Вслед за «Черным квадратом» второе дно обнаружили у «Джоконды», самого известного произведения мирового искусства. «Афиша» собрала еще несколько примечательных примеров, когда под известными картинами обнаруживали другие работы.

Скрытые работы под картинами великих мастеров довольно известная тема: два года назад лондонская Национальная портретная галерея даже устроила на нее отдельную выставку. Поводом стало открытие как минимум под двумя тюдорскими портретами из их коллекции картин религиозного содержания. Знаменитый национальный музей Прадо запустил целое приложение, которое позволяет увидеть разные слои картин и проследить, как продвигалась работа мастера — нос фрейлины на «Менинах» стал значительно меньше, а на ранних этапах работы над «Снятием с креста» Рогира ван дер Вейдена один из персонажей плакал, у другого был порез на горле — эти детали впоследствии исчезли.

«Джоконда» Леонардо да Винчи

© Louvre Museum

Главная сенсация в мире искусства последних дней: Мона Лиза на самом деле может оказаться другой, неизвестной женщиной: под знаменитой картиной ученый Паскаль Котт при помощи технологии отраженного света обнаружил еще один портрет. Ее руки больше, губы меньше, и в отличие от Моны Лизы она смотрит не в глаза зрителю, а в сторону. Долгие годы считалось, что на картине написана жена флорентийского торговца шелком Лиза Герардини. Теперь Котт утверждает, что настоящая Лиза находится на более ранней работе, а на известной всем картине нарисована другая женщина. Пока эксперты спорят о том, кто же из двух женщин на самом деле Лиза и придется ли Лувру переименовывать работу, ученый пожинает плоды сенсации и вместе с выставкой, документирующей этапы его 11-летней работы, отправляется в Шанхай.

Год назад, используя тот же самый метод, Паскаль Котт обнаружил, что горностай у дамы с горностаем появился не сразу: картина переписывалась три раза, и в первом варианте руки дамы были пусты, а на втором животное выглядело гораздо стройнее, хотя и было при этом менее симпатичным. Ученый утверждает, что такая манера типична для великого мастера: он постоянно менял свои работы в процессе, придумывал новые детали, корректировал композицию. Известно, что Леонардо долго определялся с деталями своих картин в начале работы — но теперь стало понятно, что и на более поздних этапах он многократно переписывал работу.

«Черный квадрат» Казимира Малевича

© Государственная Третьяковская галерея

О том, что знаменитый авангардный художественный манифест написан поверх другой картины, знали многие. Это видно даже невооруженным глазом: через потрескавшийся квадрат проступают другие цветовые пятна. Примечательным оказался тот факт, что под «Черным квадратом» находятся две работы, выполненные в разных стилях: первая из них написана в свойственном тому времени кубофутуризме, вторая же представляет собой первые шаги Малевича в направлении супрематизма и поэтому была названа протосупрематической. Кроме того, на картине была найдена карандашная надпись (предположительно «Битва негров ночью»), отсылающая к одному из первых примеров монохромной живописи Альфонсу Алле «Битва негров в пещере глубокой ночью» (1882), и отпечатки пальцев художника. Сотрудники музея полагают, что это открытие имеет значительную ценность для понимания истории одной из главных картин XX века. Если раньше считалось, что ее создание было импульсивным жестом, то теперь открытие сотрудников Государственной Третьяковской галереи заставляет осмыслять работу заново — вероятно, внутренняя работа над ней продолжалась всю жизнь художника.

