48-часовой спектакль, опера в заброшенном ДК, безумные рокировки худруков: театральный обозреватель «Афиши Daily» Алексей Киселев подводит итоги года.

Кирилл Серебренников до сих пор под арестом

© Артем Геодакян/ТАСС

Тяжба по делу «Седьмой студии» продолжается, суды идут и, кажется, будут идти еще долго. Алексея Малобродского снова увозили в реанимацию с подозрением на инфаркт. Кирилл Серебренников тем временем не только смонтировал фильм «Лето», но и изобрел особый способ дистанционной работы. Он отправляет в театр задания через адвоката, ему возвращают видео с репетиции, он записывает комментарии, снова отправляет. Таким образом самый знаменитый российский театральный режиссер выпустил уже несколько выдающихся спектаклей — в том числе в Большом театре («Нуреев») и в Европе («Гензель и Гретель» в Штутгартской опере) — и исторический аудиотур по Пречистенке (проект Мобильного художественного театра «1000 шагов с Кириллом Серебренниковым»). Только что прошла премьера новой вещи Серебренникова в «Гоголь-центре» — «Барокко». Те, кто успел посмотреть, говорят: один из героев появляется в наручниках, одной рукой он прикован к сопровождающему его полицейскому, а свободной играет на рояле Баха. И все в огне.

Подробности по теме
«В России это форма признания таланта»: как проходит суд по делу «Седьмой студии»
«В России это форма признания таланта»: как проходит суд по делу «Седьмой студии»

Уходят великие

© Максим Балабин/«Афиша»

Этот год не даст о себе забыть: слишком у многих ключевых героев современного театра он стал годом смерти. Не стало Олега Табакова; никто не сделал для театра столько, сколько он. Папа и мама «новой драмы», руководители ненавидимого силовыми структурам «Театр.doc» Михаил Угаров и Елена Гремина без предупреждения ушли один за другим. Диагноз: сердечная недостаточность. Потом вдруг не стало Дмитрия Брусникина, великого добряка и предводителя главной актерской команды Москвы; слишком рано и слишком внезапно. Потом Николай Караченцов, уйдя, забрал в историю почти все, что оставалось от великого Ленкома. И удар под дых: умер литовский мастер Эймунтас Някрошюс, гений, мудрец, грандиозный режиссер. В общем, этот год, зараза, несколько раз заставил мысленно пересчитать по пальцам, кто остался.

Подробности по теме
«На таких держится мир»: памяти Олега Табакова
«На таких держится мир»: памяти Олега Табакова

МХТ им. Чехова возглавил Сергей Женовач

© Олимпия Орлова

За полгода руководства главным драматическим театром страны Сергей Женовач не сделал, кажется, ничего. Разве что объявил о намерении прекратить сотрудничество с двумя самыми резонансными режиссерами МХТ последних лет: Константином Богомоловым и Александром Молочниковым. Запланированные прежде спектакли Дмитрия Крымова («Сережа») и Юрия Бутусова («Человек из рыбы») выпущены, и слава богу. Смешно, что главным событием театрального года по версии почти всех стал спектакль «Три сестры» в МХТ им. Чехова в постановке Богомолова, а наивно-консервативных «Трех сестер» самого Женовача в «Студии театрального искусства» критика разгромила на чем свет стоит. Держитесь, Сергей Васильевич.

Подробности по теме
Сергей Женовач: что нужно знать о новом руководителе МХТ им. Чехова
Сергей Женовач: что нужно знать о новом руководителе МХТ им. Чехова

Объекты искусства вместо актеров

© Lucy McKenzie

Объединение «Театр взаимных действий» (Ксения Перетрухина, Шифра Каждан, Леша Лобанов, Саша Мун) предъявило этим летом нечто совершенно безумное: «Генеральная репетиция. Акт I. Чайка». Пьесу «Чайка» сыграли (вернее сказать, попробовали отрепетировать) объекты современного искусства. Буквально: картины, фотографии, видеоинсталляции и коллажи из коллекции фонда V-A-C. Расставленные особым образом в пространстве ММОМА на Петровке эти объекты стали одной большой постапокалиптической инсталляцией о том, как разумные предметы после гибели человечества собрались вместе, чтобы сыграть чеховскую «Чайку».

