Что полюбили посетители Венецианской биеннале

22 мая 2019 в 17:55
Венецианская биеннале — праздник для любителей искусства, куда на неделю слетаются кураторы, художники и директора музеев со всего мира. «Афиша Daily» попросила своих друзей всех мыслимых профессий — от социологов и антропологов до владельцев магазинов — рассказать о том, что им понравилось больше всего, и нарисовать самые интересные экспонаты.
Так выглядел павильон Франции на Венецианской биеннале изнутри: это инсталляция художницы Лор Пруво под заголовком «Глубокое синее море окружает тебя»
Евгения Федоровская

Совладелец магазина click-boutique.ru

«Очередь во французский павильон была вдоль помойки, и это погружало посетителей в атмосферу мусорного будущего. Внутри оно уже красочно разворачивалось — видео, перформансы и инсталляции. Мне этот футуризм показался очень правдоподобным, завораживающе-отталкивающим, и заставил с новой силой задуматься об экологии. Рисовать я не умею совсем, поэтому собрала коллаж из подручных отходов и травок, как мне кажется, в духе этого отличного павильона».

Лена Крылова

Основатель арт-магазина Cubed

«Моей дочери Агате понравилась «игрушечная» овощная лавка Жанны Кадыровой в основном проекте — как кукольная, но реального размера. С учетом того, что одна из тем основного проекта биеннале — фейк-ньюс и фейковый мир, ассоциации с кукольным домиком встречались достаточно часто — вполне понятный и даже знаковый выбор».

Лара Котрелева

Руководитель отдела маркетинга и коммуникации Третьяковской галереи

«Главный герой французского павильона — нежный, расплывчатый осьминог, живое свидетельство истории планеты, который становится желанным альтер эго группы художников.

Безо всякого пафоса смешные искренние мальчишки и девчонки разных наций болтаются по муниципальным дворам пригорода Парижа, потом подхватывают старушку, едут в какие‑то горы, чтобы совершенно серьезно браться за руки, карабкаться в пещерах, вызывать духов природы.

Такая веселая романтичная компания, как неуловимые мстители, — подключаешься к ним открыто и вместе совершаешь путешествие к языку природы, говоришь на одном языке с осьминогами и птицами. Ready to fly above it all, above all nations».

Павильон России с работой Шишкина-Хокусая
Михал Муравски

Антрополог архитектуры

«Все в русском павильоне пахнет краской и клеем — вероятно, оттого, что несмотря на огромный бюджет, собирали экспонаты за пять минут. Павильоны Ганы и Польши тоже пахнут (бензином и рыбой), но в обоих случаях это намеренно и, в случае Ганы — лучшего, что я видел на биеннале в этом году (вместе с литовским павильоном, кстати, который взял главный приз — «Золотого льва»), усиливает эффект показа. А запах российского павильона свидетельствует ни о чем больше, чем о самодовольстве четырех заслуженных мужчин с большими именами: Пиотровский, Михайловский, Сокуров и Шишкин-Хокусай».

Виктор Тряпкин

Социолог в автомобильной компании

«Зловещий на вид лабиринт ржавых пик с насаженными на них листками стихов на разных языках и читающие шепотом их микрофоны. Звучит зловеще, но на деле — как‑то прям уютно и убаюкивающе… Заставляет задуматься, что во времена, когда все оцифрованно, нужен какой‑то новый, сложный и тонкий опыт, чтобы идти за ним в музей. Что‑то, во что можно погрузиться, влиться, провзаимодействовать».

Основной проект биеннале — и как раз та работа художницы Шилпы Гупты 1976 года с микрофонами
Алина Стерхова

Волонтер в благотворительной организации

«Работа «Без названия» (2009 год) художницы Шилпы Гупты представляет собой металлические ворота, бесконечно бьющиеся о стену и постепенно разрушающие ее, что заставляет нас задуматься о существовании как физических, так и идеологических границ, которые мы сами себе создаем, чтобы после пытаться их сломать».

Ольга Шишко

Руководитель отдела кино- и медиаискусства Музея изобразительных искусств им. Пушкина

«Я под спасательным кругом на пристани рядом с Фондационе Прада. Мне еще не очень оттого, что после проекта ощущение, будто прыгнул без парашюта с дикой высоты. Боюсь всего, что вокруг, тянет пока только на выставку Яниса Кунелиса, одного из главных художников арте повера. Первичные стихии (огонь, земля, воздух), музыка повсюду и живой виолончелист (музыка то есть, то исчезает как огонь), остановленный звук, сломанные инструменты, пламя газовых горелок и следы копоти от огня на различных поверхностях — адреналин поступает в мозг!»

Маша Насимова

Главный куратор Еврейского музея и центра толерантности

«Если метафорически представить мыслящую голову в виде шкафа или полок, на которых расставлены предметы, символизирующие процесс, то станет очевидно, как много хлама находится в потоке сознания. Именно это и сделала Lara Favaretto («Thinking Head») в 2019 году. Одна из самых простых, но далеко спрятанных инсталляций основного павильона в Джардини. В буквальном смысле комната с полками, где очень ровными кучами сложена масса хлама. Каждая отдельная порция хлама подписана: «Fear», «Doubt», «Creativity» и так далее.

Когда вокруг тебя такой поток визуальных образов, как тот, что представляется во время биеннале, то редко на чем‑то долго останавливаешься. Еще теплее становится от радости узнавания, которое безусловно срабатывает. Помимо отдельных павильонов, этот экспонат — мой фаворит. Теперь буду пристальнее следить за автором».

А это павильон Литвы — с оперой-перформансом Sun & Sea внутри