Facebook подслушивает нас? Эксперимент «Афиши Daily»

Реклама в социальных сетях уже давно превратилась в привычную часть новостной ленты. Правда, предлагаемые товары и услуги часто кажутся нам знакомыми — про некоторые из них мы говорили с друзьями, другие — обсуждали с коллегами. Получается, социальные сети подслушивают наши разговоры? Мы попытались это проверить.

Цукерберг, ты меня слышишь?

О том, что фейсбук нас подслушивает, а затем предлагает рекламу, говорят не первый год. Сама компания, как и ее основатель Марк Цукерберг, отрицает использование микрофона в таких целях. В то же время у теории о прослушке есть немало сторонников. Например, разработчик Дамиан Ле Нуалль-Диез провел эксперимент: во время горного похода в разговоре с сестрой он упомянул микропроектор, который намеревался купить. До этого он не пытался найти его в интернете. Телефон Дамиана находился в рюкзаке, тем не менее на следующее утро инстаграм (с апреля 2012 года приложение принадлежит компании Facebook. — Прим. ред.) предложил ему купить тот самый проектор.

О прослушке рассказывает и другой пользователь фейсбука Бипул Лама. В течение двух дней он специально говорил про шоколадки «Кит Кат». После чего фейсбук и инстаграм стали предлагать ему рекламу батончика. Такой же эксперимент он провел с моющим средством Lysol.

Пользователь Reddit оставил на 40 минут айфон около ноутбука, где во вкладке инкогнито проигрывалось видео о коммерческой фотографии. После этого у него появилась реклама для фотографов и дизайнеров. Проанализировав исходящий трафик, он обнаружил, что половина информации передавалась по FB_Zero — протоколу, который передает данные в зашифрованном виде и не учитывается сотовым оператором. Правда, автор эксперимента не уточнил, были ли айфон и ноутбук подключены к одному вайфаю.

Между тем теория о прослушке не раз подвергалась критике. Вот самые распространенные аргументы в защиту соцсети:

— Кто-нибудь из более чем 30 тысяч сотрудников Facebook уже давно бы рассказал о прослушке журналистам.

— Хранение данных прослушки требует невероятно много места. Так, издание Wired предполагает, что если бы фейсбук подслушивал людей, то каждый день компания получала бы около 20 петабайт информации. Сейчас общий объем данных фейсбука — около 300 петабайт.

— Постоянная слежка сказалось бы на скорости работы телефона и времени работы батареи.

— Для использования прослушки в рекламных целях необходимо, чтобы приложение расшифровывало всю речь в текст для поиска ключевых слов.

— Стоимость рекламы сильно бы возросла. В то время как рекламодатели не готовы платить больше 5–10 долларов за тысячу показов.

— Фейсбук и без прослушки многое о нас знает. Учитываются как те данные, которые вы предоставили сами (почта, телефонный номер, дата рождения), так и те, которые соцсеть получила на сторонних сайтах, в которых есть виджет фейсбука (например, история поиска), или у ваших друзей — так, соцсеть собирает информацию даже о тех, кто не регистрировался.

То, что компания Facebook не занимается прослушиванием разговоров пользователей, подтверждает недавнее исследование ученых Северо-Восточного университета. В течение года они тестировали на 10 андроид-смартфонах 17 тысяч популярных приложений (среди них был фейсбук) и фиксировали объем трафика и файлы, которые они отправляют. В результате им не удалось обнаружить ни одного случая, когда бы приложение отправляло на сервер аудиофайл. Зато оказалось, что некоторые программы используют технологию записи экрана AppSee, например сервис доставки GoPuff.

Казалось, это должно положить конец мифу о прослушке фейсбука. Но издание Insider обращает внимание, что у исследования есть ограничения: «Ученые остановились на утверждении, что телефоны никогда не записывают нас в тайне — просто потому, что они не нашли подтверждений обратному. Определенно есть вероятность, что такие приложения, как фейсбук, могут использовать новый, неизвестный метод, чтобы подслушивать нас. Но сложно представить, как это могло скрыться от внимания исследователей».

Мы в редакции тоже не раз замечали рекламу товаров, о которых говорили накануне. И не найдя однозначного ответа на вопрос «Прослушивает ли нас телефон, чтобы подсовывать нужную рекламу?», решили проверить все на собственном опыте.

Следствие ведут

У нас было три, как мы решили, подслушивающих нас айфона и энтузиазм разоблачить то ли коварных рекламщиков, то ли Цукерберга. Первым делом мы собрались на мини-совещание без гаджетов. Выбрали слова, которые в жизни не употребляем, вроде: детская коляска, крем от морщин, курсы испанского и уроки вождения. А еще имена владелицы магазина украшений, дизайнера пижам и бывшего медиаменеджера, запустившего курсы помощи компаниям в кризисе.