Подробности по теме
«А одна посетительница сделала на руках стойку»: что на самом деле происходит на выставках
«А одна посетительница сделала на руках стойку»: что на самом деле происходит на выставках

Ромео Кастеллуччи в Перми

© Дягилевский фестиваль

Итальянец Кастеллуччи — самый известный из радикальных режиссеров и самый радикальный из известных. Теодор Курентзис — рок-звезда от дирижерского искусства, руководитель Пермского театра оперы и балета и Дягилевского фестиваля. В тандеме они произвели на свет оперный спектакль, ставший сенсацией, — «Жанна на костре», это драматическая оратория Артюра Онеггера на сюжет Поля Клоделя «Жанна дʼАрк на костре». Получилась концептуальная мистерия о сопротивлении тоталитаризму. Местом действия стал школьный класс, заглавную роль исполнила Одри Бонне, на втором плане засветился кинозвезда Дени Лаван, а хор разместился в огороженных решетками ложах; в спектакле присутствует натуралистичный бутафорский труп коня. Впрочем, это надо слушать и смотреть, «Жанну» еще будут играть: спектакль выдвинут на «Золотую маску» аж в восьми номинациях.

Rimini Protokoll в Воронеже

© Платоновский фестиваль

Платоновский фестиваль в Воронеже в 2018 году прошел с таким размахом, будто он не Платоновский, а Эдинбургский или Авиньонский. Главное событие — спектакль «100% Воронеж» немецких документалистов Rimini Protokoll. Сто горожан на сцене оперного театра. Они выбраны в прямом соответствии со статистикой населения города; то есть это такая модель общества отдельного города в масштабе. На сцене участники голосуют, задают друг другу вопросы и делятся самым сокровенным; но главное во всем этом — слоновья доза гуманизма. Проект хорошо известен в мире, десятки мегаполисов всех континентов уже реализовали свои «100%», а в России это первый прецедент. Спектакль повторят весной специально для «Золотой маски»; следите за расписанием, это обязательно нужно видеть.

Подробности по теме
Гуманистическая бомба: «100% Воронеж» Rimini Protokoll на Платоновском фестивале
Гуманистическая бомба: «100% Воронеж» Rimini Protokoll на Платоновском фестивале

Дмитрий Крымов ушел из «ШДИ»

«Му-му»
© Театр наций

Бывают такие спектакли, в которых что-то лопается, разливается, рассыпается и вырисовывается; звучит музыка, и могут быть слова, а могут и не быть. Дмитрий Крымов — художник, вместе с учениками в нулевые он создал фактически независимую труппу интеллигентных алхимиков. И стал одним из самых интересных и важных режиссеров страны. Свои главные спектакли он поставил в театре «Школа драматического искусства». В августе он окончательно поругался с дирекцией ШДИ, написал отповедь и уволился. Попутно выпустил потрясающую «Му-му» в Театре наций и лирического «Сережу» в МХТ им. Чехова. Этот абзац о том, что нужно скорее идти в ШДИ смотреть спектакли Крымова, пока они идут. А когда перестанут идти, забыть дорогу в этот театр за ненадобностью.

Юрий Бутусов ушел из Театра им. Ленсовета

«Гамлет»
© Театр им. Ленсовета

Еще один громкий конфликт худрука и директора случился в петербургском Театре им. Ленсовета. Юрий Бутусов, мощнейший режиссер, Феллини российского театра, уволился из-за разногласий с директором Валерием Градковским. Вскоре Бутусов стал главным режиссером московского Театра им. Вахтангова. Значит, в Москве теперь будет больше хороших спектаклей, а в Петербурге меньше.

«Три толстяка» Андрея Могучего в БДТ им. Товстоногова

© БДТ им. Товстоногова

Андрей Могучий — большой и хмурый бородач в кепке, проделавший путь от лабораторного экспериментального театра до поста художественного руководителя БДТ им. Товстоногова, — пошел ва-банк. Его «Три толстяка» по мотивам произведений Юрия Олеши — тяжелая артиллерия. Это серийный проект на большой сцене, вобравший в себя все главные визионерские мощности режиссера и его команды: грохочущее шапито с безумными костюмами, трагической интонацией, отличной музыкой и социальным пафосом. За прошедший год выпущено два первых эпизода, и готовится к выпуску сразу седьмой (привет Джорджу Лукасу).

«Евангелие» Васи Березина в заброшенном ДК

© Бинарный биотеатр

Если в Москве существует театральный андеграунд, то это он. Команда под названием «Бинарный биотеатр» — это безумный прохиндей Вася Березин и все, кто оказался не против принять участие в его спектаклях. Опера «Евангелие» — главное творение Березина на данный момент. Это действительно опера, то есть квалифицированные солисты поют со сцены перед зрителями, музыку написали композиторы Алексей Коханов и Мария Марченкова. И это действительно «Евангелие» — от Луки. Книга Нового Завета исполняется без сокращений в два вечера. Одно обстоятельство делает этот опыт выдающимся: спектакль играется в заброшенных ДК на окраинах города без всяких согласований (а также без электричества, отопления и почти без зрителей).

