Как интернет меняет образование? Отвечает CEO сервиса Coursera

15 октября 2018 в 17:25
Фотография: Пресс-материалы
«Афиша Daily» поговорила с CEO одного из главных проектов в сфере онлайн-образования Coursera Джеффом Маджионкалдой о будущем образования, грядущей эпохе всеобщего процветания и о том, почему учеба теперь — это на всю жизнь.

— В начале октября на конференции EdCrunch ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов заявил, что его университет планирует заменить все лекции онлайн-курсами. Для России это очень революционное заявление. Что вы думаете о таких планах?

— Да, это безусловно революционно. ВШЭ — молодой университет, но он готов играть не по правилам. В Штатах и Европе много и давно критикуют классическую университетскую модель преподавания «мудрец на сцене» (sage on a stage). Проблема в том, что, когда профессор долго что-то рассказывает за кафедрой, это трата времени, в первую очередь — преподавателя. Полтора часа безостановочного говорения — можно без потерь посмотреть и в записи, а ценное время профессора куда эффективнее использовать для работы на практических занятиях, коллабораций и дискуссий.

То, что хочет сделать «Вышка», полностью соответствует главным образовательным трендам. Многие наши партнеры — Университет Дьюка, Университет штата Иллинойс, Университет штата Мичиган — собираются подключать всех своих студентов к MOOC (онлайн-курсам. — Прим. ред.), но не готовы пока полностью отказываться от лекций. В этом смысле инициатива ВШЭ действительно уникальна.

Моя дочь учится на втором курсе в Университете Дьюка и говорит, что большая часть ее одногруппников рады смотреть лекции с телефона вместо того, чтобы к восьми утра идти на пару. И речь не только о Дьюке, большинство молодых людей хотят учиться так.

— Вы не думаете, что мотивация при обучении онлайн у студентов ниже? Кажется, что учиться в группе с другими людьми гораздо проще, чем когда ты наедине со смартфоном?

— Когда слушаешь лекцию, то не общаешься с другими студентами. А если отвлекаешься, то можешь упустить смысл всего занятия. Это серьезный недостаток лекций: если что-то не понял или прослушал, назад не отмотаешь. На видео же можно пересмотреть важный кусок, включить субтитры, включить двойную скорость показа. Я абсолютно уверен в пользе совместной работы на семинарах, но идея замещения лекций видеоформатом мне кажется интересной.

— Но я спрашиваю о другом: сложнее ли заставлять себя учиться онлайн?

— Согласен, когда ты приходишь в аудиторию, легче фиксировать внимание на том, что говорит лектор. Важно, что ты не можешь заниматься на лекции чем-то еще, тебя ничто не отвлекает. Перед тобой не всплывают пуш-уведомления. Обучаясь вне аудитории действительно важно фокусироваться на задаче.

Правда, я заметил, что молодым людям куда проще не отвлекаться во время совещаний и не проверять поминутно соцсети. Может быть, дело в том, что они выросли в окружении технологий и для них это более привычно.

— Как вы считаете, какие технологии больше всего повлияют на сферу образования в ближайшие, скажем, три года?

— Самую большую революцию в образовании за последние десять лет сотворил видеостриминг. Учиться с помощью видео очень удобно, и, уверен, этот формат еще долго будет одним из главных. В IT-образовании значительно все упростила возможность программировать в браузере. Вы слушаете лекцию и сразу пробуете что-то делать — запускать или устанавливать дополнительный софт не нужно.

Другая важная для продолжительных программ вещь — инструменты для коллаборативного обучения. Интеграция в курсы Zoom (сервис для проведения видеоконференций. — Прим. ред.) и Slack открывают огромные возможности. Вы нажимаете на кнопку и тут же видите своих партнеров по обучению. Так можно дистанционно выполнять сложные групповые проекты.

Если говорить про будущее, то, думаю, в ближайшие пять лет мы увидим много реализаций VR-технологии. Думаю, она будет востребована во многих сферах — в ведении переговоров, лидерстве, менеджменте, оценке эффективности сотрудников.

— Как вы будете использовать виртуальную реальность?

