перейти на мобильную версию сайта
да
нет

«Озабоченные», «Лондонград» и другие: пилоты новых российских сериалов

Завершившийся Санкт-Петербургский международный медиафорум прежде всего запомнится премьерными показами пилотов новых сериалов. Максим Сухагузов отсмотрел всю программу «Пилоты» и увидел в ней надежду на новую жизнь русской сериальной индустрии.

Кино
«Озабоченные», «Лондонград» и другие: пилоты новых российских сериалов Фотография: Columbia TriStar Television

«Озабоченные»

Снимается первый сезон. Премьера на ТНТ в 2015 году

Фотография: Columbia TriStar Television

Отработав в свое время креативным продюсером на ТНТ, режиссер Борис Хлебников возвращается на канал с комедийным сериалом про женскую судьбу. Источником вдохновения для Хлебникова послужил роман десятилетней давности екатеринбургской писательницы Ирины Денежкиной «Дай мне!», который предложил экранизировать резидент «Comedy Club» Семен Слепаков. Собственно, Слепаков и Денежкина выступают полноценными соавторами «Озабоченных» — от книжки они в сериале почти ничего не оставили, кроме общего настроения и реалистичных диалогов, которые умеет и любит снимать Хлебников. По сюжету молодая писательница Гвоздикова (органичная в любой роли Мария Шалаева) получает премию «Национальный бестселлер» за мужененавистнический роман «Прощай, козел!» (в нем, в частности, мечом отрубают член), на написание которого ее вдохновила измена парня (Юрий Колокольников). Денежкина, конечно, не отказывает себе в удовольствии поиронизировать над премией, которую в действительности получила в 2002 году: конфуз с речью, эротические приключения с ведущим, драка с издателем (камео Михаила Брашинского). Все это только пролог для будущих серий «Озабоченных», которые, судя по всему, будут крутиться вокруг поисков личного счастья Гвоздиковой и ее харизматичных подруг. Все это абсолютно в формате ТНТ, со вздорным трагифарсом и обязательными лирическими нотками; но при просмотре не покидает ощущение, что сериал делают живые люди с живыми идеями. Впрочем, пока что узнать режиссера «Свободного плавания» и «Сумасшедшей помощи» непросто, разве что по камере Павла Костомарова, вкраплениям кадров с мобильника и зыбкому балансу лирики и юмора. Также по пилоту невозможно понять, насколько это все сработает.

«Главкнига»

СТС решает судьбу проекта

Пожалуй, самый экспериментальный проект во всей программе, который вызвал оживленную дискуссию. Идея прекрасная — канал СТС, ведущий Бондарчук и постановщик Алексей Агранович зовут русских режиссеров, просят их экранизировать отрывок из любимой книги и наблюдают за процессом. Всего снято два пилотных выпуска: в первом Александр Велединский взялся за роман «Санькя» Прилепина, во втором — Хлебников экранизирует «Остров сокровищ». За роль Саньки борются трое молодых актеров — Александр Петров, Данила Стеклов и Андрей Прытков (Градусов из «Географ глобус пропил»). На роль девушки главного героя претендуют три актрисы — Дарья Носик, Дарья Мельникова и Александра Урсуляк. Оказалось, что подглядывать за кинопробами дико увлекательно: притирки актеров друг к другу, попытки понравиться режиссеру, разные варианты прочтения одного и того же текста. Выглядит это примерно как смесь реалити-шоу, телетеатра и, скажем, рекламной кампании о пользе чтения книг. Но настоящий праздник начинается, когда Хлебников приводит на площадку своих актеров и переодевает их в пиратов из «Острова сокровищ». На роль Бена Ганна он позвал своего постоянного актера Сергея Наседкина — плюс Александра Паля из «Горько!» и Константина Мурзенко, который устроил настоящий перформанс. По версии Хлебникова юного Джима  должна сыграть Мария Шалаева, и тут даже и пробовать больше никого не надо. А вот на роль одноногого пирата Джона Сильвера подтянулась тяжелая артиллерия — Михаил Ефремов, Федор Бондарчук и Евгений Сытый. «Главкнига» задумана интерактивной: после просмотра зрители должны выбрать при помощи голосования лучший проект, который получит финансирование. Правда, пока совершенно непонятно, как это все будет работать, — будущее проекта туманно. Однако в идеальном мире такой сериал был бы просто обязан добраться до эфира.

«Завтра»

Будущее сериала неизвестно

Не менее трудная эфирная судьба складывается у режиссерского дебюта бывшего кинокритика «Афиши» Романа Волобуева. Сценарий сериала про Россию будущего был написан вместе с Еленой Ваниной еще в 2013 году по заказу телеканала «Дождь» и продюсера Александра Бондарева. Однако после того, как «Дождю» перекрыли кислород, проект был отложен в долгий ящик. Для нашей аполитичной сериальной индустрии завязка у «Завтра» более чем амбициозная: на президентских выборах 2018 года побеждает кандидат от оппозиции. Пока страна пытается осмыслить происходящее, коридоры власти заполняет команда нового президента: кавалерия фурий в черных платьях, импозантная героиня Алисы Хазановой и пресс-секретарь, не расстающийся с айфоном. Заметку о сериале можно было бы назвать «Мой друг Алексей Лапшин», так как новоизбранный президент так и не появляется в кадре — и главным героем сериала становится глава предвыборного штаба Леша Лапшин (его играет Владимир Мишуков). Лапшин держится стоически, цедит шутки сквозь зубы (мол, введем в стране буддизм, в круглосуточный эфир пустим далай-ламу с Собчак), хотя вокруг творится полный хаос: пустует премьерское кресло, взломали твиттер президента, от страны хочет отделиться Калининградская область. Заканчивается все, понятное дело, концом света. Каким мог бы быть полноценный сезон, из пилота не очень понятно — он скорее похож на клубок коллизий и суматоху в духе британского сериала «Гуща событий». Местами дико смешно, есть россыпь приветов Дэвиду Линчу, Алексею Навальному, каналу «Дождь», «Мартовским идам» и так далее. Главная проблема (если это вообще можно назвать проблемой) заключается в том, что пилот оказывается примерно таким, каким его себе заранее представляешь. При этом снято здорово — а Алиса Хазанова настолько хороша, что напрочь забываешь про прочие огрехи. 