Подробности по теме
Театральный панк Вася Березин «Каждый в чем-то урод»
Театральный панк Вася Березин «Каждый в чем-то урод»

«Театр.doc» опять переехал

Главный независимый театр России — он же главный опальный. За последние четыре года «Театр.doc» был вынужден освободить занимаемое (и обустроенное своими силами) помещение трижды. Формальные причины: то неправильная утилизация твердых отходов, то несоответствующая стандартам пожарной безопасности ширина подоконника. Фактическая: представители власти через силовые структуры не рекомендуют арендодателям связываться с этим театром, позволяющим себе такую роскошь, как прямой разговор на политические темы. В этом году от сердечной недостаточности умерли оба руководителя «Театр.doc» — Михаил Угаров и Елена Гремина. После завершения драматургического фестиваля «Любимовка» в Малом Казенном переулке театр объявил о переезде (в этот раз недовольными оказались местные жители). Новое место — на улице Казакова неподалеку от «Гоголь-центра» — начнет работу сразу после завершения строительства.

Подробности по теме
Новая жизнь «Театр.doc»: как обустраивается на новом месте главный независимый театр
Новая жизнь «Театр.doc»: как обустраивается на новом месте главный независимый театр

Всеволод Лисовский поставил 48-часовой спектакль

© Ксения Колесникова

Исторический прецедент: Всеволод Лисовский, известный прежде как комиссар «Театр.doc», а еще прежде как соучастник ростовского движения «Искусство или смерть», поставил спектакль, который длится двое суток и называется «Сквозь. Скольжение по возможностям». Происходит он, конечно, не на сцене: это спектакль-путешествие по пригородным направлениям от Курского вокзала. Полноценными частями спектакля становятся, к примеру, заселение на турбазе под Орлом, посещение детского спектакля про зайца. В основе — книга Вернера Гейзенберга «Физика и философия»; путешественников сопровождают пятеро актрис в свадебных платьях и с разного рода измерительными приборами в руках. Собственно, смысл события — в результатах измерений, фиксирующих фактическое воздействие спектакля на окружающую среду. Опыт повторят дважды ближайшей весной.

Подробности по теме
Платон и смартфон: из чего состоит 48-часовой спектакль Всеволода Лисовского
Платон и смартфон: из чего состоит 48-часовой спектакль Всеволода Лисовского

«Попытка вызвать дух Ленина с помощью учебника квантовой механики» Театра им. Алехандро Валенсио

© Радио «Свобода»

Другой квантовый опыт осуществили прохиндеи из младшей смены — Театр им. Алехандро Валенсио. Вооружившись учебником квантовой механики, они пытались проникнуть на Красную площадь и с помощью энергии зрителей воскресить там Ленина. Разумеется, площадь оказалась перекрыта, а спектакль закончился в отделении полиции. Nice try!

«Практику» возглавили Марина Брусникина и Борис Мездрич

«Человек из Подольска. Сережа очень тупой»
© «Практика»

Помните скандал с «Тангейзером»? Тогда директор Новосибирского театра оперы и балета отказался снимать с репертуара спектакль по просьбе министра культуры и был уволен. Этот человек — Борис Мездрич, один из самых прожженных и маститых театральных директоров. С тех пор он пропал с радаров. А в этом августе был назначен в переживающую кризис «Практику». А худруком стала вдова Дмитрия Брусникина — режиссер и педагог Марина Брусникина. Первые же премьеры нового сезона — огромный успех. «Человек из Подольска. Сережа очень тупой» брусникинцев и «Дождь в Нойкельне» кудряшей (выпускников и студентов гитисовского курса Олега Кудряшова) обречены стать хитами на много лет вперед.

