Пьесы про глютен и гендер, Ян Фабр, тотальный променад от Rimini Protokoll, бельгийский маньяк, огненный тромбон — «Афиша Daily» рассказывает о том, что осенью от театра не спастись ни в Москве, ни в Петербурге.

«Любимовка» (Москва)

Лучшие пьесы сезона на русском языке

31 августа — 7 сентября

© Яна Горбачева

Театральная осень в 30-й раз начнется с главного смотра новой русскоязычной драматургии. Хоть геолокация вновь меняется («Любимовка» вместе с «Театр.doc» переезжает на Казакова, 8, строение 3), суть, накал и качество стабильны: драматурги из 19 стран написали 756 пьес, ридеры отобрали 40, затем в дело вмешались режиссеры (среди них, например, адепт минимализма Дмитрий Волкострелов) и поставили читки, а вывозить все это в течение восьми дней нон-стоп будут классные актеры. Афиша состоит из шорт-листа (пьес, вошедших в конкурс), off-программы (тут расположились такие мэтры, как Павел Пряжко) и fringe (просто странные пьесы). Помимо читок пройдут кинопоказы, презентации книг, семинары. Мастер-классы проведут амбассадор литовского слова в России Марюс Ивашкявичюс и крестный отец всей современной русскоязычной драматургии Николай Коляда, и пропустить такое — почти грешно и точно зазорно.

Названия пьес — типичных представителей лайнапа этого года такие: «Ритуал-шоу Поле чудес», «Зомби выпьют вашу кровь» и «Конкретные разговоры пожилых супругов ни о чем в маршрутке № 75». Также ожидаются пьесы про гендер, глютен и грибы. Вход абсолютно свободный, регистрация строго обязательна.

Театральная Олимпиада

Грандиозная утопия от Rimini Protokoll и еще целая куча всего

© Herman Sorgeloos

Очередной всплеск Театральной Олимпиады ожидается в сентябре: в Александринке окажутся и предводитель всего польского театра Кристиан Люпа со своевременным в российских реалиях спектаклем «Процесс», и украинский смутьян Андрий Жолдак с венгерской постановкой «Росмерсхольма», и главный театральный грек наших дней Теодорус Терзопулос. Хедлайнерами вечеринки все же призываем считать Rimini Protokoll с проектом «Утополис». Петербург станет вторым пунктом в маршрутном листе нового проекта (премьера состоялась в Манчестере), созданного главными поставщиками не укладывающегося ни в какие определения театрального контента. Местом действия спектакля станут сразу 52 городских локации, а зрителями — 300 человек. Самый масштабный по размаху и замыслу спектакль-променад Rimini за 3,5 часа предлагает создать альтернативную модель демократического общества в утопическом государстве.

Подробности по теме
Гуманистическая бомба: «100% Воронеж» Rimini Protokoll на Платоновском фестивале
Гуманистическая бомба: «100% Воронеж» Rimini Protokoll на Платоновском фестивале

Театральный марш (Москва)

Много театра под открытым небом и бесплатно

7 сентября

© Нина Королева

Приуроченный к Дню города Театральный марш — это такой парад московского театра под открытым небом под верховным командованием Ирины Апексимовой. В саду «Эрмитаж» соберутся представители ведущих театров Москвы и бесплатно представят уличные вариации на тему своих постановок. Театр на Таганке поделится концертной версией мюзикла Максима Диденко «Беги, Алиса, беги», а противостоять ему будет ЦИМ и его «Баал-концерт» — созданный по мотивам спектакля «Июльансамбля» и Ивана Комарова «Баал». Среди участников также Театр Пушкина, Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко, «Балет Москва». Театр «Практика» прямиком с Эдинбургского фестиваля приедет со спектаклем «Мастерской Брусникина» — «Лес». В Эдинбурге эта работа Дмитрия Мелкина вошла во fringe-программу, а вот в Москве ее увидишь нечасто.

Подробности по теме
Много неясного в этой стране: «Беги, Алиса, беги» в Театре на Таганке
Много неясного в этой стране: «Беги, Алиса, беги» в Театре на Таганке

Dance Inversion (Москва)

Лучшее в современном танце

10 сентября — 3 ноября

© Jean Louis Fernandez

Пожалуй, главный международный фестиваль современного танца в Москве в этом году обещает сразу много радости. В лайнапе и зачастивший в Москву Акрам Хан с постановкой «Перехитрить дьявола», и восходящая звезда Маркос Морау и его работа «Оскара», созданная совместно с баскским коллективом Kukai Dantza, и уже почти легендарная «Автобиография» Уэйна МакГрегора — спектакль, который Dance Inversion покажет совместно с фестивалем «Золотая маска». Центром программы станет серия балетов от лучшего европейского театра современной хореографии — Нидерландского театра танца — в постановке Пола Лайтфута, Соль Леон, Кристал Пайт и Марко Гёке.