Следующие три дня каждый из нас произносил одно и то же слово по несколько раз — при открытом фейсбуке, инстаграме, мессенджере и заблокированном экране. День выжидал результатов, а затем начинал все сначала, но уже с новым словом.

Элитный ЖК, квартиру в котором соцсети предложили купить мне на сдачу с дивана.

«От эксперимента я ждала 100%-ного результата: после большинства разговоров про наших общих с моей коллегой Кристиной знакомых фейсбук и инстаграм предлагали мне рекламу компаний — консалтинговых, ИТ, спортивных.

Но только до старта эксперимента. Стоило мне начать произносить в разговоре заранее выбранные имена и названия предметов, как соцсети почувствовали подвох и стали предлагать мне рекламу совсем отвлеченных вещей или услуг. Я тщетно твердила фамилию основательницы одного хорошего пижамного бренда, впустую рассказывала друзьям, как хочу научиться водить (нет) и купить машину (конечно, нет); безрезультатно перечисляла страны, в которые не собираюсь, и хобби, которыми никогда не займусь. Инстаграм рекламировал блогеров, фейсбук предлагал витамины на iHerb.

Удача улыбнулась мне в последние дни эксперимента. Я зашла в гости к бабушке и хвасталась покупкой дивана, когда бабуля на полном серьезе предложила мне купить квартиру. Через полчаса в фейсбуке меня ждала реклама всех ближайших жилых комплексов. Возможно, соцсети верят только искренним диалогам? А у нейронок с распознаванием эмоций все гораздо лучше, чем у меня».

«Я очень долго тестил сценарий с одной фразой. Открывал фейсбук, специально начинал писать новый пост и в это время наговаривал что-то вроде: «испанский, поездка в Испанию, курсы испанского языка, хочу выучить испанский язык» и так далее. Мне казалось, что хорошо бы проверить один сценарий, потому что пользователи Reddit жаловались, что, если оставить телефон рядом с включенным каналом на испанском языке на несколько часов, реклама поменяется.

В итоге реклама курсов испанского языка появилась всего один раз — где-то через пять дней, в историях в Instagram. В Facebook вообще ничего не произошло.

С другой стороны, случились неожиданные сценарии. Например, в редакции мы просто обсуждали зимние куртки, я упомянул в разговоре российскую марку — на следующий день в Instagram появилась ее реклама. С коллегой несколько раз обсуждали занятия по гончарному делу — через несколько дней в Instagram появилась реклама таких семинаров. На обеде обсуждали фитнес — через 30 минут в Instagram всплыла реклама: «Ежедневно тренируетесь? Уникальный массажер Кандадзя снимает…»

Также произошел такой сценарий. Я неделю жил в другом районе и несколько раз заходил в местный торговый центр. После того, как я оттуда уехал, Instagram показал мне рекламу акции в кофейне, которая находится в этом торговом центре».

Кристина Сафонова
Спецкорка

«Крем от морщин», «Где купить крем от морщин?», «Мне нужен крем от морщин!» — повторяю я, пока иду от метро до редакции. Прохожие слегка косятся. Ну и пусть. Уже в обед первого дня эксперимента фейсбук предложил мне рекламу ночного крема и маски Slow Age. Правда, моя радость длится недолго. На днях мне исполнится 25 лет — вполне логично, что таргетинг средств против признаков старения рассчитан и на меня.

Следующие несколько дней становятся настоящим провалом. Я продолжаю беседу с телефоном, но все безуспешно — фейсбук и инстаграм подсовывают мне распродажу билетов airBaltic, на сайте которых я накануне побывала, и фитнес-центры недалеко от дома, которые я сама же гуглила.

У коллег дела не лучше. Обсуждаем с Колей, что его телефон наотрез отказывается рекламировать курсы испанского языка. Открываю фейсбук, чудо: реклама Центра испанского языка и культуры. Возможно, что-то в эксперименте мы делаем не так. И соцсетям нужны реальные разговоры, а не бесконечное повторение одних и тех же слов.

В догадке я убеждаюсь на следующий день, когда, стоя в отделе сладостей «Ашана», объясняю мужу, что мне СРОЧНО нужен большой киндер. Через полчаса шоколадный гигант подписывается на меня в инстаграме.

Дальше больше — коллеги обсуждают заказ на iHerb, мой фейсбук незамедлительно выдает их рекламу витаминов и геля для волос. На свопе все хвалят ремонт в квартире хозяйки — инстаграм предлагает профиль о трендах в интерьере-2019, а фейсбук напоминает о существовании «Икеи». Коллега рассказывает о своих тренировках и новой системе питания, инстаграм показывает рекламу «Худеем за 28 дней». В телеграм-чате подруга спрашивает, как экологично избавиться от старых бюстгалтеров, фейсбук советует акцию какого-то бельевого магазина.

