перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Самые недооцененные сериалы года

Максим Сухагузов собрал десять хороших сериалов, которые вы почти наверняка пропустили в 2013 году — и нет лучшего времени наверстать упущенное, чем новогодние каникулы.

Кино
Самые недооцененные сериалы года Фотография: Warp Films

«Саутклифф»/«Southcliffe»

Фотография: Warp Films

Четырехчасовая драма «Саутклифф», которую снял для британского ТВ неофит сандэнсовского инди-кино, режиссер «Марты, Марси Мэй, Марлен», продюсер «Саймона-убийцы» — Шон Даркин. Для Даркина это дебют на ТВ, однако он, не оглядываясь на сериальные нормативы, снял привычное для себя неторопливое и грустное кино. Это зыбкое четырехчасовое зрелище, которое по степени своей артхаусности перещеголяет все сериальные опыты Ларса фон Триера, Дэвида Финчера, Джейн Кэмпион и Стивена Содерберга. Действие мини-сериала разворачивается в вымышленном приморском городке Саутклифф, где на фоне тихой провинциальной жизни и живописно плохой погоды один из местных жителей вдруг хватается за автомат и расстреливает сограждан. Как и в «Марте…», Даркин устраивает взбучку зрительским ощущениям, задает психологически неудобные вопросы, зловещим тоном рассказывая о природе человеческого зла. Чем-то это напоминает нордический стиль сериала «Убийство» — сюжет концентрируется не на убийствах, а на их последствиях, чувствах людей, потерявших близких. Все четыре серии сюжет скачет во времени то вперед, то назад (до и после массового убийства), все пристальней всматриваясь в глаза обитателей Саутклиффа. Блистательный Шон Харрис, который в «Прометее» мутировал в Чужого, здесь играет ветерана с грустными глазами, который в определенный момент вдруг тоже превращается в монстра. Рори Киннир, который в «Черном зеркале» совокуплялся со свиньей, предстает в образе журналиста, который ради репортажа о трагедии в Саутклиффе вынужден вернуться в родной и ненавистный для себя город. Анатол Юсеф, которому все никак не дают разыграться в «Подпольной империи», тут выдает высший класс в роли вдовца. Для поклонников «Игры престолов» в сериале есть Джозеф Демпси, а для фанатов «Молокососов» — красотка Кая Скоделарио.

«Тримей»/«Treme»

Фотография: HBO

Затерянное сокровище канала HBO, сериал, придуманный создателями «Убойного отдела» и «Прослушки», идет в эфире еще с 2010 года, но у нас его почему-то смотрят полтора землекопа (да, и на родине тоже). Скорее всего, из-за того, что у «Тримея» весьма специфическая тематика: сериал рассказывает о жителях Нового Орлеана, колыбели джазовой музыки с ее парадами, ураганами, диксилендом, карнавалом Марди-Гра и всеобщим помешательством на музыке. Вообще-то, штат Луизиана самое киногеничное место на свете — куда ни ткни камерой, получится «Беспечный ездок», «Петля времени», «Газетчик» или какие-нибудь «12 лет рабства». Именно эту неуловимую аутентичную харизму джазового города попытались запечатлеть на пленку маститые авторы «Прослушки». Здесь практически нет сюжета — люди и город сами себе сюжет. Конечно, у сериала есть ненавязчивый детективный скелет, но в основном это такой волшебный переливающийся бульон из микроисторий, прекрасных диалогов ни о чем, музыкальных интермедий и миллиона всяких мелочей. Кроме того, действие «Тримея» начинается в 2005 году, вскоре после урагана «Катрина», поэтому у сериала четкий постапокалиптический привкус: жители района Тримей пережили ужасную катастрофу и очутились в коммунальном аду — полуразрушенные дома, мародеры на улице, бюрократические махинации, полицейский беспредел. На фоне этого гнилья сверкают начищенными тромбонами неунывающие гении джаза, которые скитаются по местным клубам, похоронам и парадам. Помножьте все это на выразительные актерские работы (чернокожие звезды «Прослушки» Кларк Питерс и Уэнделл Пирс, плюс Мелисса Лео и одна из лучших ролей Джона Гудмана) и получите сериал, который должен был стать великим, если бы его только смотрело побольше зрителей. В остальном просто песня, а не сериал. Заключительная серия выходит уже под Новый год.

