«Взлом креатива»: как научиться оригинально мыслить

5 апреля 2016 в 12:01
В издательстве «Манн, Иванов и Фербер» вышла книга Майкла Микалко «Взлом креатива» — пособие по тому, как пробудить в себе эффективную и творческую личность. «Афиша» законспектировала основные положения работы.
Майкл Микалко
Один из крупнейших в мире экспертов по креативному мышлению. Сотрудничал с ЦРУ, Microsoft, General Motors и другими международными компаниями. Автор книг «Игры для разума» и «Рисовый штурм».
(01)
Секрет гениев — в методологии

Существует несколько точек зрения на то, как человек становится гениальным. Есть мнения, что для этого надо родиться в семье престарелых родителей, быть сиротой или девственником. Примечательно, что вопреки распространенному мнению, уровень интеллекта вовсе не играет в этом вопросе решающую роль: чемпионы по отгадыванию IQ-тестов зачастую не прославились в жизни ничем примечательным. Вслед за американским психологом и социологом Дональдом Кэмпбеллом Майкл Микалко считает, что секрет лежит в области методологии. Гениям доступны особые методы пробуждения креативности, позволяющие им видеть новые аспекты привычных вещей и генерировать массу странных, неожиданных идей. Последователи Кэмпбелла называют такие идеи «слепыми», случайными, и, подобно случайным мутациям в природе, они часто оказываются самыми продуктивными.

(02)
Божественные озарения — миф

Исходя из «дарвиновской теории креативности», количество всегда переходит в качество. Подражая гениям, мы должны не просто генерировать оригинальные идеи, а генерировать их много. 95% из них неизменно окажутся нежизнеспособными, однако 5% могут действительно привнести что-то новое в нашу работу. Гениальные творцы производят не только много хороших произведений, но и несоизмеримо большее количество посредственных. Наследие великих писателей, композиторов, художников включает множество работ, не сильно превосходящих средний уровень своего времени. Томас Эдисон зарегистрировал за свою жизнь 1093 патента, из них практическую пользу человечеству принесли «всего лишь» с десяток. У него была даже своеобразная «квота» на изобретения: он обещал себе делать по небольшому открытию каждые 10 дней. Подобная статистика доказывает, что гениальность следует рассматривать не как своего рода божественную эпифанию, а как способность беспрерывно выдавать поток неординарных идей, часть из которых может пригодиться.

(03)
Визуальная метафора — ключ к открытию

Майкл Микалко разделяет две группы способов генерации «слепых» идей: «Видеть то, что не видят другие» и «Думать так, как не думают другие». Первая группа касается методов переформулирования проблемы максимальным количеством способов. Самый простой из них — визуализация. Взрыв науки в эпоху Ренессанса автор связывает именно с возрождением традиции мыслить с помощью графических образов. В рукописях Леонардо, например, текст часто лишь поясняет иллюстрации. Создание странной, но вполне представимой метафоры позволяет более объемно взглянуть на проблему. Морзе представлял электрические сигналы как лошадей на почтовой станции, химику Кекуле молекула бензола привиделась в виде змея-уробороса — а уж истории Архимедовой ванны и Ньютонова яблока известны и так. Даже привычные диаграммы являются на самом деле популярным способом разорвать привязку проблемы и текста, создать альтернативный символический ряд. Попробуйте составить разные виды диаграмм, иллюстрирующих вашу проблему с разных углов. Микалко приводит в пример профессора Исикаву — его схемы напоминают скелет рыбы, а диаграммы выполнены в форме цветка лотоса — и предлагает сортировать аспекты задачи по цветам: синие, зеленые, желтые, красные. Можно даже изобразить свою проблему в виде диковинного зверя — как бы он мог выглядеть и почему?

(04)
Регулярно меняйте «точку сборки»

Чем с большего количества углов зрения вы сможете взглянуть на проблему — тем лучше. Ставьте себя в позицию стороннего наблюдателя, критика, заказчика, вашего супруга/супруги. Вообще, мысленная смена гендерных ролей может быть очень эффективна: подумайте, как бы вы подошли к решению, будь вы представителем противоположного пола. Представьте, что вы рассуждаете о ней со своим близким другом, а потом — с противником, конкурентом. Еще один полезный способ — вообразить себе самый худший и самый лучший исход своего предприятия и расположить все имеющиеся данные между этими полюсами. Возьмите свою проблему в глобальной перспективе или, наоборот, минимизируйте ее до частной. Измените слова на синонимы — иногда этого бывает достаточно. А еще интереснее поменять их на антонимы — вы будете решать задачу наоборот. Наконец, «метод Теслы»: представьте, что проблема уже решена, и постарайтесь восстановить все ваши предыдущие действия, которые к этому привели.

