Рассказываем про 4 летних театральных фестиваля, на которые стоит поехать, — и еще 4, ради которых стоит остаться в Москве.

Чеховский фестиваль (Москва)

14 мая — 21 июля

Робер Лепаж снова в городе

© Claudel Huot

Каждые два года московская театральная общественность ждет очередной Чеховский как восьмой сезон любимого сериала, и он, надо сказать, обычно не подводит. Все главные герои на месте: Робер Лепаж, Акрам Хан, Уилльям Форсайт, Даниеле Финци Паска, Виктория Тьере-Чаплин. Лепаж мчит из Канады с обновленной версией одного из своих хитов — спектакля, посвященного последствиям Хиросимы, «Семь притоков реки Ота». Уилльям Форсайт представляет одну из последних работ — «Тихий вечер танца». Акрам Хан отвечает им недавней премьерой: главная героиня его «Жизели», созданной совместно с Английским национальным балетом, из крестьянки обернулась вынужденной мигранткой, а из кладбища действие перекочевало на заброшенный завод.

Из дебютантов Чеховского, грозящихся стать лидерами, — «Йун Габриэль Боркман» Саймона Стоуна, режиссера, уже гремящего своими одичалыми адаптациями по всему миру, ну и конечно, «Тайгер Лиллиз играют «Гамлета» — короли удалого дарк-кабаре обеспечивают Гамлету нескучный последний досуг с помощью аккордеона, контрабаса и знаменитого фальцета фронтмена Жака Мартино.

Подробности по теме
Не только «Три сестры»: где в России смотреть спектакли австралийца Саймона Стоуна
Не только «Три сестры»: где в России смотреть спектакли австралийца Саймона Стоуна

Платоновский фестиваль (Воронеж)

1–16 июня

Воронеж борется с гравитацией при помощи танцовщиков и акробатов

© Laurent Philippe

Лидером региональных международных фестивалей, без которого уже не обходится ни один июнь профессиональной аудитории, давно прослыл Платоновский. В Воронеж традиционно надо ехать — в этом году вот по каким причинам. Хип-хопом в воздухе займется француз Мурад Мерзуки, чья работа «Вертикаль» пренебрегала гравитацией уже во многих точках мира, и теперь Мерзуки учинит это беззаконие в Воронеже. Испанская уличная группировка Grupo Puja везет свой «Космос» и вслед за Мерзуки рискует преодолеть притяжение воронежских улиц. За новый цирк отвечает Даниеле Финци Паска — любимый гость фестиваля, как никто умеющий освоить все попадающее в его распоряжение пространство, будь то шатер Cirque du Soleil или стадион Олимпийских игр. С другими масштабами работает бельгийский оскароносный кинорежиссер Жако Ван Дормель: его спектакль «Холодная кровь» будет сыгран одними только пальцами — безымянный и средний танцуют степ и отправляются в космос.

Широка и российская программа фестиваля: тут можно обновить в памяти нетленный спектакль Льва Додина «Братья и сестры», первыми успеть на премьеру хозяина торжества, худрука Воронежского Камерного театра Михаила Бычкова «Кабала святош» или, наконец, увидеть, если еще не удалось, наделавшую много шума псковскую «Реку Потудань» в постановке молодого и мрачного формалиста Сергея Чехова.

Подробности по теме
Познакомьтесь с режиссером, который ставит самые жуткие театральные хорроры по всей России
Познакомьтесь с режиссером, который ставит самые жуткие театральные хорроры по всей России

No Name (Москва)

4–12 июня

Независимые и неизвестные о менструации, сексизме, расизме, феминизме

© Пресс-материалы

Новорожденный международный фестиваль в ЦИМе гонится за неизвестными именами, но тем не менее некоторые из них уже на слуху. Режиссер Юрий Муравицкий покажет ораторию «28 дней», посвященную менструальному циклу, Liquid Theatre представит проект «Хлеб» — антропологическое исследование культуры еды посреди торгового центра, казанская творческая лаборатория «Угол» изучит историю подкласса ракообразных — веслоногих рачков — как историю человечества. Также ожидаются перформанс о сексизме и читка пьесы о расизме и гомофобии. Манифест фестиваля слишком хорош и должен быть неминуемо процитирован: «Мы предпочитаем: продукту — процесс, производству — эксперимент, иллюзии — документацию нового опыта, гению — партнерство, звезде — ноунейма».

Подробности по теме
«Для менструации слишком много эвфемизмов»: Ольга Шиляева — о своей феминистской оратории
«Для менструации слишком много эвфемизмов»: Ольга Шиляева — о своей феминистской оратории

Международная театральная олимпиада (Петербург)

с 15 июня до конца октября

Официальный съезд мировой театральной мощи

© Пресс-материалы

Согласно замыслу Олимпиада является главным событием Года театра. Прошлую подобную, случившуюся в 2001 году в Москве, театралы забыть не могут, о ней слагаются притчи и передаются новым поколениям. На этот раз интернациональный взрыв случится в Санкт-Петербурге. С 15 июня и до конца октября там окажутся работы Роберта Уилсона, Кристиана Люпы, Теодороса Терзопулоса, Деклана Доннеллана, Филиппа Кена, Андрия Жолдака. Специально к Олимпиаде передовая немецко-швейцарская команда Rimini Protokoll адаптирует свой манчестерский проект «Утопия» — многочасовую прогулку по более чем 70 городским локациям, нацеленную на то, чтобы перевернуть привычный взгляд горожан на различные социальные стороны их жизни.