«Городок»/«Town»

Фотография: ITV

Трехсерийный фильм с Эндрю Скоттом (Мориарти из «Шерлока») в главной роли — про лондонского денди, который приезжает в родной провинциальный город на похороны своих родителей, совершивших совместное самоубийство. Городок вполне уютный, лужайки аккуратно подстрижены, бывшая девушка все также мила, только вот мэр довольно мерзкий, гопники вокруг, да и полиция что-то скрывает. После похорон главный герой начинает подозревать, что в таинственной гибели его родителей кто-то замешан, и начинает самостоятельное расследование. Избитый сюжет — человек приехал из большого города в родную провинцию и многое понял, конечно, остается избитым и этим напоминает мини-сериал «Прикуп» с Томом Харди, где любовницу главного героя тоже играла Шарлотта Райли. Тем не менее, «Городок» стоит посмотреть как минимум ради того, чтобы: а) окончательно убедиться, что Эндрю Скотт прекрасный актер; б) увидеть, как Мориарти вдруг превращается провинциального Шерлока.

«Беги»/«Run»

Фотография: Acme Films

Еще один британский мини-сериал, который украдет четыре часа вашей жизни. Печальный четырехсерийный альманах про социальное дно лондонского Брикстона с его люмпенами и гастарбайтерами. Мир, полный слез, где счастье почти невозможно, трагедия следует за трагедией, а одна драма затягивает в водоворот других драматических событий. На английском ТВ это называется Original British Drama — а у нас, замахнись на подобный сериал Сигарев или Мизгирев, это непременно заклеймили бы «чернухой». Первая серия рассказывает про помятую судьбой мать-одиночку (Оливия Колман из «Убийства на пляже») с двумя лоботрясами-гопниками на шее, которая торгует ворованными телефонами, а также много и печально курит. Вторая — про робкую китайскую нелегалку (Кэти Льюнг из «Гарри Поттера») в рабстве у жестокого земляка, которая продает паленые DVD и доставляет хлопоты окружающим. Третья — про чернокожего бродягу-наркомана в завязке (Ленни Джеймс из «Ходячих мертвецов»), который мечтает увидеться с дочерью и ради этого встает на скользкий путь исправления. Финал — про польскую иммигрантку-уборщицу Катю (Катарина Шюттлер из «Карлоса»), которая после гибели жениха узнает, что у того был роман со стриптизершей. Естественно, все четыре истории попутно пересекаются, следуя заветам режиссера Иньярриту или фильма «Столкновение». В целом — ода безысходности и невыносимой легкости бытия, идеальный мини-сериал для любителей красивых слезовыжималок.

«Альфа-дом»/«Alpha House»

Фотография: Amazon Studios

Новая попытка онлайн-сервиса Amazon шагнуть в сериальную индустрию, гораздо более удачная, чем недавний провальный сериал-рeмейк «Добро пожаловать в Zомбилэнд», но почему-то почти никем у нас не замеченная. «Альфа-дом» — эдакий комедийный вариант «Карточного домика», столь же едко рассказывающий об обитателях Белого дома, но только с улыбкой. Главные герои — четверка придурковатых сенаторов-республиканцев, которые для удобства вместе снимают дом в Вашингтоне недалеко от работы. Джон Гудман играет ленивого разгильдяя, который рассчитывает переизбраться за счет инсульта соперника, но не тут-то было. Его соседи не менее комичны: лысый хлюпик с гейскими замашками, который боится проиграть выборы более брутальному кандидату; загорелый мачо, который привел в дом свою сексуальную любовницу; третий — просто самоуверенный политикан, который знает толк в пиаре. По ходу дела высмеиваются основные моменты последнего избирательного цикла с реальными цитатами из речей политиков. Даже «общежитие для сенаторов» не выдумка сценаристов, а реально существовавший в середине нулевых прецедент. Сериал не то чтобы дико смешной, но примечательный как минимум — сценарий написал лауреат Пулицеровской премии, автор «Таннера 88» Гарри Трюдо. А пилотную серию стоит посмотреть хотя бы ради камео матерящегося Билла Мюррея.

«Не те парни»/«The Wrong Mans»

Фотография: BBC

Настоящая находка для ценителей британского юмора и жанра «два дебила — это сила» в духе Саймона Пегга и Ника Фроста. Шесть серий по полчаса про двух клерков-недотеп, которые неожиданно для себя впутываются в криминальные разборки федерального масштаба. Первый (Мэтью Бейнтон из «Пип-шоу») с вечно удивленным лицом и разбитым сердцем по пути на работу находит чужой телефон и кучу проблем вместе с ним, второй (Джеймс Корден из «Убийц вампирш-лесбиянок») — толстяк-фантазер, которого тянет на приключения. Дальше эти два хоббита попадают в целую вереницу передряг, где находится место погоням, кровавым разборкам, китайской мафии, русскому гангстеру и шпионскому заговору. Все это перемежается неожиданно смешными шутками разной степени идиотизма, а также уморительными отсылками к братьям Коэн или «Парку Юрского периода».