— Скорее всего, мы станем говорить по ходу курса: «Наденьте VR-очки, сейчас вместе с профессором и другими студентами вы окажетесь в симулированной реальности». Это точно случится. Люди из традиционного образования часто не понимают, что можно сидеть на лекции, слушать рассказ о каком-то явлении, а потом надевать девайс и физически ощущать, как устроен предмет вашего разговора. И VR можно использовать не только в курсах по физике, но и в бизнесе, на маркетинговых курсах.

— Как технологически меняется платформа прямо сейчас?

— Мы в Coursera считаем, что грань между очным и онлайн-обучением надумана. Люди часто говорят: «Все хотят учиться лицом к лицу». Нет проблем — видеть друг друга можно на экране, не обязательно для этого сидеть в одном классе. На Coursera сейчас двенадцать дипломных программ, и все предполагают постоянное общение в реальном времени с профессорами, ассистентами преподавателей, наставниками.

На одной из наших магистерских программ университет-партнер запустил очень интересный формат: профессор в классе ведет занятие для студентов, одновременно его записывают на видео, которое транслируют обучающимся онлайн. При этом все студенты могут общаться и задавать вопросы профессору — и те, кто сидит в классе, и те, кто смотрит трансляцию. Это такой процесс трансформации формата — смесь онлайн- и офлайн-обучения. И лекцию всегда можно пересмотреть, потому что она сразу выкладывается в облако.

— Когда подобная система может распространиться более широко, станет привычной?

— Полагаю, главным ограничивающим фактором будут не студенты, а университеты. Понятное дело, что профессора еще не привыкли стоять перед камерой. Когда тебя записывают на видео, нужно быть несколько более организованным, иметь четкую структуру лекции. А в привычном преподавании довольно много импровизации. Для преподавателей это будет своего рода вызов. Кроме того, лекции обычно идут час и больше, а формат видео лучше работает с пятиминутными записями. Подачу университетского материала нужно будет подстраивать под эту логику, разбивать лекции интерактивными заданиями, чтобы поддерживать вовлеченность учащихся.

— Каких еще изменений в образовании стоит ждать?

— Если говорить о формате потребления обучающего контента, то огромную роль будут играть мобильные устройства. Все онлайн-обучение будет доступно в таком формате. Будет развиваться использование big data для персонализации обучения. Одна из новых возможностей Coursera в том, что мы фиксируем результаты всех ответов студентов. Еще до того, как студент приступит к тесту, мы посоветуем ему повторить некоторые материалы, а ниже приложим ссылки на нужные видео. Одна важная сторона персонализации обучения — персонализация контента, вторая — персонализация поддержки студентов за счет использования различных инструментов.

— О каких инструментах вы говорите?

— Например, мы можем пригласить студента, показатели которого падают, в группу, где он будет заниматься с другими ребятами. Такие приглашения можно отправлять не только от лица преподавателей, но и от других студентов, если они не против. Можно рекомендовать позаниматься с каким-то наставником или изучить дополнительный материал.

Например, вы учитесь по программе, которая стоит $25 000, и плохо справляетесь с курсом, скажем, по статистике. С вами на том же курсе учится студент из Бангладеш, у которого с этой дисциплиной все отлично, и он может стать вашим наставником.

— И за это вы дадите студенту из Бангладеш какую-то скидку?

— Мы пока не решили, как это будет реализовано, но это одна из возможностей. Вообще, я думаю, что онлайн-обучение будет обеспечивать бóльшую социальную вовлеченность, чем очное. Да, встречаться в кафе и обсуждать что-то удобно, но делать это онлайн еще удобнее.

— Один из главных приоритетов для Coursera сегодня — развитие образовательных программ, которые дают полноценное высшее образование. Почему это важно для вас?

— На такое обучение есть очень большой спрос. Многие хотят учиться, но не могут бросить семью и работу ради образования. Не у всех есть $120 000. Людям нужна возможность учиться за другие деньги и в свободное время. И этому запросу гораздо лучше отвечают онлайн-платформы, а не классическое образование.

У меня есть показательный пример. Первую MBA-программу мы запускали с Университетом штата Иллинойс два года назад. Очно по ней каждый год учится 120 человек. Недавно был выпуск нашего первого набора: 90 студентов Coursera получили дипломы. В этом году на очередной курс по этой программе записалось больше 1500 человек. Из-за такого интереса к программам университеты постепенно выводят все новые курсы в онлайн. Позиция работодателей тоже понятна: им все равно, где были получены дипломы, если вы действительно все это выучили — они вас наймут.