«Рашкин»

Заказан первый сезон. На СТС сериал появится не раньше осени 2015 года

Фотография: СТС

Еще один пример профессиональной миграции журналистов в сериальную индустрию: проект «Рашкин» стал первой ласточкой превращения Михаила Идова из главного редактора русского GQ в сценариста новых сериалов СТС. Продюсеры подхватили «Рашкина» тогда, когда Идов вместе с соавтором Андреем Рывкиным уже были готовы самостоятельно снимать сериал на фотоаппарат, — за время жизни в Москве у Идова скопилась целая коллекция забавных зарисовок о здешней городской культуре. Все это переплавилось в идею комедии про русские приключения писателя-мигранта — сюжет не автобиографичный, но явно использующий кое-какие личные впечатления самого Идова. Малахольный писатель с говорящей фамилией Рашкин прибывает из Америки в российскую столицу, откуда уехал с родителями еще в двенадцать лет. На родине ему попадаются обезумевшие читатели, бывший одноклассник (ныне фотограф и наркоман) и одиозный магнат с лицом Федора Бондарчука, который сначала унижает Рашкина в эфире «Дождя», а затем приглашает возглавить престижное издательство. Мытарства нью-йоркского хипстера укладываются в получасовой сборник беспроигрышных скетчей про современную Москву, мир медиа и условную молодежь со «Стрелки», который заканчивается дружественным стебом над журналом «Афиша». По крайней мере, так выглядит не эфирный пилот, который показали в Петербурге. «Не эфирный» означает, что это черновая серия, которую полностью переснимут, и ее больше никто и никогда не увидит. Не факт, что даже кастинг останется прежним: например, под вопросом кандидатура Бондарчука, хотя роль начальника изначально писалась под него. 

Кстати, на СТС готовится к выходу еще один сериал про американца в России под названием «Как я стал русским», где речь пойдет о московской жизни журналиста The New York Times. Но «Рашкин» разительно отличается от него хотя бы тем, что намеренно избегает типичных геополитических шуток в стиле «Россия глазами иностранца». Возможно, так и задумывалось авторами — мол, герою с такой фамилией свою русскость уж точно не пропить.

«Лондонград»

Снимается первый сезон. На СТС в 2015 году

Фотография: СТС

Самым перспективным оказался еще один плод сотрудничества СТС и Михаила Идова — пилот сериала «Лондонград», который показывали уже не в рамках программы «Пилоты», а на презентации нового телесезона СТС. Если «Рашкин» и «Как я стал русским» расскажут о приключениях иностранцев в России, то «Лондонград» — о наших людях в Лондоне. Для СТС это решительный скачок на новый уровень не только в смысле географии (большинство съемок проходит в Лондоне), но и в плане драматургии и кинокачества. Мощный, написанный легкой рукой сценарий, плотно сколоченная режиссура, которая не дает заскучать ни на секунду, в главных ролях — без пяти минут «наш Брэд Питт» Никита Ефремов и звезда «Неадекватных людей» Ингрид Олеринская, успех которой с тех пор никто как следует не развил.

У Ефремова точное попадание в образ беспечного умника-авантюриста, который бросил Оксфорд, чтобы за деньги решать проблемы русских людей в Лондоне: встретить ребенка в аэропорту, вызволить клиента из тюрьмы, отправить капризную дочку олигарха обратно к папе. Однако все идет не по плану: мажорка оборачивается неглупой девушкой с характером, а главным спасителем ситуации оказывается русский таксист, рассекающий по Лондону на «шестерке». В целом, немного похоже на коктейль из «Шерлока» и, скажем, «Детективного агентства «Лунный свет». Но то, что на западном телевидении выглядит привычным делом, здесь кажется почти что чудом. 

Для СТС это прежде всего многообещающий имиджевый проект, после которого станет понятно, нужно ли нам в принципе новое телевидение. Однако есть ощущение, что в ближайшее время как раз главные развлекательные каналы страны — СТС и ТНТ — серьезно переделают здешнюю сериальную моду. Причем если для ТНТ этот путь был поступательным, от проекта к проекту, то в случае СТС это неожиданный взгляд в сторону другого зрителя. Наверное, это главное ощущение, которое подарил СПММФ: у нас наклевывается пускай не идеальная, но все-таки вполне живая сериальная индустрия, способная не разочаровать неглупую, искушенную торрентами публику. В общем, телевизор жив.

Котик «Афиши Daily» присылает ровно одну хорошую новость в день. Его всегда можно прогнать и отписаться.
Ошибка в тексте
Отправить