Подробности по теме
Rimini Protokoll: что нужно знать о самом странном театре в мире
Rimini Protokoll: что нужно знать о самом странном театре в мире

«Толстой» (Ясная Поляна)

4–7 июля

Есть вопрос ко Льву Николаевичу

© Пресс-материалы

Ежегодный смотр новых работ по произведениям Льва Толстого традиционно пройдет в Ясной Поляне. С каждым годом в программе все больше спродюсированных фестивалем спектаклей. В этот раз самым ожидаемым станет променад по усадьбе под рабочим названием «Толстой. Мужское и женское» в постановке мастера сайт-специфик-гуляний Семена Александровского. В центре спектакля — проблема гендерного неравенства. Зрителей обещают разделить на две группы под руководством Кити и Левина, которые будут двигаться навстречу друг другу с разных концов усадьбы. Чем закончится трип, зависит от отношения путешествующих к вопросам гендера — ну и от Льва Толстого.

Для подростков известная умелица из мира детского театра Александра Ловянникова придумала игру-путешествие по мотивам «Войны и мира». Продолжит свое существование прошлогодний аудиопроменад Евгения Маленчева, основанный на дневниках Льва Толстого, приедут заморские «Анны Каренины», да и вообще в течение четырех дней на всех уличных театральных и нетеатральных площадках усадьбы будет твориться толстовщина нон-стоп. Полная программа и билеты появятся в начале июня тут.

«Вдохновение» (Москва)

5–21 июля

Дружба народов в павильонах и без

© Kurt van der Elst

Этим летом юбилейный, пятый фестиваль искусств «Вдохновение» превратится в масштабное празднование 80-летия его бессменной базы — выставочного комплекса ВДНХ. В программе заявлено более 20 спектаклей и инсталляций, среди которых самая ожидаемая работа — «Земля Нод» бельгийской компании FC Bergman. Павильон № 75 с 5 по 7 июля превратится в зал Рубенса антверпенского Музея изящных искусств, а он, в свою очередь, — в ковчег: огромный ящик, внутри которого человек, согласно задумке, может погрузиться в молчание, найти защиту среди безграничности искусства и в то же время ощутить себя ссыльным Каином: именно в Землю Нод был изгнан самый известный в истории культуры братоубийца.

«Вдохновение» тоже поборется с гравитацией: итальянская команда NoGravity во главе с Эмилиано Пеллисари представит свою премьеру «Леонардо» — работу, в которой 8 музыкантов и 6 воздушных гимнастов воссоздадут основные образы творчества и философии Леонардо да Винчи. Часть программы будет посвящена странам СНГ, а потому режиссер Талгат Баталов учинит читки пьес, в разные годы представленные на фестивале «Любимовка»: почитают про одинокого таджикского мальчика, белорусского сантехника, скачки казахского курса и пофантазируют о возможных скорых изменениях условий получения российского гражданства. Полную программу следует ждать тут.

«Точка доступа» (Петербург)

15–30 июля

Сайт-специфик-театр где ни попадя

© Пресс-материалы

За этим событием точно нужно ехать в Петербург, потому что оно никогда не приедет к вам само, ведь это «Точка доступа» — главный российский фестиваль сайт-специфик-театра. В программе: автобусная прогулка внутри головы создателя театра Derevo Антона Адасинского; суд над Полонием посреди спального района — швейцарец Ян Дейвендак адаптировал «Гамлета» под чудеса российской судебной системы и заставит зрителей-присяжных решать судьбы убийц. Здесь случится первый телефонный разговор с Богом; произойдет театральное действо в полной темноте; надо будет понюхать спектакль, состоящий из запахов, — ну и проследить за человеком, который провел сутки один на один с кирпичом. Помимо перечисленного, в этом году у фестиваля мощная международная образовательная программа: ожидаются специалисты из США, Дании, Италии, а речь пойдет об иммерсивности, инсталляциях в городской среде и сайт-специфик-театре в разгар цифрового века.

«Форма» (Москва)

27–28 июля

Альтернативные клоуны, кукольники и Максим Диденко

© Пресс-материалы

Королевство андеграунда в этом году переедет на «Хлебозавод», властвовать и дебоширить теперь будет целых два дня. «Форма» все крепчает: к экспериментальной музыке, перформансу и театру прибавилось еще направление академической музыки, отсортированной композитором Дмитрием Курляндским. На свет появился еще не весь лайнап, но что‑то про театральную программу уже сказать можно: португальская компания кукольников PIA представит свой проект на ходулях «О2» — антиутопию о потере кислорода в условиях безжалостной индустриализации, а Максим Диденко вступит в коллаборацию с известной, но еще не объявленной постпоп-группой и создаст ритуальный танец с сотней перформеров. Обещают представителей постклоунады и много чего еще, а потому стоит упорно следить за лайнапом: в следующий раз он пополнится 6 июня.

Подробности по теме
Глуховский и Диденко беседуют о творчестве, технологиях и товарище майоре
Глуховский и Диденко беседуют о творчестве, технологиях и товарище майоре