(05)
Не сдерживайте свою фантазию

«Думать не так, как думают другие» — значит, выработать ментальную дисциплину, позволяющую разуму следовать алгоритмам, несколько отличающимся от повседневных. Обычно, когда вы размышляете над проблемой, вы производите одновременно два действия — фантазируете и рационализируете. Секрет идеального мозгового штурма состоит в том, чтобы оставить рационализацию на потом и дать фантазии работать на всю мощность, — стратегия, которой мы в нормальном состоянии рассудка не пользуемся из соображений безопасности. Мы вообще нечасто фантазируем оригинально: из 200 идей, которые придут при мозговом штурме группе людей, первая треть неизбежно будет «старыми добрыми» предложениями, вторая окажется чуть более интересной — и только третья имеет шанс быть по-настоящему продуктивной.

(06)
Записывайте все свои идеи

Самый простой (из социально приемлемых) способов войти в такое временно измененное состояние сознания — это просто записывать свой поток мыслей. Подобно Эдисону, поставьте себе жесткие временные рамки и, Уолт Уитмен, рассортируйте все идеи, пришедшие вам на ум, в маленькие конвертики. Перечитывайте их снова и снова, комбинируйте по-новому и заставьте ваших коллег сделать то же самое. Так вы создадите снежный ком ассоциаций, который в определенный момент достигнет критической массы, и это приводит к прозрению.

(07)
Доверьтесь случайности

Чем разнороднее эти ассоциации, тем лучше. В книге приводится множество интересных приемов того, как достичь максимального разброса образов-зацепок. Например, можно ходить по городу и делать фотографии любых попадающихся на глаза объектов, а затем пытаться связать их с изначальной проблемой. Можно просто открыть толковый словарь и ткнуть пальцем в первое попавшееся слово. Или собрать всякий мелкий хлам со стола в картонную коробку, встряхнуть ее и наугад вытягивать предметы. Пяти будет вполне достаточно для того, чтобы создать достаточное количество случайных ассоциаций.

(08)
Экспериментируйте с грамматикой и лексикой
  1. В языке существуют слова, отвечающие за логические связи, — это предлоги и союзы. Для простоты Микалко приводит целые таблицы, куда также входят некоторые наречия и вопросительные слова, которые можно использовать для комбинации любых исходных данных. Возьмем стандартное «увеличение продаж»: «увеличение без продаж», «увеличение и продажи», «когда увеличение продаж», даже «увеличение под продажами» — большинство из этих вариантов не имеет смысла, но некоторые могут натолкнуть вас на важные размышления. Просто поменять в предложении слова местами уже означает построить новый логический ряд рассуждений. На помощь снова приходят антонимы: можно даже целиком переформулировать задачу так, чтобы целью стало добиться результата, противоположного изначальному.
(09)
Устраивайте продвинутые мозговые штурмы

Можно в разы ускорить создание кома случайных ассоциаций, если вовлечь в работу других людей. Большинство методик, изложенных в книге, подразумевают групповую работу — так и выглядит классический мозговой штурм. Ни один из участников не должен чувствовать себя стесненным служебными или другими иерархическими рамками, раз общая цель состоит именно в том, чтобы на время отказаться от критического мышления. Следует избегать простейшей техники, когда все присутствующие просто излагают свои варианты, и они записываются в общий лист. Это наименее эффективный подход, потому что за бортом фактически остаются ассоциации самых застенчивых или неактивных членов группы. Гораздо лучше использовать карточки, которые каждый член группы заполняет отдельно, а затем результаты комбинируются. Один из продвинутых способов — метод SIL, разработанный в Институте имени Баттеля во Франкфурте. Два участника зачитывают по одному из своих предложений, а затем остальные члены группы пытаются превратить их в одно. Результат объединяется с идеей следующего участника, и так до тех пор, пока группе не удастся синтезировать их все в один общий тезис: получается идеальный снежный ком ассоциаций.

(10)
Не замыкайтесь на одной методике

Естественно, участники могут брать на себя чужие роли, экспериментировать с антонимами, представлять, что принадлежат к враждующим коллективам. Все индивидуальные методики пробуждения креативности становятся в группе намного эффективнее. Японская техника KJ-атаки похожа на франкфуртскую, однако идеи в ней сортируются с помощью карточек, из которых в результате составляют общую колоду. Метод NHK добавляет к этому еще и беспрерывное тасование. В книге приводятся экстравагантные подходы вроде метания бумажных самолетиков с идеями или групповой медитации над подносом с песком, однако суть их остается той же — минимизировать критическое мышление и заставить посторонних людей фантазировать вместе.

Купить

OZON.ru