«Гаврош» (Москва)

Детско-голландский театр в лучшем своем проявлении

20–29 сентября

© Хессел Ватерландер

Ежегодно фестиваль «Гаврош» привозит в Москву представителей лучшего детского театра. Помимо качества есть еще одно обязательное условие игры: все спектакли должны прибыть из одной страны. На этот раз очередь Голландии. В программе на свой вкус сможет подыскать что‑нибудь и взыскательный тинейджер, и младенец-неофит: роботы, клоуны, Мартин Лютер Кинг и охранник, в чью жизнь врывается волшебство, — лишь некоторые герои этого сезона «Гавроша». С полной программой можно ознакомиться тут.

«Балтийский дом» (Петербург)

Первый фестиваль без Эймунтаса Някрошюса

23 сентября — 16 октября

© baltic-house.ru

Фестиваль «Балтийский дом» в течение многих лет ассоциировался с именем своего главного и неизменного хедлайнера — гения метафорического театра, рожденного где‑то между литовским хутором и космосом, Эймунтаса Някрошюса. В этом году фестиваль посвятил ушедшему мастеру целый блок программы, в который вошли как его работы, так и работы его учеников. Долго спектакли без своих авторов не живут, так что надо бы поспешить: спектакли «Мастер голода» и «Инферно — Парадисо» уже можно было увидеть, а вот «Сукины дети» и «Венчание» в России впервые.

Также из безусловных must-see фестиваля — «Тартюф» взрывного латвийского маэстро Оскараса Коршуноваса и «Радость» эксцентричного и просветленного итальянского маргинала Пиппо Дельбоно.

Подробности по теме
Сокрушающая хрупкость мироздания: памяти режиссера Эймунтаса Някрошюса
Сокрушающая хрупкость мироздания: памяти режиссера Эймунтаса Някрошюса

Solo

Всяческие моноспектакли: Ян Фабр, Дени Лаван, огурец

1–10 октября

© Fabio Lovino

В октябрь войдем через театральный центр «На Страстном» вместе с целым отрядом мощных моноспектаклей: неистовый бельгийский провокатор Ян Фабр инсценирует свои «Ночные дневники» и доверит их актеру Лино Музелле; французский мастер перевоплощения Дени Лаван исполнит роль рефлексирующего клоуна; итальянец Роберто Латини переосмыслит «Гамлет-машину» Хайнера Мюллера через образ не самого заметного персонажа Фортинбраса. Российская часть программы тем временем ничуть не уступает: очередное сложносочиненное чудачество при участии свежего огурца и огненного тромбона под названием «Па-дражание драматической машине» задумал один из создателей Инженерного театра АХЕ Павел Семченко, а режиссер Алексей Розин и актриса Марина Васильева превратят «Анну Каренину» в бронебойно нежный и искрометный блокбастер «Кто убил Анну?».

Подробности по теме
Жуки, мясо и попугаи: из чего состоят работы Яна Фабра
Жуки, мясо и попугаи: из чего состоят работы Яна Фабра

«Территория» (Москва)

Бельгийский маньяк и Медея в самом убойном лайнапе осени

10–24 октября

© vk.com/territoria_fest

Феноменальную программу готовит нам фестиваль «Территория»: прологом к ней еще в июле стал «Xenos» британского хореографа Акрама Хана. В октябре за Акрамом последует швейцарский режиссер, без которого не обходится ни один лайнап ведущих мировых театральных фестивалей — Мило Рау. О степени дерзости Рау можно судить уже по названию его театральной компании — «Межународный институт политического убийства» (за их работу «Московские процессы», посвященную судебным разбирательствам, в 2013 году Рау был запрещен въезд в Россию). Мастер филигранно актуальных адаптаций классических текстов Саймон Стоун представит свое прочтение «Медеи», взяв за основу историю американского врача Деборы Грин, спалившей дом вместе с находившимися в нем детьми в отместку изменившему ей мужу.

Отдельно необходимо отметить, что закроется фестиваль одним из последних спектаклей Някрошюса — «Цинк».

«Net — Новый европейский театр» (Москва)

Даешь новый европейский театр Петербургу!

13 ноября — 16 декабря

© Signa Köstler

Ежегодно NET ставит мощную точку в череде осенних фестивалей, раз за разом взбалтывая уже подмерзающие умы то абсолютно новыми для России именами, то хитами уже состоявшихся и давно любимых мэтров. Официально программу обещают объявить 10 сентября, пока же можно сказать, что NET в очередной раз предлагает вырваться за привычные границы (на этот раз за границы МКАДа) и помчать в Петербург, — часть программы фестиваля пройдет тут.