перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Фильм на выходные «Поединок в Диггстауне» Майкла Ричи

Каждую пятницу Станислав Зельвенский, опираясь на собственную интуицию, выбирает хороший старый фильм, способный украсить выходные и помочь дожить до понедельника.

Кино
«Поединок в Диггстауне» Майкла Ричи

Аферист по фамилии Кейн (Джеймс Вудс) выходит из тюрьмы в штате Джорджия — где в принципе неплохо проводил время — и немедленно начинает готовить новое дело. Вместе с артистичным напарником (Оливер Платт) он направляется в соседний городок Диггстаун. Половина его населения, кажется, занимается боксом, а вторая половина — ставит на это деньги. И всем вместе владеет бывший антрепренер Джон Гийон (Брюс Дерн), худощавый седой мужчина с прозрачными глазами и злодейскими усиками.

Используя инсайдерскую информацию, полученную от сокамерника, помощь его хорошенькой сестры (Хизер Грэм) и полмиллиона, одолженные у бандитов, Кейн заключает с Гийоном пари: он привезет в Диггстаун никому не известного 48-летнего боксера Палмера (Луис Госсетт-мл.), и тот за один день нокаутирует десять любых местных бойцов.

Майкла Ричи, как и Палмера, мало кто помнит по имени — он не был «автором», да и с точки зрения коммерции его карьера видела больше провалов, чем побед, — но это был настоящий американский режиссер. В таком же смысле, как, например, Роберт Олтман. Все его фильмы выросли на крови и почве Соединенных Штатов, пропитались их духом, легкомысленным и победительным — не зря в его фильмографии так много спортивных комедий. Ричи блистательно выступал в 70-е: «Первый кусок», дичайший животноводческий боевик с Ли Марвином, «Кандидат», где идеалист Редфорд баллотировался в сенат, «Улыбка» про калифорнийский конкурс красоты, «Несносные медведи» — локальный хит на все времена, где алкоголик Маттау тренировал бейсбольную команду лузеров. Но 80-е начались чудовищным «Островом» с Майклом Кейном и продолжились чередой в разной степени неудачных комедий (за исключением, может быть, популярного «Флетча»). А в 90-е все стало совсем плохо — где-то там скромненько притулился и «Диггстаун» («Diggstown», 1992).

Это фильм, созданный, чтобы его любили миллионы, «и по какому-то недоразумению увиденный вместо этого тысячами. Интрига множества хитов — хороший жулик обжуливает плохого — наложена на не менее традиционный и выигрышный сюжет о темной лошадке, которая прибегает к финишу первой. Условно говоря, «Афера» встречается с «Рокки». И неожиданно оказывается, что за Рокки вполне — если не с большим удовольствием — можно болеть, когда он врет, изворачивается, дает соперникам взятки и бьет ниже пояса даже в самом прямом смысле.

И Вудс, и Брюс Дерн, что называется, купаются в своих ролях. Вудс, одновременно вальяжный и энергичный, со своим всегдашним едва заметным налетом безумия, но не страшного, как обычно, а скорее по-детски заразительного. Дерн, играющий скользкого злодея с таким удовольствием, с каким можно играть только скользких злодеев, — чего стоит одна его мотивационная речь в раздевалке («Господь всемогущий, дай нам силы и мужества разорвать этого человека на маленькие кусочки»). Забавно, что наименее вроде бы именитый в компании больших артистов — звезда недорогих фильмов Госсетт-мл. — единственный из них, кто не только номинировался на «Оскар», но и получил его (за брутального сержанта в «Офицере и джентльмене»). У него тут, кажется, самая простая и физическая работа, но Рокки-то именно он — и именно его способность мгновенно вызывать симпатию позволяет фильму достичь своих целей.  

«Диггстаун» мог бы заменить тысячу шарлатанских пособий из серии «Как написать идеальный сценарий», потому что предельно обнажает механику взаимодействия фильма и зрителя — куда нагляднее, чем более амбициозные, возможно, в художественном плане работы. Да, это бесстыдное сочетание штампов, причем из разных жанров — комедии, спортивного фильма, даже гангстерской драмы, — но все они (хорошо, почти все) отполированы до блеска, подогнаны друг к другу и выполняют каждый свою маленькую функцию. И как ни обидно, может быть, мыслящему человеку это признавать, именно такой фильм вызывает в финале непреодолимое желание захлопать в ладоши, чокнуться с экраном, а то и сплясать камаринского.

Ошибка в тексте
Отправить