Возможно, всему этому можно найти логичное объяснение: я пару месяцев назад заходила на iHerb (правда, ничего не заказала), подписана на кучу групп по сдаче-съему жилья, периодически бываю в «Икее» и иногда читаю статьи о питании. Но поверить в такие совпадения сложнее, чем смастерить шапочку из фольги».

В стране прослушек

За время эксперимента на прослушку пожаловались несколько наших коллег, в том числе редакторка раздела «Отношения» Дарья Благова. Вот что она рассказывает: «О редакционном эксперименте я слышала краем уха и не собиралась в нем участвовать. Но в какой-то момент поневоле начала замечать странные вещи. Однажды во дворе психиатрической больницы меня спросили, какую помаду я нанесла на губы, и я ответила, что это NYX. Через 15 минут в моем инстаграме появилась реклама этой марки. Чтобы проверить свою догадку, я тут же начала наговаривать рядом с телефоном «люстры, люстры, люстры», но соответствующей публикации не появилось.

Затем во время поездки в «Икею» муж предложил мне купить «напольную вешалку». «Рейл, что ли?» — переспросила я. И что бы вы думали? Через несколько минут в моем инстаграме появилась рекламная сторис с рейлом! До этого я не видела ничего подобного, к тому же я никогда не гуглила слово «рейл» и не использовала его ни в одной переписке. Последний пример — реклама ручной липосакции, которая появилась сразу после того, как я рассказала кому-то о том, что делаю массаж сухой щеткой. Но здесь мог сработать и таргетинг: мне 25, я женщина, а это значит, что я обязана тонуть в рекламе, которая предлагает стать красивее».

Редакторка раздела «Красота» Лизавета Шатурова между тем обратила внимание на странную «догадливость» браузера: «Я скачала приложение онлайн-кинотеатра, чтобы посмотреть древний и, как мне кажется, не особо популярный сериал «Мыслить как преступник». Спустя несколько серий решила поискать одного из актеров (где-то еще я его точно видела, а вот где — не помню), и Google подозрительно точно считал, кого я хочу найти, как только я ввела первые буквы его совершенно распространенного имени. Жуть, но удобно».

Что такое хорошо и что такое плохо

«Вопрос не столько в телефоне, а в том, что слушать должно определенное приложение. А оно обязано соответствовать требованиям, выставляемым создателями операционной системы, и если у приложения нет доступа к микрофону, то iOS в принципе не даст возможности слушать. Если приложения используют микрофон в фоне, то iOS просигнализирует об этом красным маркером в верхнем левом углу экрана. Официальные приложения Facebook для iOS и Android не занимаются постоянным прослушиванием пользовательского микрофона.

Обладая определенными навыками, можно выяснить, подслушивает ли приложение. Например, проанализировать трафик, уходящий с мобильного телефона в локальной сети. Таким образом уже проводили исследования, которые подтвердили, что Facebook не занимается подслушиванием пользовательского микрофона.

Чтобы избавиться от этой паранойи, проще всего удалить приложение Facebook. Но надо помнить: чтобы по максимуму обезопаситься от Facebook, нужно удалить приложения Messenger, Instagram, WhatsApp и другие. Лучше всего вообще избавиться от смартфона.

Когда речь заходит о заговоре Facebook и Apple, всегда возникает два вопроса, на которые я хочу получить ответ.

Зачем?

Очевидным ответом могло бы быть: «Чтобы получить деньги от Facebook». Я не думаю, что Apple настолько заинтересована в незначительных суммах — ведь для нарушений такого уровня сумма должна быть значительной. Но ни в отчетности Apple, ни в отчетности Facebook подобных скрытых платежей не было заметно.

Как это реализовано, что никто не заметил?

За найденную в iOS уязвимость платят до двух миллионов долларов. Можно представить, на каком уровне эксперты ковыряют операционную систему, чтобы получить эти деньги. Если бы они нашли что-то, похожее на прослушку, мы бы давно об этом узнали. Apple много говорит о себе как о главном борце за конфиденциальность информации, такое противоречие имело бы катастрофические последствия с точки зрения репутации. Компания не станет рисковать ради сумм даже в сотни миллионов или несколько миллиардов долларов.

У фейсбука есть возможность показывать рекламу по определенным параметрам, если они пересекаются с данными друзей. Например, кто-то из друзей что-то гуглил или заходил на сайт. Пиксель Facebook (код, который позволяет отслеживать действия посетителей сайта и настраивать рекламу. — Прим. ред.) есть на миллионах сайтов, а трекинг работает через друзей и между устройствами. Большинство тех, кто верит в миф о прослушке, просто не представляют масштабы слежки Facebook за пользователями.

