перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Сериалы «Екатерина», «Борджиа», «Квест» и их близнецы: как различить похожие телешоу

На Первом канале закончился исторический сериал «Великая» о восхождении на трон Екатерины II. Ровно год назад на конкурентном канале с примерно теми же исходными данными прошел сериал «Екатерина». «Афиша» объясняет, чем один отличается от другого, и вспомнает еще несколько сериальных близнецов.

Кино

«Екатерина» / «Великая»

Что общего

Судьба Екатерины Великой сама по себе крайне кинематографична, так что к истории ее жизни многократно обращались режиссеры из разных стран. Однако почему-то в России до сих пор не было полноценного байопика самой известной нашей императрицы, и вот русское телевидение решило восполнить пробел сразу двумя проектами, которые делались параллельно друг другу. Оба состоят из двенадцати серий, оба рассчитывают на дальнейшие сезоны, оба выдержаны в формате современных костюмных драм а-ля «Тюдоры», где нет и намека на однозначных героев, прозрачную драматургию и излишнюю романтику. Причем сериалы-близнецы охватывают один и тот же период — от приезда наивной прусской невесты в холодную Россию до ее коронации, — поэтому у обоих сериалов одни и те же действующие лица, только в исполнении разных актеров. Достославное наименование «Екатерина Великая» каналы поделили поровну: «России» досталась «Екатерина», а Первому каналу — «Великая».

В чем различия

В сериале«Екатерина» сознательно пошли на историческую неточность и отказались от всеобщего ношения белых париков в кадре, якобы чтобы сделать исторических персонажей ближе к современному зрителю. На первой кнопке, наоборот, жестко следуют моде той поры — каждому герою раздали по парику, пришлось даже брать в аренду и доставать их из реквизита фильма «Бедный, бедный Павел», так как производство подобных париков — очень дорогое и трудоемкое дело. В «Великой» в первых двух сериях юную Екатерину играет молодая актриса Кристина Кучеренко, а уже потом появляется Юлия Снигрирь. В «Екатерине» Марина Александрова играет императрицу от мала до велика. На Первом для романтической линии в сюжет ввели выдуманного персонажа бравого солдафона Залесского в исполнении звезды сериала «Кухня» Марка Богатырева. На канале «Россия» романтическую функцию выполнял князь Салтыков, там на эту роль взяли красавца Риналя Мухаметова, тогда как в «Великой» Салтыков выглядит проходным фаворитом в исполнении Ильи Носкова. Отсюда у сериалов разные позиции по спорному вопросу отцовства первого ребенка Екатерины, маленького Павла I: в «Екатерине» это отпрыск Салтыкова, а в «Великой» все-таки сын Петра III. Среди других важных отличий: в «Екатерине» важную роль сыграл умалишенный и заключенный в крепости юный император Иван VI, а в «Великой» эту часть истории опустили.

«Черные паруса» («Black Sails») / «Эмблема смерти» («Crossbones»)

Что общего

Две пиратские драмы, которые вышли друг за другом на разных каналах. Если «Черные паруса» накручивают страсти в формате предыстории легендарного «Острова сокровищ» Стивенсона, то «Эмблема смерти» топчется на не менее известной пиратской легенде о флибустьере по прозвищу Черная борода (здесь его играет Джон Малкович). Сюжеты обоих сериалов крутятся вокруг пиратского острова Нью-Провиденс со схожими исходными данными: хозяйством заправляет бойкая красотка, присутствуют проститутки, предатели, бунтари и один харизматичный лидер. Завязка тоже одна и та же: пираты захватывают английский корабль, в качестве добычи берут в плен главного героя-прохвоста, который оказывается не так уж прост; потом он проникается пиратской жизнью и начинает дружить с главным негодяем.

В чем различия

 «Эмблема смерти» прошла в тени «Черных парусов», отчего тихо-гладко закрылась на первом сезоне, тогда как приквел «Острова сокровищ» скоро стартует с третьим сезоном, где, не поверите, как раз таки появится пират Черная борода в исполнении Рея Стивенсона.

«Бессонница» / «Квест»

Что общего

Несколько разношерстых персонажей (в «Квесте» их семеро, в «Бесссоннице» — десять) попадают в смертельно опасную игру, которой управляет таинственная подпольная организация. В обоих сериалах главным героям ввели в кровь опасный яд, на руки нацепили браслеты для отслеживания, вручили телефоны, объяснили механическим голосом правила игры. Набор жертв тоже во многом зеркальный: строгая блондинка в костюме, тинейджеры и обязательный один суровый мужик — в «Квесте»это был Михаил Евланов в роли бывшего военного, а в «Бессоннице» актер Эдуард Флеров в образе бывалого зэка и убийцы, но оба играют в схожей манере.

