12Storeez, Luda Nikishina, Otocyon, FactiveFace — о том, как создать коллекцию с нуля

9 апреля 2018 в 15:16
Фотография: Bogdan Shirokov/OTOCYON
Дизайнеры — это поп-звезды, за карьерой которых следят тысячи людей. Их достижения видны на подиуме, в рекламных кампаниях и магазинах. Но мы не знаем, что делает сам дизайнер, как рождаются коллекции и попадают в продажу. «Афиша Daily» попросила российских дизайнеров одежды рассказать о том, какие этапы проходит новая коллекция.
Лусине Аветисян
Дизайнер марки FactiveFace

«В моем случае, так как у меня больше арт, нежели дизайн, все начинается с идеи, и уже в процессе складывается картина коллекции. Хотя я понимаю, что это не очень правильно: сначала надо вырисовывать все луки, закупать ткань. Но я отхожу от правил, все делаю на эмоциях, а не на продуманном бизнес-плане.

Создание коллекции начинается с принтов: сначала я рисую картину, потом делаю из нее принт в фотошопе, закупаю ткань и отдаю в печать на фабрику. Выбор материалов зависит от сезона, хотя и в зимней коллекции у меня много шелковых вещей. Но когда я делаю принт, то уже понимаю, что он пойдет, например, на пижаму — соответственно, мне нужен шелк: я иду на склад и перебираю все шелковые ткани, пока тактильно не пойму, что это та самая.

Я часто просматриваю коллекции разных дизайнеров, но в основном чтобы не совпадали принты. Я не копирую, но на их примерах учусь, как можно использовать рисунки в одежде.

Пока я полностью отвечаю за весь рабочий процесс, но на фрилансе у меня есть две замечательные швеи. Конечно, очень помогает моя бабушка, которая следит, чтобы я все делала вовремя и не ушла в безумный арт. Самое сложное — пиар и массовая рассылка лукбука: ожидание ответа может тянуться месяцами. С другой стороны, мне повезло, так как я дружу с Катей Кирсановой (PR-менеджер Hugo Boss) и Наташей Алдошиной (она PR-директор певицы Луны) — они во многом мне помогают, я всегда могу обратиться к ним c вопросом.

Катя Кирсанова — и моя модель для примерок. Пока размерный ряд один, так как моя марка держится больше на клиентах, а не на закупках в магазин. Но если поступает заказ, то вещь шьется под индивидуальные параметры. Я хочу сохранять свой авторский подход, при этом понимать и слышать клиента, потому что коммерческий успех тоже важен.

Сейчас я сделала ставку на публикации в разных изданиях и выход за границу, поэтому провожу презентации на зарубежных неделях моды (в Милане и Париже, например). Туда приезжают байеры и журналисты, можно показать свою коллекцию им всем зараз, поэтому соблюдаю сезонность. В Москве я просто зову клиентов, друзей и журналистов к себе в мастерскую.

Так как у меня небольшие коллекции, то создаются они примерно за три месяца. Дедлайн — это всегда три-четыре недели до недель моды, чтобы успеть выбрать нужный шоурум.

Начинающим дизайнерам я бы посоветовала не бояться писать всем подряд на почту и в директ, даже самым недосягаемым личностям из мира моды. Все мои достижения, публикации (например, Vogue Italy Talents, Vogue Talents Best Project и другие) и выбор моей картины лично Франкой Соццани (а ведь я просто отметила ее в инстаграме) не потребовали знакомств и денег. У нас есть фантастические возможности в виде соцсетей, когда тебя могут заметить по одному хэштегу и отметке».

Леся Волчок-Русакович
Основатель и дизайнер бренда Otocyon

«Создание коллекции в моем случае начинается c идеи. Одежда — это возможность транслировать свои мысли, своеобразный художественный язык.

Коллекцию мы создаем для людей. В России есть масса особенностей, которые стоит учитывать в процессе работы, например разнообразие климата. Мы стремимся разрабатывать действительно теплую и качественную одежду, как в нашей базовой коллекции демисезонных и зимних пальто.

