Короткая шпаргалка по истории косметики с 1834 года до наших дней — от проделок 14-летнего Юджина Риммеля до мальчика-блогера в рекламе женской косметики.

Хотя косметикой люди пользуются уже 4000 лет, современная косметичка сложилась практически за век. Компактная пудра, помада в стике, классическая тушь — все это придумали для первых феминисток, актрис немого кино и свингующих шестидесятниц. Все и не упомнишь, но вот главные изобретения человечества, без которых сложно представить себе 2017 год.

Подробности по теме
История красоты
Маковый цвет, яды и мел: как менялись румяна последние 5000 лет
Маковый цвет, яды и мел: как менялись румяна последние 5000 лет

С чего все начиналось

Базовые предметы макияжа — тушь, помада, румяна и пудра — в том или ином виде существовали всегда. А вот первые бренды появились только в XIX веке. Спрос обеспечивали артисты театра и сообщество маргиналов, которые позволяли себе носить вызывающий макияж. Хотя тушью, румянами, пудрой и духами пользовались практически все — но тайком.

  • 1834
  • 1860
  • 1863
  • 1834
  • 1860
  • 1863
  • Первому в мире косметическому бренду — Rimmel — скоро исполнится 200 лет. Его основал 14-летний Юджин Риммель, продававший такие странные вещи как, например, туалетный уксус.

  • Из угля и вазелина Юджин получил первую в мире тушь для ресниц, которую активно рекламировал в газетах того времени. По слухам, ее покупала даже королева Виктория.

  • Первые известные нам компактные румяна придумали в Bourjois. Они до сих пор существуют в почти неизменном виде и продаются в любом магазине косметики.

Эпоха черно-белого кино

С появлением первых звезд кино краситься стало не просто нормально, а дико модно. Губки бантиком, брови ниточкой, густо накрашенные ресницы — униформа типичной девушки-флэппера, светлого будущего Америки 1920-х. Отсюда — чуть ли не ежегодные релизы все новых косметических средств, появление брендов-гигантов и огромных универмагов, где можно было купить все для макияжа в стиле первой it-girl Клары Боу.

  • 1908
  • 1915
  • 1916
  • 1917
  • 1923
  • 1924
  • 1925
  • 1930
  • 1932
  • 1938
  • 1946
  • 1908
  • 1915
  • 1916
  • 1917
  • 1923
  • 1924
  • 1925
  • 1930
  • 1932
  • 1938
  • 1946
  • Сеть универмагов Sears начинает продавать компактную пудру в серебристой коробочке с пуховкой. Заказать новинку можно было по каталогу Sears всего за 19 центов.

  • Привычная нам помада в стике — относительно новое изобретение. Носить ее с собой женщинам пришлось с развитием феминизма: красные губы стали одним из его символов, а поправлять такой цвет приходится часто. Первые стики поднимал небольшой рычажок на боку контейнера.

  • По заданию кинорежиссера Дэвида Гриффита работавшие на съемочной площадке фильма «Нетерпимость» собрали из парика первые накладные ресницы. Всего за 10 лет они разошлись по всему Голливуду, а с подачи Твигги в 1966 году — и по всему миру.

  • Появляется знаменитая тушь-плевательница: брусочек черного цвета, с которого продукт набирали щеточкой. Изобретение было несовершенно — одна из покупательниц даже лишилась зрения.

  • Житель Нэшвилла Джеймс Мейсон-младший запатентовал систему, которая позволяла выкручивать помаду вверх. Именно ей мы пользуемся прямо сейчас.

  • Chanel стал первым модным домом, запустившим собственную марку косметики. Цены начинались от $50 за полпинты одеколона (234 мл).

  • Прабабушка обычного пузырька с лаком для ногтей была пудрой, которой посыпали ногти и втирали в их поверхность кусочком замши, чтобы придать им здоровый вид.

  • Специально для голливудских див Макс Фактор придумал блеск для губ. Уж больно эффектно он смотрелся на экране.

  • Прообразом современного лака для ногтей стала автомобильная эмаль. Формулу на ее основе придумала Мишель Менар, а первым дистрибьютором стал Чарлз Ревсон — основатель Revlon. Он лично бегал по салонам красоты и красил ногти во все оттенки красного, чтобы продемонстрировать продукт в деле.

  • Хелена Винтерштейн-Камберски засунула тушь для ресниц в тюбик и сделала ее водостойкой. Щеточку, правда, она почему-то оставила снаружи. Тушь все еще продается на официальном сайте ее марки La Bella Nussy и стоит каких-то €9,80.

  • Эсте Лаудер первой предложила давать покупателям небольшой подарок — например, набор миниатюр. Это позволяло попробовать дорогой крем, не покупая огромную банку, да и вообще было довольно приятно.

Появление цветного кино и телевидения

С появлением в 1950-х сначала черно-белого — а потом и цветного — телевидения и кино мир становится разноцветным. Одри Хепберн, Люсиль Болл, Твигги, Мэри Тайлер Мур — женщины послевоенного времени могли позволить себе быть смешными и дерзкими, а значит, не должны были придерживаться традиционного монохромного макияжа. Красную помаду сменяет бежевая, перламутровая и розовая, а потом и вовсе оттесняет на задний план яркий макияж глаз. В это же время появляются первые наборы теней — до этого каждый цвет приходилось покупать отдельно.

  • 1950
  • 1954
  • 1960
  • 1984
  • 1998
  • 2000
  • 2008
  • 2016
  • 1950
  • 1954
  • 1960
  • 1984
  • 1998
  • 2000
  • 2008
  • 2016
  • Красная помада внезапно попадает в опалу: ее объявили атрибутом женщин легкого поведения. Компания под названием Gala отреагировала на это всеми оттенками розового. Особой популярностью пользовались светлые перламутровые оттенки, которые сейчас мы ассоциируем с 1960-ми и движением модов.

  • Только сейчас человечество додумалось до консилера: концентрированного тонального средства, которое маскирует недостатки кожи точечно. От рекламы новинок теперь не скрыться даже в кинотеатре — найдут и расскажут все с экрана.

  • Появляется цветная тушь: зеленая и фиолетовая.

  • С модой на загар появляются средства для его имитации. Например, бронзер — компактная пудра цвета молочного шоколада, которую наносят на скулы, переносицу и лоб вместо солнечных ванн.

  • Марка Clinique открыла первый в мире интернет-магазин косметики. Спасибо им за это.

  • Появляются первые гибриды макияжа и уходовой косметики — увлажняющие праймеры, тональные кремы с солнцезащитой и другие многостаночники.

  • В Южной Корее придумали кушон — сложную систему губок, которая помогает нанести тональное средство на лицо, не притрагиваясь к нему. Заодно сюда добавили защиту от солнца и зеркальце, чтобы вы носили крем с собой буквально везде.

  • Впервые лицом декоративной косметики стал мужчина — CoverGirl наняли бьюти-блогера Джеймса Чарлза демонстрировать новую тушь. С тех пор амбассадорами-мужчинами успели обзавестись Maybelline, Rimmel и MAC.