В чем различия

«Бессонница» отыгрывала моду на популярное увлечение россиян городскими играми с ночными скитаниями и выполнением заданий по определенному маршруту. «Квест» делает то же самое, но с новой волной экстремальных городских развлечений, которые предлагают посетителям попытаться выбраться из закрытого помещения при помощи подсказок. «Бессонницу» придумал известный российский сценарист Илья Куликов («Закон каменных джунглей»), сериал пытались продвигать через интернет-платформы и даже брать небольшую плату за просмотр, но эта затея провалилась. Поэтому «Бессонница» так и осталась неизвестна широкому зрителю, в то время как «Квест» прошел более-менее заметно на канале СТС.

«Борджиа» («Borgia») / «Борджиа» («The Borgias»)

Что общего

Два кабельных шоу, в схожей суровой манере рассказывающие о знаменитом католическом церковном клане Борджиа, которые вышли в один год на разных континентах: в Европе шел франко-германский сериал, а режиссер Нил Джордан курировал на Showtime американскую версию с Джереми Айронсом в главной роли.

В чем различия

У американцев вышел все-таки более лощеный и гламурный вариант, тогда как у европейцев получилась по-настоящему жуткая, кровожадная и неполиткорректная версия — лютая «Игра престолов», только в церковных кругах. Оба сериала продлились три сезона, однако американский прервали преждевременно, не дав логично завершить сюжет (в итоге решили выпустить финал в виде книги), а франко-германский свободно закончил свою историю.

«Галлиполи» («Gallipoli») / «Галлиполийская история» («Deadline Gallipoli»)

Что общего

Сражение с турецкими войсками близ Галлипольского полуострова — одна из самых памятных и кровопролитных для австралийцев битв Первой мировой. Поэтому к этой важной дате в Австралии практически одновременно вышли сразу два военных сериала про события тех лет. Оба в похожей форме рассказывают об ужасах войны, информационных битвах и пропаганде. Сериалы даже начинается с одной и той же экспозиции: перегруженные солдатами лодки в тишине подплывают к берегам Галлиполи, а затем начинается высадка и страшное сражение.

В чем различия

«Галлиполийская история» больше рассказывает об информационной войне, так как главными героями там являются журналисты: заносчивый писака в исполнении Хью Дэнси из «Ганнибала» и авантюрист с фотоаппаратом, за усами которого узнается Сэм Уортингтон из «Аватара». «Галлиполийская история» больше похожа на типичный военный роман, так как подается через судьбу юного солдата в исполнении молодого таланта Коди Смита-МакФи. Впрочем, и в этом сериале на заднем плане появляются все те же журналисты, только сыгранные менее известными актерами.

«Переводчик» / «Старое ружье»

Что общего

Два военных сериала со схожими сюжетами, которые зрели параллельно друг другу в недрах одной компании «Марс Медиа». Скорее всего, сценарии оказались похожими, потому что оба вдохновлялись одним и тем же фильмом — франко-германской драмой «Старое ружье» про скромного школьного учителя в оккупированном селении, который поначалу вынужденно сотрудничает с фашистами, но когда беда приходит в его дом, берется за ружье.

В чем различия: В сериале «Переводчик», который снимал режиссер Андрей Прошкин, постарались максимально отдалиться от первоисточника (хотя событийный ряд остался примерно тот же). Главный герой в исполнении Виталия Хаева стал учителем химии, отчего финальный бунт маленького человека немного смахивает на сериал «Во все тяжкие». В мини-сериале «Старое ружье», наоборот, сохранили даже название оригинала, поэтому главный герой в исполнении не менее фактурного Тимофея Трибунцева действует по канону.

«Оттепель» / «Уходящая натура»

Что общего

Оба сериала вышли на Первом канале, снимались примерно в одно и то же время. Якобы «Уходящую натуру» сняли даже раньше, но ее слишком долго продержали на полке, отчего ей пришлось идти следом после «Оттепели», проходить под ярлыком подражателя и остаться в тени хита Тодоровского. Завязка у них действительно похожая: талантливому советскому режиссеру не дают снимать кино по хорошему сценарию и вместо этого вешают на него госзаказ — колхозную драму про поднимающуюся с колен деревню. На съемки он с собой берет пьющего друга, а на главные роли ставит свою стервозную жену-актрису и юную любовницу. Для пущей схожести любовницу играет все та же Аня Чиповская, только тут она такое некое злое отражение своей героини из «Оттепели».

В чем разница

В «Уходящей натуре»действие происходит в застойные серые 70-е, то есть сразу после «Оттепели», поэтому в сериале гораздо жестче и откровенно критикуют СССР, затрагивают острый польский вопрос. Если «Оттепель» выглядит передовиком качественных русских сериалов нового формата с флером западных шоу, то «Уходящая натура», наоборот, зиждется на старой школе отечественного телекино (он даже снят на пленку), народных образах, очаровательной мелодраматической густоте в духе «Таежного романа».

Котик «Афиши Daily» присылает ровно одну хорошую новость в день. Его всегда можно прогнать и отписаться.
Ошибка в тексте
Отправить