Как соцсети отреагировали на скандальное приглашение на показ Ульяны Сергеенко

24 января 2018 в 19:16
Едва утихло обсуждение неоднозначной надписи на детской толстовке H&M, как в фешен-сообществе разразилась очередная буря. На этот раз участницами скандала стали Ульяна Сергеенко и Мирослава Дума. «Афиша Daily» разбирается, что произошло.

Что случилось

Утром 23 января главная российская IT-girl и основательница Buro 24/7 Мирослава Дума опубликовала в инстаграме фотографию приглашения на показ дизайнера (и своей подруги) Ульяны Сергеенко в рамках кутюрной Недели моды в Париже. «To my niggas in Paris», — лаконично подписала приглашение Сергеенко.

Фотография спокойно провисела в сториз Думы почти сутки, пока ее не увидел фотограф Адам Кац Синдинг (ранее он снимал показы Сергеенко и другие важные шоу). Он перепостил снимок Думы себе в сториз с текстом: «Серьезно? Зачем вы написали [и] опубликовали это?»

На приглашение российского дизайнера вмиг обратило внимание мировое фешен-сообщество. Публикации о «модных расистках» из России появились в Harper’s Bazaar, W, L’Officiel, Fashionista, Refinery29 и других профильных изданиях. «Кто вообще после такого придет на показ», — возмущались в комментариях.

Как ответили Сергеенко и Дума

Ульяна Сергеенко извинилась. Дизайнер заявила, что никогда не делила людей на «белых» и «черных» и не хотела никого обидеть. По словам Сергеенко, подпись всего лишь отсылка к песне Канье Уэста «Niggas in Paris», которую она очень любит. «Мы называем друг друга словом на букву Н, когда хотим представить себя такими же крутыми, как те, кто поет ее», — написала в инстаграме Сергеенко (спустя несколько часов пост был удален).

Раскаялась и Мирослава Дума. «Фраза [на приглашении] является отсылкой к одноименной песне Канье Уэста и Джей-Зи. Слово [„nigga“] действительно оскорбительное и мне очень жаль, что я распространяла его. Я глубоко уважаю людей любого происхождения и презираю любое проявление расизма или дискриминации», — говорится в ее обращении.

Последствия

Тем не менее Мирославу Думу практически сразу исключили из совета директоров детского интернет-магазина The Tot, который она же и основала. Как прокомментировала соосновательница проекта Насиба Адилова, «расизм недопустим в любой форме, даже если это случайно и неосознанно».

Ночью 23 января Думе припомнили и другие высказывания. Например, в 2012 году на своей лекции о «моде в пространстве интернета» она сказала, что на Buro 24/7, которым она руководит, никогда не появится трансгендерных моделей а-ля Андреа Пежич и мужчин, которые носят женскую одежду. «Плохо к этому отношусь. Где‑нибудь в журнале или по телевизору [это] может увидеть маленький мальчик и неправильно это понять, неправильно на это среагировать. Считаю, что какая‑то цензура или культура должны в этом смысле присутствовать», — заявила Дума. В той же лекции она сказала, что слишком переживает за красоту картинки на своем сайте, поэтому статей про светскую львицу Ким Кардашьян тоже не будет.

Видеоотрывки из лекции снабдили английскими субтитрами. После этого Думу обвинили в трансфобии и лицемерии. Стоит отметить, что данное слово Мирослава сдержала лишь отчасти: на сегодняшний день на сайте Buro 24/7 опубликовано почти 300 публикаций с упоминанием Кардашьян.

Вспомнили и другую историю, связанную с Мирославой Думой. В 2014 году на Buro 24/7 вышла съемка с Дашей Жуковой, где основательница «Гаража» сидит на арт-кресле в виде темнокожей женщины (аналогичное кресло с белой женщиной делал Аллен Джонс. — Прим. ред.). Западная пресса тогда тоже возмущалась.

По следам скандала редактор моды берлинского журнала 032c Марк Геринг начал делать злободневные футболки.

Реакция в России