перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Фильм на выходные «Победитель дракона» Мэттью Роббинса

Станислав Зельвенский продолжает находить хорошие старые фильмы, которые помогут вам дожить до понедельника. Сегодняшняя картина — позабытое недетское фэнтези про чародеев и дракона, которое уважают Джордж Р.Р.Мартин и Гильермо дель Торо.

Кино
«Победитель дракона» Мэттью Роббинса

Раннее Cредневековье — так называемые «Темные века» — где-то на Британских островах, оставленных римлянами. К пожилому чародею Ульриху (Ральф Ричардсон) — последнему, судя по всему, из действующих волшебников — приходит делегация из далекого маленького королевства во главе с бойким юношей (Кейтлин Кларк), в котором трудно не узнать бойкую девушку. В королевстве завелся дракон по имени Вермитракс Уничижительный, который еще не спалил все дотла только потому, что ему раз в полгода дарят девственницу, избранную путем лотереи. Но это, в принципе, тоже никуда не годится.

Фотография: Paramount Pictures

Ульрих согласится разобраться с драконом, но не сможет отправиться в путь по техническим причинам. И на бой соберется его лучший (впрочем, и единственный) ученик Гален (Питер МакНикол). Самоуверенность юноши между тем довольно быстро приведет к серии печальных конфузов.

На «Победителе дракона» («Dragonslayer», 1981) стоит логотип студии «Дисней», но не стоит обманываться: для так называемого семейного просмотра он годится разве что в гостиной Аддамсов. Это исключительно мрачное фэнтези с парой сцен (в одной есть мимолетная нагота, а в другой — подробно обглоданная нога), каких в диснеевском кино не найти, пожалуй, ни до ни после. «Дисней» в те годы лихорадочно искал подход ко взрослой аудитории: сделал страшненького «Лесного наблюдателя» с Бетт Дэвис, совместно с «Парамаунт» выпустил олтмановского «Попая» и, собственно, этот фильм — но быстро разочаровался и просто создал под сентиментальных взрослых отдельный бренд (Touchstone Pictures), который уже не стеснялся ни обнаженных русалок, ни Робина Уилльямса.

Фотография: Paramount Pictures

Мэттью Роббинс был приятелем Спилберга (для которого он написал «Шугарлендский экспресс») и Джорджа Лукаса и скорее сценаристом, чем режиссером: он снимет еще «Легенду о Билли Джин», по-своему занятную историю о боевитых тинейджерах, и «Батарейки в комплект не входят», слегка приторную фантастику об упрямых старичках, а потом бросит режиссуру и найдет себе нового перспективного друга — Гильермо дель Торо, с которым и пишет периодически сценарии по сей день.

Дружба с Лукасом вылилась в то, что главный козырь «Победителя», дракона Вермитракса, создавали те же руки, что «Звездные войны»: в Industrial Light & Magic разработали специальную технологию, чтобы его движения выглядели натуральнее, и на тот момент, судя по отзывам современников, Вермитракс производил грандиозное впечатление. Другое дело, что в области спецэффектов год в 1980-х шел за десять: «Бесконечная история» уже, кажется, смотрелась получше, а после внедрения CGI все это рукоделие стало и вовсе смехотворным. И тем не менее дракона трудно не оценить — он красив, довольно естественно передвигается, и у него даже есть что-то вроде характера.

Фотография: Paramount Pictures

Со всем перечисленным чуть сложнее у двух главных героев — и МакНикол, и Кларк были дебютантами, при этом обоим было под 30 (хотя герои вроде бы юны), они выглядят слегка деревянными, особенно МакНикол с его упрямо выпяченным подбородком, рядом с великим Ральфом Ричардсоном. Зато на уровне идей сценарий «Победителя» — опять же в соответствии с эпохой — значительно умнее и смелее, чем вроде бы полагается в подобном кино. С одной стороны, это вольный пересказ «Ученика чародея» Гете — с залитым кровью королевством вместо залитого водой пола и неожиданной для сказки моралью: не нужно брать на себя слишком много. С другой — легенда о Георгии Победоносце, который убил змея и обратил спасенных в христианство, но опять же в крайне ироническом толковании. Королевство, описанное в фильме, застыло на границе язычества и организованной религии. Магия относится к первому и бесповоротно уходит на наших глазах: последний дракон и последний волшебник формально противники, но, по сути дела, части одного целого, один невозможен без другого. Когда они исчезнут, люди останутся наедине с жуликоватыми христианскими проповедниками на земле, лишенной чудес.

Фотография: Paramount Pictures

Мир, нарисованный Роббинсом, по-своему живописен, но глубоко пессимистичен, в том числе и на визуальном уровне. Нагромождения черных камней, пожухлая растительность, холодные небеса, темные помещения, освещенные факелами, — что уж говорить о драконьем подземелье. Жители королевства — в том числе и сам король — не злодеи (злодеев тут, в общем-то, нет), но и не герои: они коррумпированы, испорчены — прежде всего собственным страхом. Королю, кажется, даже удобен этот дракон: внешняя угроза, поддерживающая его власть в обмен на пару девственниц, — лишь бы дело не касалось его собственной дочери.

«Победитель», очевидно, не попал в аудиторию, провалился в прокате, не сумев отбить свой гигантский бюджет, и, несмотря на определенный культ, сложившийся с годами, в целом оказался забыт. Фэнтези — с исключениями, конечно, — в 1980-е вообще не очень везло: можно вспомнить «Легенду» Ридли Скотта или «Крулла» Питера Йетса. Тридцать лет спустя оказалось, что, нащупав нужный тон, этот жанр с легкостью убирает все остальные, а через главные его хиты отчетливо просвечивает в том числе несчастный фильм Роббинса. Уже другой британский актер в белых одеждах машет посохом и другой дракон извивается в пещере. Но, к примеру, Джордж Р.Р.Мартин, как и дель Торо, о «Победителе» отзывается исключительно восторженно — честно с его стороны, учитывая, что там действует персонаж по имени Тириан. Роббинс едва ли не первым догадался, что драконы — это слишком интересно, чтобы оставлять их детям.

Ошибка в тексте
Отправить