
© Евгений Литвинов

Важная составляющая биеннале — выставочные проекты в ряде других городов на Урале. В тюменском музейном комплексе имени И.Я.Словцова представлен проект «Все не то, чем кажется», в котором приняли участие 35 художников из Москвы, Санкт-Петербурга, Тюмени, Нижнего Тагила и Екатеринбурга. Основная тема проекта — особенности мифологического мышления в технократическую эпоху и исследование пределов восприятия реальности.

Подробности по теме
Татуировки, человек-лобстер и бесконечная библиотека: лучшие выставки осени
Татуировки, человек-лобстер и бесконечная библиотека: лучшие выставки осени