Подробности по теме
Новый директор «Практики» Борис Мездрич: «Зарабатывание денег — это не цель театра»
Новый директор «Практики» Борис Мездрич: «Зарабатывание денег — это не цель театра»

Эдуард Бояков возглавил МХАТ им. Горького

© Кирилл Каллиников/РИА «Новости»

Между тем создатель некогда самого прогрессивного московского театра «Практика» Эдуард Бояков стал художественным руководителем самого консервативного и гиблого театра города — МХАТа им. Горького. Татьяна Доронина заняла специально придуманную для нее должность президента театра. А завлитом стал Захар Прилепин. Как ни крути, новость грандиозная. Если это такой троянский конь и предшествующие реверансы Боякова в сторону действующей власти были частью тонкой стратегии внедрения в стан противника, — это вышак. Если действительно у самого одаренного российского театрального продюсера образовалась неистовая любовь к «русскому миру» (вместе с сопутствующей ненавистью к гомосексуалам), то попкорном запастись все равно будет не лишним. Значит, скоро в Москве появится лучезарный северокорейский театр с видеомаппингом, ликами святых и песнями Александра Ф.Скляра.

Константин Богомолов начал ставить «как написано»

«Слава»
© БДТ им. Товстоногова

Не совсем так, но почти. «Три сестры» в МХТ им. Чехова Богомолов поставил, как водится, с видеокамерами и громадными экранами вместо декораций, но — строго по тексту. И настолько стилистически безупречно, что, казалось, безнадежно затертые реплики чеховских персонажей срабатывают как панчлайны. Эффект тем удивительнее, что сидящие неподвижно на диванах артисты держат покер-фейс и проговаривают текст почти скороговоркой (а барона Тузенбаха грандиозно играет Дарья Мороз). Тот же трюк режиссер провернул в петербургском БДТ им. Товстоногова с соцреалистической пьесой Виктора Гусева «Слава» 1935 года в стихах (!).

Подробности по теме
Константин Богомолов: «Театр — это вообще дело недолговечное»
Константин Богомолов: «Театр — это вообще дело недолговечное»

Дмитрий Волкострелов поставил берестяные грамоты

«Хорошо темперированные грамоты» Дмитрия Волкострелова и театра Post — первое в мировой практике обращение к великому историческому документу, новгородским берестяным грамотам. Структурная основа спектакля — «Хорошо темперированный клавир» Баха. Вдобавок грамоты зачитывают сами зрители в соответствии с выпавшим жребием. За одну только идею хочется выдать Волкострелову орден «За заслуги перед отечественным театром».

Шестидневный спектакль-марафон в «Электротеатре Станиславский»

© «Электротеатре Станиславский»

Еще один рекорд года. Сотня выходцев из «Мастерской индивидуальной режиссуры» Бориса Юхананова под его руководством выпустили 12 спектаклей, собранных в единое полотно длиной в шесть дней. В основе каждого спектакля — миф об Орфее и Эвридике. Во-первых, это отличный визуальный театр с фантастическими костюмами. Во-вторых, оставляя за скобками некоторую актерскую небрежность, сама структура автоматически погружает публику в безумный трип одного сюжета с бесконечными вариантами его прочтений. Ну и в-третьих, ничего подобного еще просто-напросто никто не делал. Проект номинирован на «Золотую маску» в конкурсе «Эксперимент».

«28 дней» на фестивале «Любимовка»

«28 дней»
© Krzysztof Krzysztofiak

На фестивале молодой драматургии «Любимовка» главным открытием стал феминистский текст дебютантки Ольги Шиляевой — про менструальный цикл. Текст стилизован под античную трагедию с хором и при прочтении вызывает у слушателей паранормальный хохот. В 2019 году логично ждать волну постановок в театрах страны. В первую очередь, конечно, независимых.

Подробности по теме
Весь мир — скриншот: лучшие мобильные пьесы читателей «Афиши Daily»
Весь мир — скриншот: лучшие мобильные пьесы читателей «Афиши Daily»

Все ставят Данилова

© Театр Приют Комедианта

Писатель Дмитрий Данилов полтора года назад по настоянию Михаила Угарова написал свою первую пьесу — «Человек из Подольска». Спектакль по ней сразу же поставил сам Угаров в «Театр.doc», а теперь абсурдистская история про обывателя в гостях у полицейских-интеллектуалов идет по всей стране от Москвы и Петербурга до Норильска и Йошкар-Олы. Данилов тут же написал вторую пьесу «Сережа очень тупой» про трех таинственных курьеров, которые пришли к растерянному программисту домой и не хотят уходить. И снова тот же эффект: сразу две премьеры в Москве — в «Мастерской Петра Фоменко» и «Практике» (спектакль сразу по двум пьесам, так и называется «Человек из Подольска. Сережа очень тупой»), потом в «Старом доме» в Новосибирске, и это только начало. Третью пьесу «Свидетельские показания» уже сыграли в Красноярске, спектакль приедет на «Золотую маску». В общем, у Ивана Вырыпаева появился серьезный конкурент.