перейти на мобильную версию сайта
да
нет

09.05.1945 Наука военных маршей

9 мая по всей России пройдут торжественные парады по случаю 70-й годовщины со дня окончания Великой Отечественной войны. «Афиша» изучила марши с научной точки зрения.

Музыка
Наука военных маршей

Введение

Невозможно представить военный парад без музыки — как нельзя представить в тишине свадьбу, похороны и любое другое эмоционально насыщенное мероприятие. 

Использование музыки в военных целях восходит еще к библейским временам. Иисус Навин выиграл битву за Иерихон благодаря трубам. Строй древних греков всегда возглавляли флейтисты, играющие песни о патриотизме и восхваляющие богов и героев былых времен. Спартанцы также шли на войну под звуки флейты и использовали другие духовые инструменты, горны, чтобы отдавать военные команды. Первыми, кто по-настоящему оценил эффективность использования музыки в сражении, были римляне — их полководцы заметили, что солдаты при звуках барабанов и духовых начинали воодушевленнее двигаться вперед, лучше держали строй и темп шага. Отдельная роль в армии отводилась горнам и сигнальным трубам, которые использовались в течение сотен лет, чтобы отдавать войскам приказания. Постепенно музыка эволюционировала и усложнялась, но никто не торопился фиксировать ее письменно примерно до конца XVI века. Обычно в основе композиции лежал барабанный бой, под который остальные музыканты просто импровизировали. С развитием и популяризацией духовых инструментов марши зажили своей жизнью и стали звучать не только на плацу— их стали писать такие композиторы, как Моцарт, Бетховен, Малер, часто включая в свои оперы и симфонии.

Темп 

«Прощание славянки», русский марш, написанный в 1912 году и ставший одной из самых узнаваемых музыкальных эмблем России, традиционно исполняется в темпе 120–122 ударов в минуту

Классический марш с темпом в 120 ударов (или шагов) в минуту был установлен Наполеоном Бонапартом. До этого традиционные марши были медленнее, но Наполеон планировал занять обширные территории за предельно короткий срок и из-за этого хотел, чтобы солдаты двигались быстрее. Позже этот темп устоялся в маршах большинства стран. Однако, оказывается, у популярности темпа 120 ударов есть еще одно объяснение. 

Вообще-то, человек различает спектр темпов между 40 и 300 ударами в минуту (медленнее 40 мы не можем уловить повторяющийся паттерн, быстрее 300 петли сливаются в кашу). Однако популярная музыка в основном имеет относительно узкий диапазон темпов. В 2011 году студенты Федерального университета Минас-Жерайса в Бразилии собрали данные о треках из чартов Billboard с 1940-х годов до текущего десятилетия, и установили, что средний темп самых популярных песен колеблется между 117 до 122 ударами в минуту.

Дирк Мулантс, музыковед и ассистент кафедры музыковедения в Университете Гента, утверждает, что темп в 120 ударов в минуту является частью нашей биологии. Результаты нескольких экспериментов, в ходе которых участников просили щелкать пальцами, хлопать в ладоши или просто ходить в своем темпе, показали, что человек естественным образом сам приходит к этому темпу с 500-миллисекундной задержкой между отдельными импульсами (то есть к тем же 120 ударам в минуту).

Исследователи также проследили за 10-часовым рабочим днем лаборатории, обвесив ее сотрудников датчиками движения. В итоге была обнаружена та же устойчивая частота 2 Гц, которая соответствует 120 ударам в минуту, — независимо от пола участника эксперимента, его возраста, веса или индекса массы тела. Темп объединяет всех и представляет собой некую форму общей резонансной частоты человеческого движения. Романтичная, но пока неподтвержденная на сегодня гипотеза говорит о том, что в основе нашего внутреннего ритма лежит частота сердечных сокращений: для здорового человека она составляет примерно 60–80 ударов в минуту. Возможно, мы инстинктивно действуем ровно в 2 раза быстрее.

Прилив сил

Сцена из фильма «Апокалипсис сегодня» отображает один из ярких примеров использования музыки в ходе боевых действий. Мелодия «Полета валькирий» Рихарда Вагнера, звучащая из установленных на вертолете громкоговорителей, пугает жителей вьетнамской деревушки и приободряет американских солдат. Также известно, что в Третьем рейхе это музыкальное произведение воспроизводилось по радио во время сообщений о немецких авиаударах.