«Голубая комната» Пабло Пикассо

© Estate of Pablo Picasso / Aritsts Rights Society (ARS), New York

Что под «Голубой комнатой» есть другая картина, тоже было известно довольно давно — об этом исследователи говорили еще с 1954 года. Мазки на картине положены странно, не следуя логике рисунка и композиции, однако проверить эту гипотезу удалось только в 1990-х, когда рентгеновское исследование подтвердило, что под «Голубой комнатой» действительно есть еще одна работа — и это портрет. Ближе к концу 2000-х технологии позволили прояснить детали: на портрете изображен бородатый мужчина. Он одет в пиджак и бабочку и подпирает голову рукой с тремя кольцами на пальцах. Вероятно, картина была написана совсем незадолго до «Голубой комнаты»: обе они создавались в ранний, «голубой» период творчества художника, когда он просто не мог себе позволить приобретать новые холсты. Что это за мужчина — пока непонятно. Эксперты отбросили версию автопортрета, и пока наиболее вероятной кандидатурой считают торговца искусством Амбруаза Воллара, который устроил первую выставку Пикассо в 1901 году. Пока точных свидетельств в пользу этой гипотезы не найдено, расследование продолжается.

Под многими картинами Пикассо обнаруживали находки — исследование «Жизни» из Музея искусства города Кливленда показало, что композиция работы была в значительной степени переработана, а под «Женщиной за глажкой» из Музея Гуггенхайма обнаружили усатого мужчину.

«Лоскут травы» Винсента Ван Гога

© The Kröller-Müller Museum

Когда речь заходит о картинах, написанных поверх других, сразу же вспоминают два самых распространенных примера — картины Древнего Египта, на которых переписывали фараонов после их смерти и воцарения новых, и работы Ван Гога. Ничего удивительного — примерно под треть его работ написана на его же других картинах. Один из последних примеров — «Лоскут травы» 1887 года. Под ним скрывается портрет крестьянки, очень похожий на другие портреты, которые Ван Гог писал в то самое время.

«Старик в военной одежде» Рембрандта

© The J. Paul Getty Museum

Про Рембрандта тоже было известно, что он любил перерисовывать работы — особенно в ранние годы, когда художник писал свои картины не только на холстах, но и на деревянных досках и медных блюдах. С 1960-х историки искусства подозревали, что под «Стариком в военной форме» скрывается другая картина, но подтвердить гипотезу никак не получалось: исследование затруднял тот факт, что Рембрандт использовал для верхней и нижней работ одни и те же краски. В этом случае исследователи использовали комбинацию двух техник — ауторадиографию и макрорентгеновское флюоресцентное сканирование. Первая помогает определить форму рисунка, в данном случае лицо и очертания фигуры, а вторая — распределение химических элементов, соответствующих определенным цветам. Так удалось узнать, что на нижней картине нарисован молодой человек с ракурсом в три четверти и в объемном плаще.

«Портрет дона Рамона Сатуэ» Франсиско Гойи

© Rijksmuseum

Под иконическим портретом, на котором Гойя изобразил своего друга, испанского судью Рамона Сатуэ, скрывается другая работа, напоминающая парадный портрет мужчины в военной форме. Детали его одежды позволяют предполагать, что на портрете изображена знаменитость, Жозеф Бонапарт, старший брат Наполеона, который занял испанский престол после завоевания страны в 1808 году. К 1813 году Жозефу пришлось покинуть Испанию, и пока Гойя оставался главным придворным художником, хранить портрет изгнанного монарха было небезопасно — так эксперты склонны объяснять решение переписать картину.

«Сатир в гостях у крестьянина» Якоба Йорданса

© Alte Pinakothek

«Вид песков Схевенингена» Хендрика ван Антониссена

© Fitzwilliam Museum

Открытия новых работ великих мастеров все же достаточно редки, намного чаще оказывается, что одна и та же картина переписывается в процессе работы и с нее могут исчезать те или иные элементы. На пейзаже нидерландского художника-мариниста был найден, например, исчезнувший кит — и от этого композиция работы изменилась полностью. «Вид» была написан в то время, когда на голландском побережье показывалось много китов, к ним появился сильный интерес — который, видимо, не разделял новый владелец картины и попросил его закрасить. В этой истории примечателен даже не сам факт исчезновения кита, сколько комментарий реставраторов: то, что случилось, показывает, как сильно изменилось отношение к картине художника со временем: в прошлом считалось вполне допустимым вмешиваться в ее пространство, убирать те или иные элементы или даже обрезать ее.