Я склонен верить в совмещение различных источников данных о пользователях — зачастую даже неочевидных, — которые приведут к неожиданному показу релевантной рекламы. Например, друг, с которым я когда-то ездил в отпуск, какое-то время назад погуглил некое экзотическое направление. Затем мы с ним встретились и, возможно, обсуждали это. Facebook мог получить данные о местоположении двух пользователей, а алгоритм отработать материал о совместной поездке, найти историю поисковых запросов друга и показать мне рекламу. Для меня это будет выглядеть так, будто Facebook подслушал разговор».

Полина Колозариди
Социолог, интернет-исследователь НИУ ВШЭ и координатор клуба любителей интернета и общества

«Интернет сегодня не похож на то, чем он был еще лет 10–20 назад. Тогда к интернету нужно было подключаться, сейчас — из него невозможно выключиться. В английском языке это понятие обозначается словосочетанием ubiquitous internet, то есть «вездесущий интернет». Пользователи перестают понимать, с чем имеют дело: с платформой, социальной сетью, гаджетом, все это начинает жить как будто самостоятельной жизнью. «Как будто» я говорю неслучайно: немалая часть расширения технологий в нашей повседневной жизни — это вполне планомерная политика бизнеса.

Важное совпадение — параллельно происходит сращивание рекламы, торговли, платежей, отзывов и так далее. Например, в инстаграме можно и посмотреть товар, и купить в пару кликов через Apple/Google Pay, а потом запостить фото себя с приобретенной вещью.

Эксперимент «Афиши Daily» — про следующий шаг этого расширения: когда мы теряем границу между онлайновой и офлайновой частью маркетплейса (любопытно, как это слово вошло в оборот).

«Подслушивание» — часть более общей истории про данные. В каком-то виде она возникла давно, еще когда появилась бизнес-модель современных медиа, в которой продают внимание аудитории рекламодателю. Пользователи онлайн-платформ — та же аудитория, но о ней можно узнать очень многое, так как большая часть наших действий происходит с помощью медиа: заказ такси или еды на дом, покупка билетов в театр или кино, разговоры с близкими. Получается, что мы уже ценны не как часть аудитории, а как источники очень разнообразных данных. Но доступ к этим данным есть только у бизнеса. Конечно, несправедливо, что мы сами почти ничего не получаем от тех огромных доходов, которые появляются благодаря данным. Кроме того, мы как пользователи совершенно не понимаем, кто и как распоряжается этими данными.

Персонализация рекламы очень удобна, но, кажется, мы платим дорогую цену за дополнительный сервис индивидуализации. Цена удобства — изменение множества практик, связанных с границей публичности и приватности. Мы все меньше можем ее контролировать. В частности, раньше интернет мог выполнять роль места, где вы делаете что-то секретное: смотрите необычное порно, читаете плохие стихи, заказываете себе трусы с изображением пингвинов, читаете «Википедию» про французских королей. Сейчас это происходит в поле зрения безымянных алгоритмов, рассматривающих ваши запросы как подсказки для таргетинга.

Следующее и вполне обоснованное опасение — что теперь не скрыться и в офлайне. Значит, снова нужно менять свои привычки, если хочется контролировать то, как вас видят окружающие. Конечно, это желание есть не у всех, и комфорт предиктивного маркетинга по душе многим пользователям. Но страх потери контроля может быть сильнее, чем приятные ощущения от того, что нам вовремя напомнили о покупке кошачьего корма. Все же терять способность принимать решения — угроза, которая педалируется всеми хоррорами про восстание машин и превращение людей в винтики больших систем.

Правда, если останавливаться на примере с котом, следующий шаг может быть более радикальным: голодные вопли кота будут услышаны алгоритмами и станут триггерами для заказа корма и даже вызова срочной доставки».

Под куполом

Во-первых, если без остановки кричать в динамик «матрас», поехать в ближайший мебельный магазин вам никто не предложит (разве что близкие или особенно чуткие прохожие).

Во-вторых, телефон или приложения на нем реагируют на ключевые для рекламодателей слова только во время непринужденного разговора пользователей.

Наконец, второй пункт не имеет под собой никаких весомых доказательств. Реклама того или иного товара вполне может появиться не потому что телефон вас слушает, а потому что ваши друзья, коллеги или человек за соседним столиком в кофейне (кстати, он пользуется тем же бесплатным вайфайем, что и вы) когда-то гуглили интересующий вас предмет.

Но как объяснить то, что реклама появляется вскоре после разговора, мы не знаем. Издание Mashable предполагает, что мы склонны замечать только те вещи, о которых уже думаем. А потому вся реклама в фейсбуке, которая не соответствует нашему образу жизни, остается незамеченной, в то время как появление в ленте товаров, которые мы недавно упоминали в разговоре, невольно вызывает подозрение: «Фейсбук следит за мной».

Расскажите друзьям