Очереди и ресейл, именные пары, культовые магазины и значимые имена — с помощью экспертов «Афиша Daily» выбрала полезные фильмы, книги, журналы и сайты про сникер-культуру.
Даша Петрова
Байер магазина Ostrov

Чтобы оставаться в курсе всех событий, происходящих в мире, мы все реже обращаемся к печатным ресурсам: чаще всего журналы монтируются за пару месяцев до выхода, а за шестьдесят дней иногда успевает смениться полноценный сезон.

Сникер-индустрией сейчас правят коллекционеры кроссовок (сникерхеды) и лидеры мнений. Всех не перечислить, отмечу тех, за кем давно слежу, а заодно вспомним интересные телеграм-каналы (куда сейчас без них!).

Из влиятельных людей в индустрии кроссовок стоит отметить Мишеля Дюпуи, автора ежегодного альманаха о кроссовках и стритвире All Gone, и Ронни Файга, культовую фигуру в сникер-мире. Десять лет назад он сделал свою первую коллаборацию с Asics, и с тех пор бренд начал стремительно увеличивать обороты. В 2011 году Ронни открыл магазин Kith, который стал Меккой свежих релизов в Нью-Йорке: именно около него сотни людей кемпят за заветной парой.

В телеграме я читаю ребят из комьюнити Ömankö и Sneakergeek.

Если хочется посмотреть на красивых девушек и актуальные модели кроссовок (сейчас почти вся обувь выпускается в полной размерной линейке), на помощь придет бывший креативный директор Kith Эмили Элейн Оберг.

Кирилл Астраханцев
Редактор онлайн-журнала SLOWW

Документальный фильм «Just for Kicks» частично раскрывает феномен коллекционирования кроссовок. Сюжет охватывает историю, начиная от отрицания уличной культуры корпорациями до ее полного принятия и эксплуатации. В фильме в основном рассказывается про новое культурное прочтение спортивной обуви в США. Сегодня лайфстайл-подразделения у спортивных брендов — обычное дело. «Just for Kicks» повествует о времени, когда большие компании не понимали всего потенциала уличной культуры, считая ее неприемлемой для имиджа бренда. Фильм рассказывает про корни сникер-культуры, когда группы энтузиастов из разных сфер превратили коллекционирование кроссовок в отдельную нишу. Майкл Джордан, Run-D.M.C., би-боинг, контракты с знаменитостями, первые очереди и коллаборации — «Just for Kicks» обязателен к просмотру, если вы хотите быть более-менее знающим потребителем кроссовок.

Sneaker Freaker — один из легендарных журналов про кроссовки. Сегодня в интернете можно найти множество порталов, пишущих про последние релизы. Sneaker Freaker — пионер в этой области. Помимо новинок, на сайте можно найти интервью, статьи о инновационных материалах, изменивших индустрию, размышления новичков и старожилов культуры. Но в первую очередь Sneaker Freaker — печатный журнал, в выпусках которого есть то, чего нет или проблематично найти в интернете. Изданию до сих удается обосабливать свою печатную версию эксклюзивами. Если более сознательно подходить к покупке кроссовок, можно узнавать много нового — например, про современный дизайн, историю, субкультуры, музыку, социальный посыл. Sneaker Freaker старается показывать все сопутствующие составляющие кроссовочной культуры. До сих пор на сайте Sneaker Freaker доступны ранние выпуски.

All Gone — альманах о значимых релизах за год. В интернете поток информации стремителен, и сложно вспомнить, что было с кроссовками два года назад. All Gone — «медленный» ресурс, который поможет вспомнить, какой была ситуация в определенный период времени. Контент книги помогает целостно понять характер индустрии за год. All Gone собирает все атрибуты стритвира, включая работы различных художников, одежду и всевозможные коллаборации. Такая подборка хорошо отображает актуальную картину прошедшего года, это особенно полезно сегодня, когда сникер-культура проникла во многие сферы.