Для Otocyon уже традиционным стало использование черного и пудровых цветов, чаще применяем мягкие «оплавленные» линии. В крой закладываем свободу, чтобы человек мог «подстроить» костюм под себя, делаем его лаконичным и без обилия деталей. Стараемся отсекать лишнее и транслировать женственность, ищем ее новые смыслы в современном мире.

Три человека из нашей команды работают в офисе — арт-директор, товаровед и менеджер по продажам. Четыре человека работают на производстве — начальник и швеи. Конструктор, бухгалтер и юрист находятся на аутсорсе, курьер — по необходимости. В нашем совместном с мужем проекте «Общее/Частное», где представлен и Otocyon, работают продавцы-консультанты — еще два человека. И, конечно, я как дизайнер и основатель слежу за всем. Хочется когда-нибудь переключиться только на создание коллекций, но такое пока сложно представить.

Совсем недавно мы вышли на путь «правильной» сезонности. В промежутке можем сделать и капсульную коллекцию, у нас есть возможность маневрировать и быстро реагировать на то, что нужно клиентам. Эскизы я приношу на производство, и мы обсуждаем, какие лекала нужны, чтобы получить тот или иной силуэт, определиться с обработкой и фурнитурой.

Работаем довольно быстро: коллекция отшивается примерно за месяц-полтора. Материалы я выбираю самостоятельно. Очень люблю ткани. Часто бывает, что могу приобрести сначала материал, а после придумать, какое изделие из него получится. Для нас важно, чтобы ткани были натуральными или смесовыми, приятными на ощупь и качественными. Мы используем синтетику только в том случае, если у нее есть интересные качества, например вышивки.

Обычно моделей на примерки мы не приглашаем. Мне нравится использовать единый размер, максимум — три (для пальто, например), но не больше. В студенческие годы мы шили вещи на типовые фигуры, то есть коллекция должна садиться на моделей ростом 172–180 см — это довольно большой разброс, — и размер у них мог при этом отличаться. Мой рост — 162 см. Когда дошиваешь вещь ночью, первая модель, которая ее примеряет, — это ты. Чтобы изделие село, нужна некая свобода, которая позволит подстроиться под разные типы фигур и рост.

Меня вдохновляют такие дизайнеры, как Raf Simons, Dries Van Noten и Maison Margiela. Нам повезло побывать на ретроспективной выставке последнего в Париже, где в каждом зале демонстрировалось видео с показов. Меня поразило, как они организованы и как важно не просто сделать шоу, где модели дружно шагают в ряд, а создать нечто большее — историю или театр. Я подметила, как музыка поддерживает действие моделей на подиуме. Собственно, по возвращении мы решили, что нужно написать свою к нашему показу. Нам помогла наша подруга Jekka. Так как новая коллекция DE-BASE посвящена постоянному творческому поиску и открытости миру, мы семплировали звуки пишущего карандаша, рвущейся и мятой бумаги — они символизировали художественные элементы (рисунок, живопись, поэзию). Так был создан трек. А на подиуме наша подруга и художница Кира Пиевская писала картину. Получился маленький театр.

Последние три коллекции мы презентовали в форме показов: первый делали самостоятельно, а остальные проходили при поддержке Mercedes Benz Fashion Week Russia. Неделя моды оставляет один день за молодыми дизайнерами, которые могут выставиться на безвозмездной основе.

Начинающим дизайнерам я бы посоветовала быть искренними. Делайте коллекции о том, что для вас важно, транслируйте ценности, в которые верите. У нас с мужем Василием, создателем бренда «Волчок», есть правило — делать вещи, которые точно сможешь носить сам. Проверять на себе — это правильно. Еще нужно следить за сезонностью и анализировать происходящее. Если вы выпустили коллекцию и в ней те или иные позиции продаются лучше, постарайтесь понять, почему это происходит. Так вы будете знать, что работает в вашем случае».

Люда Никишина
Основатель и дизайнер марки Luda Nikishina

«Для начала мы формулируем основные модели и силуэты на будущий сезон. Выделяем наиболее удачные и вокруг них выстраиваем образ и настроение. Чаще всего это пальто или дубленки, а летом популярны платья. Затем мы выбираем цветовую палитру и добавляем акценты, исходя из собственного ощущения текущего сезона. Далее идет разработка лекал, отшивается макет, вносятся изменения и утверждается ткань.