— Какие, по-вашему, у онлайн-образования есть минусы?

— Общий скепсис насчет того, что онлайн-обучение хуже традиционного. Многие, когда слышат, что человек учился онлайн, думают, что это как-то отличается. А если обучение стоило дешевле, то оно точно хуже.

— Других минусов вы не видите?

— Конечно, есть некоторый элемент веселья, который теряется в онлайн-обучении. Когда учишься очно, можешь встретиться с одногруппниками и выпить пива, поболтать. Социализация в этих двух видах образования устроена по-разному.

— Как вы считаете, какие образовательные направления первыми полностью уйдут в онлайн?

— Думаю, в первую очередь в онлайн уйдут программы по предпринимательству и бухгалтерскому делу. Программы по организации здравоохранения и уходу за больными. Трудно сказать, как быстро будет трансформироваться гуманитарное обучение, но первыми в онлайн точно будут уходить именно магистерские программы.

— А как меняется популярность MOOC на Coursera, какие направления особенно популярны?

— Основатели Coursera Эндрю Ын и Дафна Коллер были специалистами в области data science, и, естественно, первые курсы были именно об этом. В этом компании повезло: если бы ее основали философы, неизвестно, чем бы эта история закончилась. На их первые курсы по информатике и data science записалась масса людей изо всех стран мира. Увидев это, другие университеты тоже стали размещать свой контент на платформе. Сейчас у нас много программ по гуманитарным наукам, социологии, коммуникациям, лидерству и прочим дисциплинам. Но самые популярные — курсы, связанные с технологиями, бизнесом и data science.

— Сейчас уже понятно, что обучение превратилось в процесс, который продолжается вся жизнь, — так называемое lifelong learning. В какой момент это случилось?

— Большую роль сыграла возрастающая скорость инноваций. Трансформация началась еще после первой промышленной революции, но самые значительные изменения произошли с развитием цифровой экономики. Темпы, с которыми мы получаем доступ к новым сегментам рынка труда благодаря глобализации и цифровизации стали куда выше. Многое изменило появление интернета, а затем смартфонов: они позволили всем участвовать в обсуждении идей и обмене знаниями. В итоге уровень и скорость изменений всех сфер жизни очень выросли и продолжают расти, как и скорость создания новых знаний. И поэтому навыки, которые оставались релевантными на протяжении десяти, двадцати или тридцати лет, теперь востребованы в разы меньше — десять, пять лет или всего 2 года.

— Следуя такой логике, думаешь, что скоро технологии будут развиваться так быстро, что, когда мы будем заканчивать обучение, оно уже будет терять актуальность. Такое возможно?

— Думаю, что скоро на глобальном рынке труда люди будут конкурировать не только между собой, но и со стремительно растущим миром машин. Но есть и оптимистичный ракурс, с которого можно смотреть на прогресс. Недавно я прочитал прекрасную книгу гарвардского профессора Стивена Пинкера «Enlightenment Now» о прогрессе человечества. Там рассматриваются многие сферы жизни — образование, здравоохранение, болезни, бедность, войны и многое другое. И, анализируя их, Пинкер приходит к выводу, что скоро нас ждет эпоха процветания. Производство еды, одежды, выработки энергии, доступ к информации станут такими дешевыми, что жизнь людей станет очень комфортной. И она будет требовать совсем небольших усилий, чтобы получить то, что нам нужно.

Условно говоря, роботы будут выполнять всю основную работу, а у нас будет много свободного времени.

За последние сто лет произошла масса позитивных сдвигов: трудно представить, сколько времени высвободило одно только изобретение стиральной машины. Сегодня мы можем работать меньше и при этом иметь крышу над головой, одежду, еду. И я хочу верить, что мы вступим в эту эпоху процветания и сможем больше времени уделять получению опыта и творчеству.

— Не получится так, что все это освободившееся времени человеку придется тратить на учебу?