«Праздник мая»/«Mayday»

Фотография: Cineflix Productions

Один из самых удачных английских мини-детективов этого года, в котором режиссер «Черного зеркала» Брайан Уэлш заигрывает с каноническими символами «Твин Пикса»: убитая девушка, маленький городок, лесная мистика, насилие в семье, все под подозрением. С одной стороны, понятно, что все это уже где-то было (особенно близняшки — мертвая блондинка и чудная брюнетка), с другой — образцовая «бибисишная» драма с красивой операторской работой и отлично закрученной интригой со скелетами в шкафах и развязкой, вводящей в ступор. В порядке деконструкции жанра вместо детективов и полицейских собственные расследования ведут сами жители города, которые перво-наперво подозревают своих близких и родственников, что создает особую удушливо-мистическую атмосферу. Эйдан Гиллен (Мизинец из «Игры престолов») играет папашу-раздолбая, при этом в роли его сына — паренек, который точно такую же роль играл в вышеупомянутом «Городке», будто и из образа не выходил. В роли местной Лоры Палмер и ее сестры-близняшки — юная британаская звезда Лейла Миммак, игравшая в недавнем пеплум-сериале «Библия» Деву Марию.

«Сухим из воды»/«The Escape Artist»

Фотография: BBC

Уже второй в нашем списке мини-сериал выходца из «Черного зеркала» Брайана Уэлша. В главной роли Дэвид Теннант (десятый «Доктор Кто»), которого в этом году можно было увидеть аж в четырех сериалах, но «The Escape Artist» из них самый занятный. Это разыгранная как по нотам трехсерийная судебная драма, которая поначалу разворачивается неторопливо, но к концу первой серии по-настоящему хватает за горло и не отпускает до самого финала. Теннант играет первоклассного адвоката без единого проигрыша в суде, который берется за дело подсудимого маньяка с гадкой улыбкой и любовью к птичкам (Тоби Кеббелл), а затем подсудимый берется за него самого. Конечно, жанр судебной драмы настолько закостенелый, что в нем сложно придумать что-то новое, но Уэлшу удалось раскидать все обязательные сюжетные повороты так, что это работает почти безотказно. Если ищете что-то стоящее на три часа, то вам сюда.

«Танцы на краю»/«Dancing оn the Edge»

Фотография: BBC

Очередноое сокровище британского телевидения, которое вроде бы находится на виду, но все почему-то жадничают и о нем не рассказывают. Мини-сериал английского режиссера и драматурга с русскими корнями Стивена Полякова, который уже получил несколько номинаций на «Золотой глобус-2013». Чиветель Эджофор, которому в этом году не отвертеться от номинации на «Оскар» за «12 лет рабства», играет лидера лондонского джаз-бенда 1930-х, которого берется продюсировать музыкальный критик известного журнала (Мэттью Гуд). Публика того времени еще относилась к джазу пренебрежительно, поэтому вывести джаз-бенд из подвалов на главные сцены страны было весьма непросто. Параллельно истории становления британского джаза Поляков заплетает детективную интригу с убийствами. На выходе — визуально эффектная костюмная драма, один из лучших мини-сериалов этого года.

«Грешники»/«Vicious»

Фотография: Kudos

Бритком про пару ворчливых геев-пенсионеров, написанный открытым геем Гэри Джанетти («Гриффины») для двух самых титулованных открытых геев британского кино — Иэна МакКеллена и Дерека Джейкоби. Гендальф без бороды играет престарелого актера-неудачника, который гордится своей почти единственной ролью злодея в эпизоде «Доктора Кто». Его гражданский супруг, с которым они прожили почти полвека, все еще стесняется признаться матери в своей ориентации. На протяжении шести серий седовласые геи не дают друг другу (и зрителям) заскучать — на перепалки и ужимки двух актеров-титанов можно смотреть бесконечно. Компанию дополняют похотливая тетка (мадам Максим из «Гарри Поттера»), глухая старушка и молодой парень-натурал, который почему-то прикипел к старикам-геям.

Котик «Афиши Daily» присылает ровно одну хорошую новость в день. Его всегда можно прогнать и отписаться.
Ошибка в тексте
Отправить