Все материалы я выбираю сама. В большинстве случаев мы используем натуральные ткани и учитываем, насколько приятными они будут в носке, — для нас это ключевые моменты. Конечно, выступаем за практичность и то, что вещи должны украшать. Мы работаем с размерным рядом от 38-го до 48-го, но часто шьем на заказ и 60-й. Моделей не приглашаем, справляемся сами — многие девушки в нашей команде обладают нужными параметрами.

Мы постоянно добавляем и пробуем новые модели — практически каждую неделю. В первую очередь — чтобы обновлять ассортимент и нашим клиентам было интересно. Но два раза в год создаем и полноценные коллекции непосредственно перед началом сезонов. Хотя конкретные сроки себе не ставим, работаем спокойно и с удовольствием. Наша команда состоит из дизайнера, ассистентов, конструкторов, портных, технолога и менеджеров.

Я слежу за многими дизайнерами, это помогает чувствовать дух времени и мотивирует двигаться дальше. Конечно, опыт тоже перенимаем, я часто просматриваю архивные и текущие коллекции любимых марок. Но желания копировать никогда не возникает. Часто концепция наших коллекций формируется во время работы, поэтому не бывает сложностей и необходимости что-то переделывать. Я бы сказала, что изначально задуманные направления переплетаются между собой, создавая неповторимую смесь смыслов и идеи.

Начинающим дизайнерам я бы посоветовала думать о людях: что им нужно и что сделало бы их счастливее. Не бойтесь быть смелыми, но и не отказывайтесь от простых решений. И всегда помните о качестве».

Ирина и Марина Голомаздины
Основательницы марки 12Storeez

«Каждый месяц мы думаем, что хотели бы увидеть в своем гардеробе. Мы готовим идеи и наброски: это могут быть старые журналы, фото, детали — все, чем можно вдохновиться. Затем обсуждаем, что-то дополняем, меняем или оставляем как есть. Также отталкиваемся от аналитической матрицы — анализа продаж прошлого месяца, сезона, года, составленного нашими специалистами.

Потом мы подбираем ткани для каждой модели. На склады, стоки и выставки ездим сами. Недавно у нас появились менеджеры, которые отвечают за техническую часть этого процесса — оформление заказов и тому подобное. У нас есть несколько принципов, по которым мы выбираем материалы: это натуральность и тактильные ощущения, тенденции (что касается принтов или цвета), обращаем внимание на фактуру и зрительный эффект, иногда влияет и наличие ткани в нужных объемах, а также пожелания наших клиентов (например, просят добавить вещи в горох и цветы вишни).

Затем мы встречаемся с техническим дизайнером, который с наших слов все детально прорисовывает. Задания передаются конструкторам для полной разработки и примерок. Всю фурнитуру, нитки, подкладки и пуговицы подбирают технологи. До сих пор мы участвовали в каждой примерке, в том числе и как модели, но сейчас приглашаем и других девушек, так как совсем нет времени. Наш размерный ряд включает размеры XS-L, есть также oversize, который подходит под отечественный размер 50.

Мы не создаем сезонных коллекций. Новая коллекция выходит каждый месяц — двенадцать раз в год. Нам кажется, что многие девушки любят, как и мы, часто обновлять свой гардероб и ежедневно менять наряды. Самое важное — создать готовые образы, чтобы вещи в капсуле сочетались между собой. Для презентации коллекций мы снимаем лукбуки, стритстайл и специальные проекты.

Конечно, мы вдохновляемся другими дизайнерами и марками, ведь они создают тренды, а мы лишь выбираем те, которые нам близки по стилю. Также ищем вдохновения в путешествиях, кино, журналах, фотографиях и инстаграме.

В нашей компании работают 175 человек — это экспериментальный цех, отдел по дружбе с клиентами, отдел вовлечения (маркетинг, PR и SMM), аналитики, бухгалтерия, HR-отдел, IT-отдел, логистика, отдел розничной торговли.

Начинающим дизайнерам стоит готовиться к тому, что работы будет много и ошибок тоже. Нужно не опускать руки, быть сильными и, конечно, собрать хорошую команду».

Расскажите друзьям
Теги: