перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Big Data Лев Манович о том, как изучать мировую культуру через Instagrаm

На прошлой неделе во дворе «Стрелки» состоялась лекция профессора Льва Мановича, урбаниста, специалиста по Big Data и одного из 50 людей, определяющих будущее, по версии The Verge. «Афиша» публикует 8 самых интересных выдержек из его лекции.

Технологии
Лев Манович о том, как изучать мировую культуру через Instagrаm Фотография: Михаил Голденков / Институт «Стрелка»

О важности кодинга

Как я начал программировать в возрасте 15 лет в московской школе, так я и продолжаю. То есть для меня написание программного кода — это такая же часть интеллектуальной деятельности, как написание статей, хождение на выставки, путешествия. Когда ко мне приходят молодые аспиранты и говорят: я хочу с тобой работать, — я выясняю: «Ты умеешь мыслить?» — «Да». — «Ты умеешь читать?» — «Да». — «Ты умеешь писать?» — «Да». — «Ты умеешь программировать?» — «Да». — «Тогда все в порядке». Это странная новая модель интеллектуала-программиста. Написание программных инструментов нужно для того, чтобы посмотреть, сравнить, увидеть, что там. Я хочу посмотреть на все изображения в Instagram в Москве. Недостаточно быть искусствоведом и культуроведом, а мне нужно быть еще и программистом.

О проблеме Big Data

Ваш компьютер — этот маленький дурацкий лэптоп — может иметь в себе базу данных, где поместятся десятки миллионов жителей Москвы, и по каждому человеку в ней будет 100, 200, 300 параметров. С одной стороны, возникает желание понять, осмыслить и визуализировать общество, найти какие-то формулы, предсказать, когда будут пробки, где поставить новую станцию метро. С другой стороны — желание создать индивидуальные портреты, исследовать искусство, литературу, живопись, составить представление о мире через детали. Это интересная проблематика для исследования Big Data.

О понимании самой сути искусства

DeviantArt, которая стала самой большой социальной сетью для художников-непрофессионалов, в 2000 году дала нам некую выборку — 1 млн художественных работ, произведений искусства от 23 тыс. человек, и мы стали ее изучать. Почему мы стали этим заниматься? Нас поразило, как эти люди разделили свои произведения. Когда мы посчитали и визуализировали, выяснилось, что у них 1700 категорий, к которым они описывают свои произведения. Мы стали исследовать эту систему категорий, чтобы понять, что такое искусство. Можно сидеть в кресле, думать, смотреть в потолок, а можно просто взять и изучить миллион произведений. Но про этот проект вы еще ничего не слышали, потому что он оказался жутко сложным: чтобы изучить 1 млн произведений, я думаю, потребуется еще пять лет, но не больше, я обещаю. 

Об отличии цифрового искусства от традиционного

Мы взяли 90 тыс. изображений из двух категорий: цифровое искусство и традиционное искусство, сделали простую визуализацию, отсортировав все картины по совершенно примитивным категориям: от самой светлой до самой темной, а также по насыщенности цветов. Выяснилось, что в цифровом искусстве присутствует больше светлых и ярких цветов. Естественно, делая что-то в Photoshop, вы можете в любой момент изменить цвет, можете применить какой-то фильтр. Казалось бы, такая тривиальная вещь, но она мне не приходила никогда в голову. Поскольку люди действительно рисуют на белой бумаге, оказалось, что гораздо больший процент этих произведений — просто черно-белые рисунки, тогда как в цифровом искусстве они встречаются намного реже.

О фундаментальном вопросе Instagram

Можно ли сказать, что такое Instagram? Это медиум или месседж? Действительно, можно использовать его как некое окно в социальную реальность. Мы смотрим на изображения, которые люди выкладывают в Instagram, и нам кажется, что это правда. Но, с другой стороны, селфи-феномена не было бы без камер, мобильных телефонов и Instagram. Таким образом, Instagram сам создает месседж и собственный мир. Получается, что мы воспринимаем его как прозрачное окно в реальность, но на самом деле это затемненное окно показывает само себя.

Об удивительной схожести в привычках пользователей

В 2013 году мы реализовали проект Phototrails. Мы скачали где-то 2 млн 300 тыс. Instagram-изображений из 13 городов, включая Бангкок, Лондон, Тель-Авив, Сан-Франциско, Токио, Нью-Йорк, и просто стали сравнивать их очень простыми визуальными способами. Мы увидели что-то очень интересное. Люди используют фильтры абсолютно одинаково в разных городах. Но сразу возникает вопрос: наверное, эти фильтры распределены в определенной последовательности, и это просто отражает то, что люди ленятся кликать на следующую страницу? Пока мы собирали данные, Instagram поменял свой интерфейс, поэтому трудно на это ответить. Но впечатление такое, что это действительно отражает некие предпочтения людей по всему миру, а не просто дизайн приложения. Это наталкивает на мысль, что мы видим какую-то глобальную визуальную культуру, как раньше был модернизм, а теперь мы видим digital-глобализм.

О самых неулыбчивых людях в Instagram

Мы скачали базу из 3200 селфи из Instagram, сделанных в пяти городах: Москве, Берлине, Бангкоке, Нью-Йорке и Сан-Паулу (в Москве, кстати, все девушки — прямо как из Cosmopolitan, так же играют на камеру). Мы использовали программу Rekognition, которая определила примерный возраст и пол, а также другие параметры — эмоции: улыбается человек или нет, есть у него очки или нет. И, что интересно, каждый параметр — это не просто «да/нет» (мы же гораздо сложнее, мы же страна Толстого и Достоевского), а он определяется баллами от 1 до 100. И мы составили графики: оказывается, Москва и Сан-Паулу — это совсем не Бангкок. Во-первых, мужики стесняются, их нет в Instagram, а во-вторых, никто не улыбается. Даже девушки не улыбаются! Вот такой вывод.

О Бродвее как одной большой корреляции 

Мы решили еще больше усилить наш микроскоп и отбирать фотографии не по типу, как с селфи, а по месту. И мы выбрали одну из трех самых длинных улиц в Нью-Йорке, то есть Бродвей. Когда отфильтровали все данные, оказалось 22 млн единиц данных. Мы разделили Бродвей на квадраты 30 на 100 метров (их получилось 713) и стали делать разные эскизы, чтобы понять, как представить все данные. Бродвей идет от самого низа Уолл-стрит до какой-то 200-й улицы, то есть это больше чем 200 кварталов. И у нас получилось множество корреляций по доходам людей, активности пользования такси, Instagram, данным по количеству чекинов в Foursquare и так далее. То есть можно сказать, что Бродвей — это одна большая корреляция. От Уолл-стрит до Columbia University — больше туристов, больше активности в социальных сетях, люди чаще пользуются такси, больше компании и выше доходы. А вторая его часть, я назвал это Broadway 2, — совершенно другая вселенная, где люди победнее, меньше белых, а больше афроамериканцев, выходцев из Латинской Америки и так далее.

Котик «Афиши Daily» присылает ровно одну хорошую новость в день. Его всегда можно прогнать и отписаться.
Ошибка в тексте
Отправить