Влияние музыки на человека озадачивает биологов уже давно. Эта особенность загадочным образом закрепилась у нас в ходе эволюции, хотя никак не могла помочь выживать. Но еще Дарвин утверждал, что человечество научилось создавать музыку и наслаждаться ею гораздо раньше, чем обрело способность говорить.

Известно, что музыка провоцирует высвобождение гормона радости —нейромедиатора дофамина, участвующего в системе поощрения нервной системы. Этот же гормон удовольствия вырабатывается, например, при потреблении вкусной еды или во время занятий сексом. Самый сильный всплеск обычно происходит именно тогда, когда в музыке наступает внезапное изменение, например, меняется ритм, резко меняются гармонии или происходит затишье. Максимальный пик выработки дофамина приходится на несколько секунд до кульминационного момента песни. И чем дольше оркестр дразнит нас ожиданием устойчивого аккорда, тем сильнее происходит выброс гормона.

Часто, когда вы идете по улице и слушаете любимую музыку в наушниках, ваши ноги невольно начинают попадать в бит. При этом вы вполне можете почувствовать прилив сил, и для этого тоже есть определенные биологические причины. Оказывается, такое ощущение вполне естественно, и у каждого человека существует желание двигаться в ритм (отсюда всеобщая любовь к танцам). Историки считают, что и сама музыка была создана благодаря ритмическим движениям, а первые треки представляли собой простой синхронный топот людей где-нибудь в пещере у костра. 

Дело в том, что существует определенная связь между слуховой зоной мозговой коры, которая обрабатывает звук, и областью мозга, которая участвует в планировании и производстве движений. Желание двигаться под музыку связывается с возможностью подражать слышимым звукам. Из этого можно сделать вывод, что, когда мы слушаем музыку, мы подсознательно пытаемся ее сымитировать, например, притопнуть в такт сильной доле или изобразить соло на гитаре в воздухе. Отсюда же возникает желание подпеть любимой песне.

Синхронизация

Видео с показательного выступления по синхронному маршу и ходьбе в японском университете физического воспитания

Но, пожалуй, самая важная роль в военном марше — это синхронные движения солдат. Не так давно ученые пришли к выводу, что именно они позволяют группе людей чувствовать себя более сильными и устрашающими. Об этом говорят результаты исследования, опубликованные в журнале британского Королевского общества Biology Letters.

Антропологи поясняют в статье, что человеку на своем долгом пути развития часто приходилось принимать важное решение при встрече с противником — давать бой или бежать от него прочь. Сражение — дело хорошее, когда имеются неплохие шансы на победу. А когда шансов мало, наиболее успешный вариант спасти ситуацию — просто удрать. Более примитивные существа, например, ящерицы, решали ситуацию очень просто, оценивая размер своего противника. Другие животные оценивают длинный ряд факторов, чтобы сформировать цельный образ угрозы, исходящей от противника. Как раз одним из важных факторов является синхронность движений группы существ. Оказывается, некоторые обезьяны целыми стаями одновременно прыгают вверх-вниз, чтобы запугать своих оппонентов. Синхронность движений нескольких существ сигнализирует о том, что они достаточно мотивированы, чтобы действовать согласованно. Тем самым они как бы подбадривают друг друга, сообщая: мы единая грозная боевая сила.

Чтобы исследовать роль синхронизации при восприятии угрозы, ученые провели опыт, уговорив 96 студентов бакалавриата ходить в паре по беговой дорожке: при этом одни шагали синхронно, другие — каждый в своем темпе. Подопытным задавались отвлекающие вопросы (на оценку возраста женщин по фото или угадывание количества конфет в банке) и как бы между делом показывались изображения разозленного мужчины. Исследователи просили оценить, насколько он казался крупным и сильным. В итоге мускулатура, рост и общая оценка опасности, исходящей от человека на фото, воспринималась по-разному. Участники, маршировавшие синхронно, воспринимали его менее крупным и опасным, чем те, кто двигался свободно. Ученые пришли к выводу, что синхронность является своего рода способом передачи друг другу сигнала о готовности выиграть бой.

Все эти объяснения подводят нас к пониманию того, почему в эпоху, когда исход любой войны можно решить нажатием одной кнопки, мы до сих пор можем наблюдать парадные марши по случаю Дня Победы, Дня взятия Бастилии, Дня республики и прочих дней. Военные парады, история которых началась еще в древности, служат не только демонстрацией военной мощи, но и имеют серьезную психофизиологическую подоплеку.  

Ошибка в тексте
Отправить