— (Смеется.) Может быть. Но, пожалуй, все-таки не всем. Когда я закончил работать в Financial Engines, мы с семьей много путешествовали, и одна из поездок была по Амазонке в Перу. По дороге мы останавливались в небольших деревнях посреди тропического леса, где нет даже дорог. И у людей там были солнечные панели, мобильные телефоны, радиовышки на склонах ближайших гор. Они стирают одежду в Амазонке, но при этом у них есть доступ к современным технологиям. То есть даже люди с низким уровнем образования могут пользоваться достижениями цивилизации. Эффективность производства вещей и идей сегодня так высока, что их стоимость становится очень низкой.

— Давайте вернемся из светлого будущего в сегодняшнюю Россию. Какие онлайн-курсы наиболее популярны в нашей стране?

— Социальные науки, информатика, бизнес-курсы и data science — вот четверка самых популярных направлений. Чуть позже мы пришлем вам точную информацию о самых популярных программах (по предоставленной Coursera информации, наибольшее количество регистраций из России за последние 365 дней было на курсах «Введение в машинное обучение» от ВШЭ и «Яндекса», «Основы программирования на Python» от ВШЭ и специализации «Программирование на Python» от МФТИ и Mail.Ru Group. — Прим. ред.).

— В России сейчас сильно не хватает айтишников. По разным подсчетам дефицит составляет от 1 до 2 млн специалистов. Возможно, такую существенную нехватку кадров закрыть с помощью онлайн-образования?

— Если рассматривать весь контент на Coursera, то самая популярная программа — Deep Learning Эндрю Ына. Это специализация — серия курсов — по машинному обучению очень, очень продвинутого уровня. Вторая по популярности — специализация Google IT Support Professional Certificate, доступная даже тем, у кого вообще нет ни бэкграунда в компьютерных науках, ни высшего образования. На ней учат базовым принципам компьютерного администрирования: что такое компьютер, что такое операционная система, как настроить принтер, что такое TCP/IP. Один из десяти наших самых популярных курсов — курс Python for Everybody от Мичиганского университета.

Я говорю обо всех этих курсах к тому, что, с одной стороны, онлайн-курсы могут закрыть практически любую потребность в IT-образовании, а с другой — часто не требуют предыдущего опыта.

— На одной конференции вы говорили, что на Coursera появится возможность получать дипломы помодульно, как конструктор: прошел несколько курсов — закрыл какую-то часть диплома. Вы реализовали эту схему?

— Частично. Первый MOOC мы запустили в 2012 году. Потом появились специализации, которые в среднем состоят из 5 MOOC. Дипломные программы обычно состоят примерно из 6 специализаций — то есть, чтобы получить диплом, нужно пройти порядка 30 курсов. Но это очень упрощенно — есть еще взаимодействие с другими студентами и профессорами, итоговые проекты, на дипломную программу нужно поступить, берут не всех, она стоит денег. В общем, это не просто «прошел 30 отдельных курсов и получил диплом».

Так вот, недавно мы запустили возможность получить сертификат, который называется «мастер-трек». Мы предположили, что есть люди, которые захотят получить только одну составляющую высшего образования. И теперь человек, который хочет получить только эту часть дипломной программы, может это сделать как мастер-трек. При этом на мастер-треке нет вступительных ограничений, все обучение стоит порядка $3000, студент будет учиться и работать с преподавателями как и все остальные. И если вы позже решите пройти всю эту дипломную программу, вам зачтут курс, который вы прошли по мастер-треку.

Вероятно, в будущем диплом на Coursera можно будет составить из отдельных мастер-треков. Но и сейчас они отлично помогают понять, нужна ли вам большая образовательная программа в этом направлении и от этого университета или же возможность отучиться по определенному узкому направлению.

— Какой ваш любимый MOOC на Coursera?

— Курс Learning How to Learn. Это был первый курс, который я прошел на платформе. Он рассказывает о том, как работает человеческий мозг, как мы учимся и как учиться максимально эффективно. В курсе отлично объясняют, как усваивать информацию так, чтобы уметь ее вспомнить позже. Рассказывают, как загружать мозг, прокачивать нейронные связи, почему важно высыпаться и многое другое. Курс создан нейробиологом Барбарой Оукли — и он прекрасен. Один из самых популярных курсов на Coursera, в том числе и в России. Думаю, это невероятно полезный курс для каждого, кто чему-то учится.