Команда магазина Kixbox

Книг, статей, фильмов и других источников полезных и не очень знаний о кроссовочной культуре слишком много, чтобы рассказывать обо всех сразу. Но для первого знакомства они все не нужны. Достаточно одного хорошего фильма, вышедшего больше десять лет назад — «Just for Kicks».

Это полнометражный документальный фильм, который в 2005 году сняли Тибо де Лонжевиль и Лиза Леон — два человека с серьезным бэкграундом как в индустриях, связанных с уличной культурой, так и в кинопроизводстве (Леон, помимо прочего, была продакшен-менеджером на последнем фильме Стэнли Кубрика). Это важная деталь, которая отличает «Just for Kicks» от многих самодеятельных фильмов про сникер-культуру. Фильм поставлен профессионально и раскрывает тему в понятном и популярном виде — поэтому его и стоит посмотреть в первую очередь.

«Just for Kicks» рассказывает историю субкультуры с 1970-х до начала 2000-х в ее американском варианте: баскетбол, хип-хоп, первые коллекционеры, первые ретропереиздания моделей, первые кроссовочные бутики и очереди перед ними, коллаборации, беспорядки в Нью-Йорке, реселлеры и так далее. Для полноты картины не хватает японской и европейской историй — там культура развивалась своим путем. Но тем не менее все это позволяет составить довольно точное представление о том, откуда растут ноги у явления, которое принято называть сникер-культурой.

Кроме портретов фанатичных коллекционеров-сникерхедов «Just for Kicks» делает акцент на том, как сами компании-производители постепенно осваивали этот нишевый рынок и учились манипулировать им. В 2005 году, когда вышел фильм, США и Европа как раз переживали резкий рост популярности кроссовочной субкультуры. В фильме удачно пойман момент перехода субкультуры из подпольного междусобойчика отбитых фанатов в глобальный феномен — и важную роль в этом переходе сыграли активные действия крупных компаний.

Несмотря на двенадцатилетний возраст фильма, многое рассказанное в «Just for Kicks» с тех не только не теряло актуальности, но и легло в основу нового бума сникер-культуры 2010-х.

Владимир Борисенков
Ведущий телеграм-канала Sneakermania

Многие скажут, что надо посмотреть многочисленные фильмы про сникерхедов, которые с огромными и полными злости глазами сражаются за пары, которые потом перепродают за космические цены, и все в таком духе. Поверьте, это вам не нужно. Сценарий подобных фильмов укладывается в небольшое предложение в духе: «Мы стояли X дней, чтобы купить пару за Y долларов, а продадим ее за 10Y». И параллельно вам рассказывают про самые дорогие релизы и зачем все это делается. Эти фильмы стоит посмотреть уже позже, когда вы начнете улавливать некоторые вещи из мира кроссовок. Поначалу они пугают.

Лучший способ понять сникер-культуру — начать говорить с представителями этой тусовки. Просто находите тематические сообщества в соцсетях, где не только можете следить за актуальными новостями, но и задавать свои вопросы. Не стесняйтесь — спрашивайте. Ходите на мероприятия, которые устраивают бренды и магазины. Там вы тоже сможете узнать много нового.

Чтобы чувствовать себя более комфортно на начальном этапе погружения, вам точно стоит ознакомиться с историей брендов и узнать несколько культовых персонажей (дизайнеры, менеджеры, звезды) и от этого начинать свое изучение всего, что происходит в мире кроссовок.

Дальше вы поймете, в каком направлении двигаться. Возможно, появится любимая модель, дизайнер, бренд и так далее.

Потом вы начнете ощущать резкую нехватку информации и вам точно захочется расширить свой кругозор. Вот несколько классных сайтов про кроссовки: Highsnobiety, Sneakerfiles и Hypebeast.

Главное, не набрасывайтесь на все, а узнавайте постепенно. Увидели непонятное имя — спросили или погуглили. Это единственный по-настоящему рабочий способ расширить свой кругозор в области кроссовок.